Папки-передвижки

Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста

Нина Мякотникова
Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детских садах со среднего дошкольного возраста проводят рефлексию. Так же в соответствии с требованиями ФГОС образование детей должно строиться через разные виды деятельности, при этом знания не являются главной целью, а представляют из себя среду для развития ребенка и формирования у него предпосылок учебной деятельности (пункты 4.6. и 4.7.).

Одна из предпосылок учебной деятельности, формируемой в дошкольном возрасте это умение оценивать себя и результаты своей деятельности, способность объяснять причины удач и не удач.

Публикация «Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе.

Особенности содержания и подготовки рефлексивных способностей детей этого возраста изучены очень слабо. Отсюда вытекает проблема целенаправленного и организованного развития рефлексии у детей под руководством педагога. Поэтому в дошкольных учреждениях проводят рефлексию со средних групп.

Вообще под рефлексией понимается обращение внимания субъекта, в данном случае ребенка, на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое – либо их переосмысление. То есть, если быть краткой, это свое рода самооценка себя в деятельности (на занятии).

Рефлексия позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление.

На занятии в средней группе на тему «Овощи и фрукты». Последним этапом в этом занятии была рефлексия. Детям предлагалось на доске 2 домика: один оранжевый – семейство апельсинчиков. Другой красный – семейство помидорчиков. А на столах лежали картинки помидоров и апельсинов. Были даны условия:

АПЕЛЬСИН, если ты считаешь, что на занятии ты занимался активно, участвовал во всех играх и заданиях, отвечал на вопросы воспитателя, помогал и дружно работал со своими сверстниками;

ПОМИДОР, если ты считаешь, что на занятии ты плохо участвовал, не отвечал на вопросы и не помогал никому из ребят.

После сказанных условий, дети берут ту картинку, которая, по их мнению, подходить больше всего. После того, как дети заполнят домики, воспитатель вместе с ребятами обсуждает заполняемость семейств.

Важно, при проведении рефлексии, сначала четко объяснить детям какая картинка, что обозначает, какие критерии отражает, а только потом попросить детей ее поднять, иначе они будут поднимать все картинки пот очереди. После того, как дети определись с самооценкой, необходимо задать вопрос, например, «Ваня, почему ты поднял апельсин?», особое внимание, уделяя детям, которые оценили себя отрицательно или не объективно.

Рефлексию в конце занятия можно провести в разных формах, например:

1. Украсим ёлочку. Кто, считает, что хорошо работал, тот украсил ёлочку разноцветными шарами. А кто работал плохо – только синими шарами.

2. Банки с вареньем. Две стеклянные банки. На одной надпись №1 «Я справился!», на другой – №2 «Я не справился». Брось фишку – ягоду в банку №1 с надписью «Да» или «Победа». В банку №2 «Нет» или «Неудача». Бросать можно пуговицы, бусинки и т. д.

3.«Дерево творчества». По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: плод – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно не плохо; листики – не был активен на занятии.

4.«Светофор». Дети сигналят карточками: зеленый – был активен на занятии, отвечал на все вопросы воспитателя; желтый – был активен, но не на все вопросы смог ответить; красный – было скучно, был не активен на занятии.

5.«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

6.«Цветик многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

7.«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов: красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня плохое настроение.

8.«Человечки настроений». Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Проводится рефлексия в начале занятия : покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. В конце занятия проводится повторная рефлексия : покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Таким образом, рефлексия является необходимым компонентом занятия, способствующая формированию умения оценивать себя, результаты своей деятельности и причины успехов и не удач, что постепенно готовит ребенка к получению оценок в школе с пониманием за что выставляются определенные баллы.

Публикации по теме:

«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт Задолго до самого досуга в группе была проведена большая подготовительная работа. Прежде всего выставка любимых книг, на которую были принесены.

Проведение занятия по объёмной аппликации на тему «Слонёнок» с детьми средней группыПроведение занятия по объёмной аппликации на тему «Слонёнок» с детьми средней группы Ко Всемирному дню слонов. Цель: создание условий для расширения знания детей о слонах. Задачи: 1. Активизировать и систематизировать имеющиеся.

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Солнышко настроения»Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Солнышко настроения» Мастер-класс: «Изготовления пособия для рефлексии «Солнышко-настроения», средняя группа детского сада». Рефлексии настроения и эмоционального.

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения»Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения» Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения». Приходя впервые в детский сад, малыш испытывает стресс. Очень трудно пережить.

МК по лепке «Совушка» с детьми дошкольного возрастаМК по лепке «Совушка» с детьми дошкольного возраста Лепить мы будем барельеф. Нам понадобится картон-основа, пластилин. Цвета можете взять какие захотите. Мы решили сделать сову светло-коричневой,.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Проведение опытов с детьмиПроведение опытов с детьми Ребенок рождается исследователем. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания.

Фотоотчет «Проведение праздника «День матери» с детьми средней группы»Фотоотчет «Проведение праздника «День матери» с детьми средней группы» Самый добрый и самый ласковый праздник в ноябре – это день матери. Ведь именно мама для ребенка является самым главным человеком в жизни.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста Занятия с детьми 2-3 лет театрализованной деятельностью Дошкольный возраст - самый благоприятный период всестороннего развития ребёнка.

Урок рефлексии как способ закрепления знаний Планирование учебных занятий в рамках целого цикла и конкретно каждого урока, комбинирование материала разных уроков, логическая последовательность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Мякотникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 18:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД