МААМ-картинки

Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста

Кристина Болдова
Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т. е. способность управлять своими действиями, контролировать их.

Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.

Публикация «Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста» размещена в разделах

Как же помочь ребенку осознать свое поведение?

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т. д. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.

Здесь возникает естественный вопрос: как появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? Очевидно, что эта способность предполагает прежде всего осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю, т. е. она требует определенного уровня развития самосознания. Исследования показывают, что старшие дошкольники при определенных условиях способны к осознанию своего поведения - его целей, мотивов и средств. Однако данная способность развита далеко не у всех детей пяти-шести лет - тут имеются значительные индивидуальные различия. Как же формируется эта способность к осознанию своих желаний и действий? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее.

Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению со взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным «действовать в будущем», т. е. планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.

Решающее значение речи как средства овладения своим поведением доказывается также фактами из патологии речи. Так, при афазии (расстройстве или утрате речи) полностью утрачивается способность к произвольности : конкретная ситуация целиком овладевает действиями больного, а планирование и организация своего поведения во времени становятся невозможными.

Таким образом, влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным. Вместе с тем практика экспериментальной и педагогической работы с детьми показывает, что многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (т. е. много и свободно говорящие, далеко не всегда осознают, контролируют и тем более планируют свои действия. По-видимому, овладение речью является необходимым, но недостаточным условием формирования произвольного и осознанного поведения. Какое же именно речевое общение со взрослым способствует произвольности и осознанности действий?

Высшим достижением развития общения в дошкольном возрасте является, как уже говорилось, внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков. М. И. Лисина полагала, что такое общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.

Вместе с тем очевидно, что не всякий разговор на личностные темы - когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает - может быть условием и фактором формирования произвольного доведения. Такое общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны и соответственно отнестись к своим действиям. Это возможно только тогда, когда решение опирается на реальные интересы ребенка, когда оно включено в его практические действия.

В современной практике дошкольного воспитания нередко возникают ситуации, когда внеситуативное общение детей со взрослыми вынесено за пределы конкретной практики ребенка (дети заучивают не слишком понятные для них стихи и песенки, усваивают на словах абстрактные для них нормы поведения и этические оценки). Знания и умения, усвоенные дошкольниками на занятиях, часто остаются не связанными с их реальной жизнедеятельностью Так, ребенок может помнить названия всех месяцев года, но не знать, какое время года сейчас за окном, или не уметь пользоваться пространственными предлогами (над, под, перед, значение которых он заучивал на занятиях. При этом собственная активность детей (игра, общение со сверстниками, конструирование) остается ситуативной я неосознанной. Здесь может возникнуть разрыв между вербальной и практической деятельностью ребенка. Такой разрыв таит в себе две опасности: с одной стороны, может образоваться своего рода «речевая ситуативность», когда ребенок общается со взрослым в пределах уже существующих речевых штампов, а с другой - произойти задержка на стадии ситуативного, неосознанного и непроизвольного поведения. При таких условиях речь не может стать средством овладения своим поведением.

Становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеситуативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ЗОЖ для дошкольного возраста. Здоровье– бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Картотека считалок для детей дошкольного возраста За высокими горами Ходит Мишка с пирогами. — Мишка, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! — Пирожок не дорог.

Лэпбук по математике для детей дошкольного возрастаЛэпбук по математике для детей дошкольного возраста Работая в дошкольном учреждении, учитывая требования ФГОС, каждый педагог ищет новые, современные, интересные подходы, идеи в своей педагогической.

Мероприятия ко Дню радуги для старшего дошкольного возрастаМероприятия ко Дню радуги для старшего дошкольного возраста Лето - это незабываемое время года, время новых открытий и впечатлений. В нашей группе мы посвятили неделю лета разноцветной и удивительной.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развлечение «Масленица» для детей дошкольного возрастаРазвлечение «Масленица» для детей дошкольного возраста Широкая, развесёлая, озорная и яркая Масленица идет по России. Люди провожают Зимушку и готовятся к встрече с Красавицей Весной! В детском.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Загадки про книги для дошкольного возрастаЗагадки про книги для дошкольного возраста Загадки про книги. Предлагаю небольшую подборку загадок про книги, которые можно использовать во время проведения "Книжкиной недели", или.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Болдова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2022 в 10:36
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД