Лучший педагог года

Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»

Алёна Горожанова
Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»

Наименование дополнительной общеразвивающей программы

«Тропинки родного края»

Объединение (студия, секция и др.)

Объединение «Тропинки родного края»

Тип программы

Экспериментальная

Направленность

Познавательная

Срок обучения

1 год

Возраст учащихся

5-6 лет

Цель программы

Публикация «Программа для детей 5–6 лет „Тропинки родного края“» размещена в разделах

Способствовать росту интереса детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность

Уровень реализации программы

Адаптированная

Продолжительность реализации программы

2019 – 2020 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Непрерывное агробизнес-образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических понятий на ступени дошкольного возраста — один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Существующие на сегодняшний день образовательные программы для дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес- образованием.

Для решения этой проблемы в Курганской области был разработан и успешно внедряется во многих муниципальных образованиях межведомственный сетевой инновационный проект «Агробизнесобразование Зауралья». В реализации данного проекта принимает участие и Чистопрудненский детский сад «Сказка» Шадринского района.

Агробизнесобразование – это раннее формирование у учащихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.

Реализация аграрной направленности будет осуществляться через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, познание окружающего мира, формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде.

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Тропинки родного края» от уже существующих является то, что она сочетает в равной степени изучение учащимися трё х важных компонентов сельского хозяйства: «Животноводство», «Растениеводство», «Агротехнику», и направлена на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, до профессиональное развитие учащихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Земля. Сельскохозяйственный Труд. В программе будут использованы интерактивные формы обучения. С помощью компьютера и проектора инновационная технология позволяет детям совершать виртуальные путешествия, экскурсии.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном подходе получения дошкольниками знаний в области агротехнологий, воспитание у них гражданственности и трудолюбия, стремления в будущем к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда а также развитие у них творческих способностей.

Дополнительная общеразвивающая программа одногодичная, рассчитана на детей 5-6 лет (старшего дошкольного возраста).

Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью – 1 час.

Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, игры, практическое занятие, экскурсии, выставки.

Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и организационного) и приложения.

В целевом разделе дается пояснительная записка, описываются цели и задачи программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения программы.

Цель рабочей программы : удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность с использование информационных коммуникационных технологий.

Основные задачи программы :

1. Образовательные:

• - дать понятия «Растениеводство», «Животноводство», «Агротехнику»

- дать понятия: «сельскохозяйственный труд», «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок», «агрономия».

• - изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.

• Расширить знания о сельскохозяйственных производствах своего села и труде людей, работающих на них;

• Расширить знания о профессиях, занятых в сельском хозяйстве: агроном, механизатор, ветеринар, зоотехник;

• Познакомить с сельскохозяйственной техникой и её видами: предпосевной, посевной, поливальной, для вноса в почву удобрений, уборочной;

• Расширить знания о знаменитом земляке – агрономе Т. С. Мальцеве,

2. Развивающие:

• - совершенствовать у воспитанников навыков по выращиванию и уходу за растениями.

• - развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать.

• - развивать внимание, логическое мышление, речь воспитанников, наблюдательность.

• Развить интерес к сельскохозяйственному производству, к сельскохозяйственному труду;

• Развивать умение вести диалог в сюжетно – ролевых играх;

• Развивать творческие умения в создании гербария, коллекции семян, творческих коллективных работах.

3. Воспитательные:

• - формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.

• - формировать устойчивый интерес к труду.

• Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям труда, занятых сельскохозяйственным трудом.

Ожидаемые результаты:

• - развитие интереса к занятиям в объединении;

• - углубление и совершенствование знаний воспитанников в области экологии растений;

• -будут иметь представление о специфике сельскохозяйственного труда, о профессиях занятых в сельском хозяйстве: механизатор, агроном, зоотехник, ветеринар;

• - формирование умений и навыков в основах агрономии;

• - формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда,

• -расширит представление о мире растений и животных, сельскохозяйственном производстве;

• - развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Сельскохозяйственные производства моего села «Юные полеводы»

15

6

9

3

Растения, их разнообразие

13

5

8

4

Животные, их разнообразие

13

5

8

5

Роль растений в жизни человека.

«Юные садоводы»

17

8

9

6

Роль животных в жизни человека

7

5

2

7

Сельскохозяйственная продукция и её сбыт

4

2

2

8

Итоговое занятие

1

-

1

72

32

40

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория: Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. Понятие «сельскохозяйственный труд». -1 ч.

Практика: Дидактическая игра «К какому труду относится?» - 1 ч.

Мультимедийная презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Методическое обеспечение: Инструктажи по ТБ, поговорки и пословицы о труде, слайд – презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

РАЗДЕЛ 2. Сельскохозяйственные производства моего села

«Юные полеводы» (15 ч.)

Теория: «Что такое растениеводство» Сформировать элементарные представление о растениеводстве в нашем крае.

«Полеводство» закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

Зерновые – богатство нашего края. Труд хлеборобов. Фермерские хозяйства. Труд людей на фермах. Агротехника. Труд механизаторов. - 6ч.

Практика: Экскурсия на хлебное поле.

Экскурсия на Зерносклад.

Экскурсия в машинно–транспортную мастерскую.

Экскурсия на фермерское хозяйство.

Экскурсия на «Частное подворье».

Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы?».

Интерактивная игра «Кто что производит?». -9 ч.

Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственные производства села Чистопрудное».

РАЗДЕЛ 3. Растения и их разнообразие. (13 ч.)

Теория: Дикорастущие и культурные растения нашего края, их разнообразие. Виды микроорганизмов: полезные, опасные. Строение растительной клетки. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена растений.

Понятие о лаборатории и лабораторных исследованиях.

«Осеняя ярмарка» Продолжать формировать представление о растениеводстве в нашем крае. Расширить знания детей о полевых культурах.

Виртуальная экскурсия на хлебопекарню. Формировать представления о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду. Рассказать детям о работе хлебопекарни.

Знакомство с микроскопом. – 5ч.

Практика: Работа в мини лаборатории (наблюдение под микроскопом за микроорганизмами, рассматривание растительной клетки).

Опытно - экспериментальная работа: помол муки в кофемолке. Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; показать принцип превращения зерна в муку.

Игровое занятие «Каша-матушка наша» Обобщить знания детей о растениеводстве в нашем крае. Закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить, о пользе каши; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, воспитывать уважение к труду хлеборобов (с использованием мультимедийной презентации)

Настольно-печатная игра «Как хлеб на стол пришёл» расставь по порядку или что сначала, а что потом.

Аппликация из крупы «Цыпленок»

Создание гербария «Культурные растения нашего края» - 8 ч.

Проект «Наблюдение и исследование зерновой культуры-овса»

Методическое обеспечение: Рассказ о дикорастущих и культурных растениях нашего края, гербарий растений, зёрна хлебных злаков, загадки о растениях, таблица с изображением произрастания растения от семени.

РАЗДЕЛ 4. Животные, их разнообразие. (13 ч.)

Теория: «Что такое животноводство» Систематизировать знания детей о труде животноводов, о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.

Домашние птицы и животные. Особенности их кормления и содержания. Рыбы. Пчелы. – 5 ч.

Практика: Экскурсия на перепелиную ферму (контактное взаимодействие с птицами – кормление, сбор яиц,

экскурсия на Чистопрудненскую свиноферму (наблюдение за кормлением поросят).

Сюжетно – ролевая игра «Мы рыболовы».

Аппликация из ткани «животные» – 8 ч.

Методическое обеспечение: Загадки о птицах и животных, картинки пчёл и пчелиного улья, научно – популярный фильм о пчёлах, фильм как выращивают и разводят рыб.

РАЗДЕЛ 5. Роль растений в жизни человека «Юные садоводы» (17ч.)

Теория: Значение растений в жизни человека. Растениеводство. Полеводство. Плодоводство. Понятие об агрономии.

Видео фильм об Учёном, агрономе - полеводе Т. С. Мальцев.

Виртуальная экскурсия в дом-музей знаменитого агронома-полевода Т. С. Мальцева.

Знакомство детей с профессией овощевод. Вкусные и полезные блюда из злаковых культур, овощей и фруктов - 8 ч.

Практика: Рисование «Колосок»

Посадка овощей в «Огороде на окне» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.

Беседы: «Что растет на огороде?»; «Об овощах»

Разучивание с детьми и показ сказки «Спор овощей и фруктов»

Конкурс семейных работ из косточек плодово- ягодных культур Вовлечь родителей и детей в совместную творческую работу, развивать познавательные умения детей и родителей.

Создание коллекции «Плодовые семена и косточки» – 9 ч.

Методическое обеспечение: Фильм о Т. С. Мальцеве, документальный фильм о профессии агронома, семена зерновых культур, мешочек, образцы готовых блюд (каши из злаков, винегрет, салат, компот).

РАЗДЕЛ 6. Роль животных в жизни человека (7ч.)

Теория: Значение животных в жизни человека. Животноводство. Рыболовство. Птицеводство. Пчеловодство. Понятие о зоотехнии, ветеринарии. - 5ч.

Практика: Сюжетно - ролевая игра «Я - ветеринар» - 2ч.

Аппликация из перьев- «Гусь»

Методическое обеспечение: Научно – популярный фильм о сельскохозяйственных животных, разработка сюжетно – ролевой игры «Я – ветеринар», карточки с изображением животных по количеству учащихся.

РАЗДЕЛ 7. Сельскохозяйственная продукция, и её сбыт. (4 ч.) /

Теория: Понятия «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок». – 2 ч.

Практика: Виртуальная экскурсия на сельскохозяйственный продуктовый рынок. Сюжетно – ролевая игра «Продавец – покупатель» Формирование умения вести диалог -2 ч.

Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственный продуктовый рынок», разработка сюжетно – ролевой игры «Продавец – покупатель».

РАЗДЕЛ 8. Итоговое занятие (1 ч.)

Практика: – Интерактивная Игровое занятие «Хочу все знать!» - 1 ч.

Методическое обеспечение: План – конспект проведения – игрового занятия «Хочу все знать!» (с использованием мультимедийной презентации).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе Чистопрудненского детского сада «Сказка» имеется опытно-огородный участок.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество учащихся) :

- доска

- столы ученические в комплекте

- раздаточные материалы по растениеводству и животноводству

- микроскоп

- лабораторная посуда

- приборы, инструменты, посуда, инвентарь

Технические средства обучения:

- Интернет

- ноутбук

- проектор

- доска демонстрационная мультимедийная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду

2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

6. Интернет ресурсы.

,

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята»Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята» Я хочу поделиться опытом реализации проекта Эколята-дошколята в группе раннего возраста. Это всероссийский проект, направленный на воспитание.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 14:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Горожанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД