Получи документы

Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

Татьяна Макаренкова
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22

«БАБОЧКА» г. Смоленск

Принята Утверждаю

На педагогическом совете Заведующий МБДОУ

Протокол №1 6.07.2020г. Поверенкова Л. И.

Приказ от 6.07.2020

№143/1

Программа

«Взаимодействие с семьями детей по экологическому

воспитанию с использованием интерактивных форм»

Публикация «Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм» размещена в разделах

2020 – 2021 учебный год

Воспитатель :

Макаренкова Татьяна Владимировна

СМОЛЕНСК 2020

Пояснительная записка.

Актуальность:

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детстве,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний

малыш»

В. А. Сухомлинский

Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей, между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.

Именно поэтому нас заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.

Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Цель:

Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе экологического воспитания дошкольников. Формирование экологической компетентности родителей в деле воспитания у детей экологической культуры.

Задачи:

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.

Создать условия в группе для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользования.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.

Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.

Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Для определения содержания проекта, выполнению принципов мы проводим анализ сложившейся ситуации.

Анализ ситуации

Благоприятные факторы:

-повышение уровня экологической образованности детей;

-активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;

-разнообразие досуга в группе.

Неблагоприятные факторы:

- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

- молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

- ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых. Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе.

Анализ внутренней среды:

Благоприятные факторы

Наличие программ и технологий:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой, 2005 г., «Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Предметно – пространственная среда:

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: календарь природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

Неблагоприятные факторы

Слабые знания детьми правил поведения в природе.

Неспособность предусмотреть последствия своих действий.

Слабые экологические знания и отсутствие педагогического опыта у родителей воспитанников.

Требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Ведущая роль принадлежит не только воспитателю, но и родителям.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Мы используем метод проекта, в котором мы предлагаем в течении месяца несколько мероприятий с участием родителей. Родители могут помочь воспитателю в формировании экологических знаний, умений у их детей. Одновременно повышая свою компетенцию в экологических проблемах.

Средства реализации программы:

Информационное сотрудничество :

Беседы.

Консультации и сообщения о важности данной проблемы.

Создание фотовыставок с экологическим содержанием.

Создание лэпбуков по экологии «Экология», «Осень – дивная пора» и папок – передвижек.

Презентации.

Анкетирование родителей по поводу экологической грамотности семьи.

Совместная деятельность:

Родительская встреча «Что такое экология технология лэпбук.

Субботники.

Акции.

Озеленение участка, пополнение уголка природы, коллекций природного материала.

Ожидаемые результаты:

Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.

Содержание:

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование цели и задач проекта.

Подбор и разработка методической литературы.

Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте.

Разработка перспективного плана работы.

Проведение мероприятий согласно плану.

Содержание работы:

Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные интерактивные формы, инновационные технологии.

Для детей в группе постоянно совершенствуем развивающую среды, создание новых пособий:

- макет «Лес»

- сборник экологических сказок

- уголок экспериментирования

- уголок «Времена года»

Родительская встреча «Что такое экология с использованием технологии лэпбук.

Цель: Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте. Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе города Смоленска, об экологических проблемах.

Проводится анкетирование по вопросам экологии, с целью выяснение знаний у родителей и определение перспектив дальнейшего взаимодействия.

Приложение 1.

Презентация «Лэпбук, как интерактивная форма взаимодействия взрослых и детей». Лэпбук «Экология».

Цель: рассказать родителям о технологии создания лэпбука, о его значении в экологическом воспитании детей.

Задачи: в красочной и наглядной форме, в виде лэпбука, показать родителям какие игры и задания можно использовать дома для формирования и закрепления экологических знаний у их детей.

Приложение 2.

Изготовление фото – стенда «Природа нашего города Смоленска»

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Вызывать эмоциональный настрой, создавать хорошее настроение, чувство гордости за свой родной край.

Приложение 3.

Создание буклетов для родителей «Игры для детей в кругу семьи экологической направленности

Цель: познакомить родителей с разнообразными играми экологической направленности.

Приложение. Организация выставки работ из природного материала «Осенние фантазии»

Задачи: способствовать более тесному контакту между родителями и детьми при совместной деятельности. Расширять кругозор детей, способствовать закреплению знаний о природе. Развивать фантазию и творчество посредством природы.

Акция «Наш город должен быть чистым!»

Провести консультацию «Наш город должен быть чистым!»

Задачи: донести до родителей, насколько важна проблема загрязнения окружающей среды в нашем городе. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

Приложение 1. Акция

Рекламные листовки.

Задачи: создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Как организовать раздельный сбор мусора?» и т. п.

Приложение2. Акция

Памятки «Куда деть мусор?» «Мусор-проблема №1».

Задачи: создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Приложение3. Акция

Оценка результатов (предполагаемая).

Дети:

- познакомились с новой системой ценностей по взаимоотношению с природой;

- начало формироваться осознание важности природоохранных мероприятий;

- повысилось ответственное отношение к природоохранным заданиям;

- начала проявляться инициатива, активность, самостоятельность в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры.

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация;

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Диагностика родительской компетентности в вопросах экологии

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

1. Знаете ли Вы, что такое экология? Дайте своё определение этому понятию

2. Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?

3. Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой

4. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

5. Есть ли комнатные растения? Какие?

6. Кто ухаживает за животными или растениями?

7. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает?

8. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

9. С какой целью?

10. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

11. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?

12. Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?

13. В каких природоохранных акциях Вы могли оказать помощь детскому саду («Поможем крылатым докторам», «Войди в природу другом»; «Планета без мусора»; «Берегите воду» и других - предложите свою тематику)

14. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

В анкетировании приняли участие 19 родителей из 30 в начале года и в конце. В начале года большинство родителей могли приблизительно сказать, что такое экология и составило 47% К концу года уровень знаний увеличился и стал уже 74%. Родители имеют в семье домашних животных, приобщают к уходу за ними, это более 80%. Большинство родителей обладают низким уровнем экологической компетенции на начало года 46%, к концу года компетентность повышается, незначительно, на 12% и составляет58%. Родители желают оказывать посильную помощь воспитателям в экологическом воспитании своих детей, и сами приобретают новые экологические знания.

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М. : Издательский центр «Академик», 2001.

2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.

3. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду – М. : Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.

5. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.

6. Глебова С. В. Детский сад-семья : аспекты взаимодействия – М. : ТЦ «Учитель», Воронеж.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию с использованием пластилина «Сезонное дерево» к 300-летию КузбассаДидактическая игра по экологическому воспитанию с использованием пластилина «Сезонное дерево» к 300-летию Кузбасса Цели и задачи: - формировать умение работать с пластилином. - развивать творческую самостоятельность; - учить прикреплять пластилин на.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной картыКонспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной карты Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием ментальной карты. Тема: насекомые. Цель: Расширять и закреплять знания детей.

Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде" Цель занятия: Создать комплекс условий,.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД»Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя.

НОД по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования с использованием ИКТ «Путешествие Капельки» Цель:Рассказать о значении воды в нашей жизни,показать где, в каком виде существует вода,дать детям первое,элементарное представление о.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 09:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД