Папки-передвижки

Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»

Галина Попова
Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»

Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Возрождение»

Попова Г. В., воспитатель высшей квалификационной категории

Программа «Тропинка в экономику»

под редакцией А. Д. Шатовой

использованием ООП «Тропинки»)

Актуальность

Публикация «Программа „Тропинка в экономику“ под редакцией А, Д, Шатовой с использованием ООП „Тропинки“» размещена в разделах

В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дёшево», «продать», «заработать». Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Зачем дошкольнику экономика?

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка?

Экономическое воспитание, которое предлагает автор в работе со старшими дошкольниками, не ставит перед собой цель – готовить экономистов.

По одному из определений древнего философа Ксенофонта, «экономика – это правила, искусство ведения домашнего хозяйства». Это означает, что экономическое воспитание воспитывает хозяина своей семьи и своей страны.

На ступени дошкольного детства А. Д. Шатова ориентируется на определение, данное Ксенофонтом, так как именно оно отвечает целям экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель программы экономического воспитания дошкольников:

формировать у дошкольника умения:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от его качества«, видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина, значимость которых следует возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость;

правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Принципы программы экономического воспитания :

Учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников.

Интерес старших дошкольников к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности.

Комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания.

Программа построена на теоретических положениях, связанных с развитием личности ребё нка:

Всякая личность развивается в деятельности.

Базовой деятельностью человечества является труд.

Сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

Структура программы экономического воспитания :

Программа состоит из четырёх блоков (разделов) :

«Труд-продукт (товар)»

«Деньги, цена (стоимость)»

«Реклама: желания и возможности»

«Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Рекомендуется последовательное освоение каждого блока, но возможно автономное изучение одного из них в виде мини-программы.

Содержание программы экономического воспитания :

Блок «Труд-продукт (товар)»

Основные понятия:

труд, работа, продукт, премия, продукция; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет.

Педагогические задачи:

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

Блок «Деньги-цена (стоимость)»

Основные понятия:

Деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, невыгодно, бартер, лот.

Педагогические задачи:

дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;

воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.

Блок «Реклама: желания и возможности»

Основные понятия:

реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело; участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др.)

Педагогические задачи:

дать представление о рекламе, её назначении;

поощрять у детей объективное отношение к рекламе;

Воспитывать разумные потребности;

учить детей правильно воспринимать рекламу (Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию.)

Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

Основные понятия:

бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный (рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их – недостойно;

Формировать представление о том, что предметный (вещный) мир – это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.

Планируемые результаты освоения программы

Содержательный критерий:

Адекватно употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия.

Знает и называет разные места и учреждения торговли.

Знает российские деньги, некоторые названия валют.

Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.

Знаком с понятием «банк», назначение банка.

Знает профессии, содержание их деятельности.

Знает и называет разные виды рекламы.

Операционально-деятельностный критерий:

Любит трудиться, делать полезное для себя и радовать других.

Бережно, рационально, экономно использует всё, что предоставляется для игр и занятий.

Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность.

Умеет вести себя в учреждениях торговли.

Как выявить уровень экономического опыта у детей

Диагностические методики:

I. Практическое задание.

Педагог предлагает воспитанникам сделать сюрприз детям младшей группы (для занятий математикой им не хватает кругов и квадратов). Каждый должен вырезать из цветной бумаги по два квадрата и два кружочка.

Педагог раздаёт цветную бумагу, ножницы, и дети вырезают круги и квадраты.

Педагог фиксирует:

насколько бережливо ребёнок обращается с бумагой;

насколько рационально он выполняет задание;

проявление других качеств.

II. Индивидуальная беседа

Как ты думаешь, кого называют «хороший хозяин». «хорошая хозяйка»?

Про кого говорят: «Он (а) бережёт каждую минутку?»

Кто такой бережливый человек?

III.Игра «Ярмарка игрушек»

Педагог расставляет на столе несколько игрушек разной величины и стоимости (детям слово «стоимость» не говорить) : большие игрушки, маленькие, заводные, самодельные. Педагог сообщает детям о том, что завтра будет ярмарка. Если эти игрушки продавать, какие из них стоят дорого, какие – дёшево?

IV. Игра «Супермаркет»

Педагог раскладывает набор картинок: мебель, посуда, продукты, овощи (несколько «компрометирующих» бюджет картинок, на которых изображены, к примеру, самолёт, автомобиль, жираф и т. п.). Игра проводится индивидуально.

Педагог даёт ребёнку кошелё к и говорит: «Представь себе, что ты мама (папа). Сегодня ты получил (а) зарплату. Что ты сможешь купить на эту зарплату в супермаркете, где есть всё. Дома тебя ждут дети с покупками».

Что наблюдать:

бездумно берут всё подряд, не соотнося свои доходы и расходы, или наоборот, подходят к покупкам расчётливо;

покупают предметы первой необходимости и соотносят их с потребностями членов семьи.

В конце игры педагог задаёт вопрос, который определяет осознанность выбора: «Ты, может быть, жирафа (самолёт) купишь?»

Как организовать занятия по программе

Одно из преимуществ программы – игровая составляющая.

Занятия-путешествия: «Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов», «Путешествие в страну сказок».

Занятия-викторины: «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее».

Занятия-развлечения: «Город мастеров», «Ярмарка», «Как кот решил стать спонсором».

Занятия-экскурсии: в школу, в пожарную часть, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц.

Формы реализации процесса экономического воспитания :

Решение проблемной ситуации.

Разыгрывание «экономических ситуаций» из сказок.

Чтение художественной литературы.

Дидактические игры.

Сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки.

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Организация образовательной деятельности по экономическому воспитанию

Виды организованной деятельности Варианты содержания деятельности Особенности организации

Организованная образовательная деятельность Традиционные занятия, игровые и сюжетные занятия, занятия-путешествия, экономические викторины. 1 занятие в неделю

Совместная деятельность педагога с детьми Ребусы, головоломки, загадки на тему экономики; чтение художественной литературы, театрализованные игры. Ежедневно

Образовательная деятельность в режимных моментах Формирование у детей полезных навыков и привычек; воспитание культуры поведения в быту, умения беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению. Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельное использование дидактического и наглядного оборудования в познавательной деятельности. Ежедневно

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Создание игровой экономической зоны : дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов (фабрик, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило

деньгами».

Создание мини-мастерской «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста и др.).

Создание центра сюжетно-ролевых игр.

Создание библиотеки (книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», книги энциклопедического характера о происхождении денег; рассказы, стихи, песни, пословицы и поговорки о труде).

У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребёнка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.

Публикации по теме:

«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как мы с родителями впервые играли в маршрутную.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Тропинка здоровья для босых ножекТропинка здоровья для босых ножек Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам.

Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет»Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в гости к Гному -Эконому. Отправились дети в путешествие и оказались в стране Экономики.

Конспект занятия по рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» под редакцией Антоновой М. В. Конспект занятия: «Весёлые поворята» в старшей группе. Цели и задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях; познакомить.

Перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2–3 лет. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2 - 3 лет, по программе " От рождения.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Статья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском садуСтатья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском саду Дети – это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые определенные манипуляции, которым.

Библиотека изображений:

Публикация Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 16:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД