Получи документы

Программа «Здравствуй, малыш!»

Надежда Фишова
Программа «Здравствуй, малыш!»

Программа совместных детско-родительских мероприятий учителя-дефектолога, родителей и детей раннего возраста "Здравствуй, малыш!"

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Основная задача педагога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы. Однако, основным компонентом поддержания и сохранения психологического здоровья детей раннего возраста, я считаю создание условий для обеспечения психофизического благополучия на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка. На сегодняшний день одной из актуальной проблем в детско-родительских отношениях является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско-родительском взаимодействии, развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми 2-3 лет.

Публикация «Программа „Здравствуй, малыш!“» размещена в разделах

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. В современных условиях становятся все более заметными деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психологической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания. Нередко можно услышать от современных родителей, а иногда от педагогов, что кризис трех лет «помолодел» : его симптомы взрослые начинают замечать в возрасте около двух лет. Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса трех лет наступит свой психологический возраст. А вот негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, которые ставят родителей в педагогический тупик, являются индикаторами нарушения детско-родительских отношений, выступают показателем того, что базовые потребности малышей не удовлетворяются, поскольку их жизнь в семье недостаточно целесообразно организована. Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира. Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни (Г. П. Щедровицкий). В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой - обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.

Для ребенка 2-3 лет детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере при переходе ребенка из яслей в садовскую группу (младшую). Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе детского сада приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития. Поэтому очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при эмоциональной поддержке и доброжелательном отношении всех сотрудников детского сада и непосредственном участии родителей.

Цель игровой деятельности состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия воспитателя и педагога-дефектолога с ребенком 2-3 лет и его родителями на основе принципа интеграции видов деятельности и задач работы с детьми и их родителями.

Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и педагогом- дефектологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Совместная деятельность с педагогами и родителями, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом, содействуют обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Для более легкого восприятия и усвоения материала детьми, развивающие игры и упражнения в каждом занятии объединены единой темой. А наличие определенной темы или единого сюжета настраивает и заинтересовывает ребят и родителей, создает определенный эмоциональный микроклимат, что сказывается на качестве и желании участвовать в выполнении предложенных заданий.

Проводя совместные мероприятия педагога-дефектолога с родителями, обеспечивается качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения при формировании познавательных и коммуникативных компетенций.

Принципы построения программы :

1. Принцип дифференциации. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором максимально учитываются возможности каждого или отдельных групп детей.

2. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения, учет возрастных особенностей детей, уровень их развития. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и нагрузок.

3. Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

4. Принцип повторения. Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации возможностей ребенка и обеспечения сохранения здоровья при дальнейшем обучении.

6. Принципы взаимодействия с детьми:

- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

Новизна программы :

Разработана обоснованная эффективная методика работы с детьми и родителями, способствующая созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми и их родителями, педагогами, детей друг с другом. Ценность данной программы в том, что родители являются для своих детей главными партнерами по игре, что способствует более эффективному развитию ребенка.

Цель программы - создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста 2-3 лет на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

Задачи:

- создать для детей и родителей обстановку эмоционального комфорта, снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии;

- стимулировать речевую, познавательную, коммуникативную, игровую активность детей и родителей в совместной деятельности;

- развивать умения партнерского взаимодействия и общения родителей со своими детьми;

- обогащать опыт родителей и детей по использованию методов и приемов игрового взаимодействия;

- развивать умение родителей быть активными соучастниками ребенка в его деятельности.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры, направленные на ознакомление с окружающим, релаксационные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, потешки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и взрослых, задают положительный эмоциональный настрой.

Условия реализации программы

Программа организации игрового взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 2-3 лет реализуется на занятиях культурных практик «Здравствуй, малыш.

1. Совместные детско-родительские занятия проводятся в группах раннего возраста 2-3 раза в месяц.

2. Формирование группы происходит на добровольной основе. Количественный состав группы 10-12 пар «родитель-ребенок». Детско-родительское занятие могут посещать оба родителя ребенка одновременно.

3. Время проведения совместных игровых занятий планируется с учетом возможностей родителей (вечернее время с 16.00, 17.00, психофизических особенностей детей (после дневного сна, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены).

4. Продолжительность каждого совместного занятия 15-20 минут.

5. Организация предметно-развивающей среды:

- подбор литературного материала;

- картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов, познавательного развития;

- подбор различных предметов и пособий;

- подбор персонажей, игрушек и масок в соответствии с тематическим планированием;

- подбор иллюстрированных книг, картинок;

- подбор музыкальных дисков с музыкой «Топ-хлоп, малыши А. Буренина, Т. Сауко. Серия: музыка с мамой. Е. Железновой, сборник современных детских песен.

- картотека пальчиковой гимнастики;

- картотека артикуляционных упражнений;

- картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса;

Речевой, двигательный, познавательный и музыкальный материал, используемый на занятиях, частично повторяется. Это дает возможность детям запомнить танцевальные, игровые движения, речевые упражнения и стихотворения.

Структура и форма занятий:

Структура совместных детско-родительских занятий по игровому взаимодействию включает вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть занятия предполагает речевые игры-приветствия для создания эмоционально-положительного настроя родителей и детей на совместную игровую деятельность, снижения психоэмоционального напряжения у родителей и создание атмосферы эмоционального комфорта у детей.

В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, развиваться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и родителями.

В Заключительную часть занятия входят спокойные малоподвижные игры и упражнения. Педагог-дефектолог обращает внимание на то, как дети проявляли желание играть вместе с родителями, соблюдали правила игры, подводя таким образом итоги занятия. При этом у участников совместной деятельности формируются ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом для постоянного поддержания интереса детей.

Комплектование и количество упражнений и игр, из которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить деятельность, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.

Ожидаемые результаты.

Игровая форма детско-родительских занятий способствует:

1. Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста 2-3 лет на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

2. социализации ребенка раннего возраста (2-3 лет) на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми;

3. приобретению родителями и детьми опыта эмоционального общения, совместного выполнения игр, требующих речевой и познавательной стимуляции, позитивного взаимодействия в совместной игровой деятельности;

4. улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива;

Механизмы отслеживания результатов: На основании наблюдения за поведением детей педагогами заполняются диагностические листы. (Диагностические методики «Лист диагностики» прилагается – Приложение 2). Первичная диагностика – проводится в первые дни обучения с целью выявления исходного уровня развития ребенка.

Итоговая диагностика – проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний. Формы итоговых занятий: семинар-практикум для родителей воспитанников.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике в младшей группе «Здравствуй, здравствуй, ёлочка»Фотоотчет о празднике в младшей группе «Здравствуй, здравствуй, ёлочка» Нам праздник чудесный зима принесла, Зеленая ёлка к ребятам пришла, Её нарядили, игрушки повесили. Станет у ёлочки всем очень весело! Ёлочку.

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, курочка! Здравствуй, петушок!» для детей адаптационной группы ДОУКонспект занятия по развитию речи «Здравствуй, курочка! Здравствуй, петушок!» для детей адаптационной группы ДОУ Возраст детей: 1,5 - 2 года Цель: создавать положительный эмоциональный фон, стимулировать общение детей (с помощью мамы) с педагогом.

Организованная деятельность в логопедической подготовительной группе с ФФНР «Здравствуй, друг! Здравствуй, звук!»Организованная деятельность в логопедической подготовительной группе с ФФНР «Здравствуй, друг! Здравствуй, звук!» Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, закреплять умение детей работать малыми группами. Интеграция.

Проект «Здравствуй, малыш!» (ранний возраст)Проект «Здравствуй, малыш!» (ранний возраст) Участники проекта: вновь поступающие дети, родители, воспитатели 1первой младшей группы Дата реализации проекта: 1 месяц • Длительность.

Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш — счастливый малыш!»Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш — счастливый малыш!» Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый малыш!» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!»Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!» Ведущий. Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Сегодня у нас с вами веселый праздник. 1 июня – наступило лето! И теплом июньским.

Сценарий новогоднего праздника «Здравствуй, здравствуй, ёлочка!» (вторая группа раннего возраста)Сценарий новогоднего праздника «Здравствуй, здравствуй, ёлочка!» (вторая группа раннего возраста) Дети свободно входят в зал за воспитателем. Подходят к ёлке, рассматривают. Музыкальное сопровождение «Колыбельная медведицы» музыка Евгения.

Сценарий новогоднего развлечения для детей младшей группы «Здравствуй, здравствуй, ёлочка» Сценарий новогоднего развлечения для детей младшей группы «Здравствуй, здравствуй ёлочка» Действующие лица. Снегурочка, Гномик (взрослый).

Сценарий Новогоднего утренника «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» во второй младшей группеСценарий Новогоднего утренника «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» во второй младшей группе Действующие лица Взрослые: Ведущий Дед Мороз Каркуша Хрюша Степашка Дети: Одеты в костюмы по желанию Ход утренника Под веселую музыку.

Сценарий праздника для детей младшей группы «Здравствуй, здравствуй, осень!» «Здравствуй, здравствуй, осень!» сценарий праздника для детей младшей группы Материалы и оборудование: корзина с листьями и овощами, корзина.

Библиотека изображений:

Публикация Программа «Здравствуй, малыш!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Фишова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа «Здравствуй, малыш!»
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 15:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД