Папки-передвижки

Программа «Тропинка к своему Я»

Елистратова Ольга Анатольевна
Программа «Тропинка к своему Я»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей дошкольного возраста

«Тропинка к своему Я»

Составитель:

Елистратова

Ольга Анатольевна,

воспитатель

Новокузнецкий городской округ

2016

Содержание

Пояснительная записка 3

Учебный план программы 7

Учебно-тематический план программы 8

Содержание программы 11

Методическое обеспечение программы 15

Пояснительная записка

Публикация «Программа „Тропинка к своему Я“» размещена в разделах

Важнаярольвсовременномобразовательномобществеотводится здоровьесберегающимтехнологиям,психолого-педагогическомусопровождению детейвобразовательныхучреждениях,сохранениюиукреплению психологического здоровья.

Быстроменяетсясоциальнаяситуация,увеличивается информационныйпоток,вкоторомнаходятсядети,семьивосновном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.

Психологическоездоровьеявляетсяусловиемадекватного выполнениячеловекомсвоихвозрастных,социальныхикультурных ролей,обеспечиваетвозможностьнепрерывногоразвитиявтечениевсей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,жизнерадостный,весёлый,открытый,познающийсебяи окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.

Дополнительнаяобщеразвивающая программа «Тропинкак своемуЯ»направленанасозданиеусловийдлясохраненияи формированияпсихологическогоздоровьядошкольников,обеспечения эмоциональногоблагополучия,развитияадекватногосоциального поведения, формирования положительного самоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности,уменияделатьвыборинестизанегоответственность, готовностикшкольномуобучениюнаначальномэтапеобразования.

Программадополнительногообразования «ТропинкаксвоемуЯ» разработана и реализуется для детей дошкольного возраста с 3 лет до 6 на основепрограммыХухлаевойО. В. ,ХухлаевойО. Е. ,ПервушинойИ. М. «ТропинкаксвоемуЯ :каксохранитьпсихологическоездоровье дошкольников».

Цель программы – создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

1) формировать положительноесамоотношение и принятие других людей;

2) развить рефлексивные умения;

3) формировать потребность в саморазвитии;

4) содействовать социально-коммуникативному развитию детей.

Особенности и новизна образовательной программы в том,что в неё включено много полу функциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой–позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников;учитывает гендерные различия. Программу могут реализовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.

Реализация дополнительнойобщеразвивающейпрограммы предусматривает модульное обучение.

Учебные модули:

1. с 1сентября по 31 октября

2. с 8 ноября по 30 декабря

3. с 14 января по 24 марта

4. со 2 апреля по 31 мая

Срокусвоенияпрограммырассчитанна34часа. Единицей измеренияучебноговременииосновнойформойорганизации образовательногопроцессаявляетсязанятие. Режимзанятий воспитанников регламентируется расписанием занятий.

Продолжительность занятия при индивидуальной, подгрупповой и групповой форме обучения устанавливается в зависимости от возрастных ииндивидуальныхособенностейобучающихся, допустимойнагрузкис учетом санитарных норм и правил: для детей от 3 до 4 лет - не более 15 инут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут,для детей школьного возраста- не более 45 минут.

Количествозанятийвнеделюзависитещёиотречевого заключения ребенка. Перерывмежду занятиями10 минут.

Срок реализации данной программы3 года, 29 занятий в год.

Срокреализацииданнойпрограммыможетбытьизмененввиду индивидуальных особенностейи потребностей ребенка.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: для детей 3-4 лет – 10-15минут; 4-5 лет – 15-20 минут; 5-6 лет 20 минут.

Форма реализации: групповые развивающие занятия.

Ожидаемые результаты:

3-4 года

Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточныйконтроль (май)–диагностикапо критериям психологического здоровья (тест «Пиктограммы», наблюдение заэмоциональнымсостояниемдетейвгруппе,методика «Изучение социальных эмоций»).

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;

ребёнокбудетиметьпредставлениеобосновныхэмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);

уребёнкабудетсформированаспособностькэмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;

уребёнкабудетсформированоположительноеэмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;

ребёнок будет адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;

ребёнокрасширитпредставленияожизниживотных,явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;

у ребёнка будет сформирована познавательная активность;

ребёнок научится утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;

ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояниеи состояние других людей.

4-5 лет

Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточный контроль (май) – диагностика по критериям психологическогоздоровья (методика «Древожеланий»,методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка»).

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

ребёнокбудетиметьпредставленияосвоёмпрошлом,настоящем, уметь строить планы на будущее;

ребёнок будет осознавать свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

ребёнокбудетуметьизбавлятьсяотобид,находитьвыходиз конфликтных ситуаций;

уребёнкабудутформироватьсяморально-волевыеинравственные качества (регуляцияповеденияадекватнообстановке,выдержка, самостоятельность, инициативность);

значимые мотивы поведения начнут преобладать над личными;

ребёнокнаучитсяпередаватьобразычерезмимику,пантомимику, художественно изобразительные средства;

ребёнок будет уметь расслабляться;

уребёнкасформируетсяуважительноеотношениексверстникам, взрослым;

ребёнокполучитнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;

ребёнок расширит представления о социальных ролях в обществе;

уребёнканаблюдаетсяустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность;

ребёноксвободноиестественнобудетпроявляетсвоичувства, эмоции, осознанно регулировать эмоциональные состояния;

ребёнокбудетоказыватьпомощьиподдержкусверстнику,еслитот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

ребёнок будет принимать на себя даже отрицательные роли.

5-6 лет

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется итоговый контроль (май)–диагностика по критериям психологического здоровья (методика «Цветик-семицветик»,методика «Какойя?»,методикана исследование самосознания)

Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения:

ребёнок принимает своё имя, возраст, пол, своё прошлое, настоящее, будущее, себя и других людей, адекватно воспринимает свои и чужие достоинства и недостатки умеет строить планы на будущее;

ребёнок осознаёт свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

ребёнок умеет избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;

ребёнокконтролируетсвоёповедениеадекватнообстановке, проявляет выдержку, самостоятельность, инициативность;

у ребёнка преобладают значимые мотивы поведения над личными;

ребёнокумеетнаходитьвтрудныхситуацияхсилывнутрисамого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

уребёнкасформированоуважительноеотношениексверстникам, взрослым;

ребёнокиспользуетнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, само регуляции;

уребёнкасформированустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность, потребность в само изменении;

ребёнок свободно и естественно проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулируeт и контролирует эмоциональные состояния;

ребёнок оказывает помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

ребёнок принимает на себя роли, даже отрицательные;

ребёнок принимает свои права и обязанности.

Психологическое обследование:

Психологическое обследование проводится 3 раза в год:

1. Первичная диагностика – проводится при зачислении ребенка.

2. Промежуточнаяаттестация–проводитсячерез4месяцадля определения динамики и корректировки учебного плана.

3. Итоговая аттестация–проводится после освоения программы для определения уровня обученности.

Учебный план программы

Учебный план программы с детьми 3-4 лет

п/п Наименование блоков (разделов) Всего

часов

1 Диагностика 4

2 Чувства. Введение в мир психологии 7

3 Чувства нужно уметь распознавать 5

4 Полезные чувства: радость, любовь, забота 2

5 Вредное чувство - обида 2

6 Ссора. Какие чувства приводят к ссоре 3

7 Какие чувства живут в природе 6

Итого 29

Учебный план программы с детьми 4-5 лет

п/п Наименование блоков (разделов) Всего

часов

1 Диагностика 4

2 Кто я? 4

3 Я хозяин своих чувств 6

4 Мои чувства 11

5 Что такое счастье 4

Итого 29

Учебный план программы с детьми 5-6 лет

п/п Наименование блоков (разделов) Всего

часов

1 Диагностика 4

2 Трудное чувство «дружба» 6

3 Как можно изменить чувства другого человека 2

4 Герои русского фольклора – какие они? 7

5 Сильный человек – это человек с сильной волей 2

6 Школа – это трудный и радостный путь к знаниям 8

Итого 29

Учебно-тематический план программы

Учебно-тематический план занятий с детьми 3-4 лет

Занятия с детьми 3-4 лет по дополнительной общеразвивающей программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы Название темы №

занятия Практическое занятие Всего

I Чувства. Введение

в мир психологии 1 Знакомство 1

2 Мы все разные 1

3 Волшебные слова 1

4 Моя семья 1

5 Моя радость 1

6 Мои помощники 1

7 Цвета осени 1

II Чувства нужно

уметь

распознавать

8 Я испугался 1

9 Радость, страх, злость 1

10 Узнаю чувство по голосу 1

11 Узнаю чувство по лицу 1

12 Узнаю чувство по походке 1

III Полезные чувства: радость, любовь, забота 13 Забота 1

14 Радость, любовь 1

IV Вредное

чувство - обида 15 Кто как обижается 1

16 Пожалей обиженного 1

V Ссора. Какие

чувства приводят к ссоре 17 Поссорились – помирились 1

18 Разозлился поссорился 1

19 Помирились все 1

VI Какие чувства

живут в природе

20 Природа умеет чувствовать 1

21 Природа умеет чувствовать 1

22 Может ли плакать природа? 1

23 Может ли плакать природа? 1

24 Радуюсь вместе с природой 1

25 Итоговое 1

Всего 25

Учебно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет

Занятия с детьми 4-5 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы Название темы №

занятия Практическое занятие Всего

I Кто я? 1 Я расту, изменяюсь 1

2 Я расту, изменяюсь 1

3 Я мальчик, девочка 1

4 Какие девочки, какие мальчики 1

II Я хозяин своих

чувств

5 Кто такой хозяин своих чувств? 1

6 Я учусь не драться 1

7 Я учусь не обзывать других 1

8 Я учусь не обижаться 1

9 Можно ли обидеться на маму?

10 Ты обиду не держи-

поскорее расскажи 1

III Мои чувства 11 Страх 1

12 Кто живёт в темноте? 1

13 Злость 1

14 Злость 1

15 Любовь. Я люблю маму –

мама любит меня 1

16 Я люблю папу – папа любит меня 1

17 Я люблю мою семью – моя

семья любит меня 1

18 Я люблю моих друзей –

мои друзья любят меня 1

19 Я люблю всех людей 1

20 Герой и подвиг 1

21 Я люблю мою землю –

Земля любит меня 1

IV Что такое счастье 22 Страна «Хорошо» 1

23 Что значит быть счастливым? 1

24 Счастье – это «уметь летать» 1

25 Итоговое 1

Всего 25

Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет

Занятия с детьми 5-6 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы Название темы №

занятия Практическое занятие Всего

I Трудное чувство

«дружба»

1 Что такое дружба? 1

2 Дружба – это помощь 1

3 Кто такой настоящий друг? 1

4 С кем я хочу дружить 1

5 Какие чувства мешают дружить 1

6 Дружба 1

II Как можно

изменить чувства

другого человека 7 Как помочь грустному человеку 1

8 Как помочь сердитому

человеку 1

III Герои русского

фольклора –

какие они? 9 Баба Яга 1

10 Баба Яга 1

11 Баба Яга 1

12 Змей Горыныч 1

13 Серый волк 1

14 Серый волк 1

15 Медведь 1

IV Сильный человек

– это человек с

сильной волей 16 Сила человека – это сила его воли 1

17 Сила воли – уметь терпеть 1

V Школа – это

трудный и

радостный путь к

знаниям

18 Трудности дороги к знанию 1

19 Трудности дороги к знанию

можно преодолеть 1

20 Я преодолею трудности 1

21 В стране знаний 1

22 В стране знаний 1

23 В стране знаний 1

24 Мне скоро в школу 1

25 Итоговое 1

Всего 25

Содержание программы

Впроцессегрупповойработыиспользуютсяприёмы,содержание которыхотвечаетразвивающим,профилактическимикоррекционным задачампрограммы. Восновномэторазработкиавторовпрограммы «ТропинкаксвоемуЯ».Впрограммувключеномного полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решатьнесколькозадач,сдругой–позволяющихоказыватьнаразных детейразличноевоздействие. Методическиеприёмыклассифицированы потеоретическимоснованиям,формамосуществления,решаемым задачам.

Ролевыеигрыпостроенынапониманиинеобходимостиролевого развитиячеловека. Дляобеспеченияпсихологическогоздоровья необходимоадекватноеролевоеразвитие. Косновнымнарушениям ролевогоразвитияудетейотносятнеумениепереходитьизроливроль, неумение принимать любую роль, неумение продуцировать новые образы, принятиепатологическихролей. Соответственноролевыеметоды проведениязанятийпредполагаютпринятиеребёнкомролей,различных посодержаниюистатусу;проигрываниеролей,противоположных обычным;проигрываниесвоейроливгротескномварианте. Ролевые методы в программе делятся на ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевыеобразы)ипсиходрамму.

Дошкольникиначинаютосваиватьролевуюгимнастикусролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки,попрыгатькакзайчики).Важнымдлядошкольниковявляется включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котёнок, злой,радостный,атакжепальчиковыхигр (пальчикамипоходитькак медведи,зайцы).

Длястаршихдошкольниковчащеиспользуютсяролевыеобразы животных (льва и зайца, волка и цыпленка, сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича, социальных и семейныхролей (учителя,директора,мамы,бабушке,неодушевлённых предметов (стола,шкафа,машины).Рольизображаетсяприпомощи мимикиижестов,иногдаозвучивается.

Восновепсиходрамыможетбытьразыгрываниерасправыс пугающими объектами. При этом либо используется смена ролей (ребёнок играет поочерёдно роли нападающего и жертвы, либо создаётся ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Крометого,могутбытьдраматическиразыграныили «оживлены» мысленныекартинки,составленныедетьми,илипредложенныеведущим терапевтическиесказки. Достаточноинтересноиэффективнопроходят пальчиковыедраматизации,тоестьразыгрываниеэтюдовилисказок только пальцами.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологическоготренингаонеобходимостиособымобразом формироватьсреду,вкоторойстановятсявозможнымипреднамеренные изменения. Этиизменениямогутпроисходитьвсостояниигруппыкак целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однакоизменения,предусматриваемыесоциально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимыенамизменения–этоформированиесамопринятияи принятиядругихлюдей,дляструктурированияизмененийбылавыбрана структурасамосознанияличностиВ. С. Мухиной,согласнокоторойв самосознаниивыделяетсяимячеловека,притязаниенасоциальное признание,психологическоевремяличности (еёпрошлое,настоящее, будущее,социальноепространство (еёправаиобязанности).Таким образом, впсихогимнастическихиграхудетейформируются:

а) принятие своего имени;

б) принятиесвоихкачествхарактера;

в) принятиесвоегопрошлого,настоящего,будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

Коммуникативныеигры,используемыевпрограммеделятсянатри группы :

1)игры,направленныенаформированиеудетейуменияувидетьв другом человеке егодостоинства и давать другомувербальное или невербальное «поглаживание»;

2)игрыизадания,способствующиеуглублениюосознаниясферы общения;

3)игры, обучающие умению сотрудничать.

Особое внимание уделяется играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать своё внимание прежде всего на недостатках другого. Многиелюдиимеюттакназываемые «запретынапоглаживания»,суть которыхявляетсятрудность,аиногдаиневозможностьпродуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей. Игрыизадания,направленныенаразвитиепроизвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированиюпроизвольности. Однако,чтобыформирование осознанностиосуществлялосьдостаточноосознанно,поэтомуещё дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств», «сила воли». Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальныеигрыпредставляютсобойлибопридумываниедетьми окончанияктойилиинойнеобычнойситуации ( например:«Что произойдёт, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?», либо коллективноесочинениесказокилиподборразличныхассоциацийк какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее»,посвоему,тогоилииногоживогосуществаилинеживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Достаточночастомогутиспользоваться «мысленныекартинки».

Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса)придумываюткартинку,азатемрассказываютеёгруппе. Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема дружбы или сто-то очень страшное). Мысленная картинка может «оживляться».Авторкартинкивыбираетдетейнаролигероеви предметовсвоейкартинки,объясняетим,гдестоять,какдвигаться,что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинкиначинаютдвигаться,затемвседетихлопаютавторуиактёрам картинки.

Заданиясиспользованиемтерапевтическихметафор. Главная особенностьсаморазвития–этото,чтоличностьберётнасебя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовалознаниеосвоихресурсахибылдоступкним. Наиболее эффективнымдляэтогознанияявляетсяиспользованиетерапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение кресурсам. Обычновыделяютследующиекомпонентытерапевтической метафоры

-метафорическийконфликт,илипоявлениеситуации,вкоторой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов);

- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;

-поискинахождениересурсоввнутрисебя–открытиегероемв себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

-торжествоипраздник–приходситуацииуспеха,признаниесо стороны окружающих.

Чаще всегометафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребёнка ситуации. Помимо снятия симптомов и разрешениятрудныхситуаций,систематическоепредъявлениедетям метафорприведёткусвоениюимиосновнойидеи :всложнойситуации необходимоискатьресурсывнутрисамогосебя,иэтообязательно приведёткуспеху. Такимобразом,уребёнкаформируется «механизм самопомощи» : ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.

Эмоционально-символичекиеметодыосновываютсянапредставлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремлениепсихикикразвитиюипревращениесимволовилиобразцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов,лепкиспособствуетличнойинтеграции. Впрограмме используютсядвеосновныемодификацииэмоционально-символических методов, предложенные Дж. Алланом.

А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,печали,интереса. Какнеобходимыйэтапобсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадиирисованияиногдаисследуютсяиобсуждаютсячувстваимысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения.

Б)Направленноерисование,тоестьрисованиенаопределённые темы. Впрограммеиспользуется рисование при прослушивании терапевтическихметафор. Детямпредлагаетсярисоватьвсё,что навевается метафорой.

Релаксационныеметодыпостроеныкакантиподстресса. Впрограмму включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксацииЭ. Джекобсона,дыхательныеивизуально-кинестетические техники.

Методнервно-мышечнойрелаксациипредполагаетдостижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабленияосновныхмышечныхгрупптела. Издыхательныхтехник используютсяглубокоедыханиеиритмичноедыханиесзадержкой.

Визуально-кинестетическиетехникипредполагаютиспользование визуально-кинестетических образов.

Методическое обеспечение программы

1. Дидактический материал:

- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;

- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие

коммуникативных навыков, терапевтических сказок;

- карточки с изображением эмоций;

- разрезные картинки;

- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.

2. Оборудование:

Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стульчики, платочки, игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон, верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.

3. Список рекомендуемой литературы

1) Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2003. – 704 с.

2) Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 1998. – 512 с.

3) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

4) Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология развития человека. – М., 2000. – 140 с.

5) Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 1995. – 168 с.

6) Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – 256 с.

7) Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М. Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1984.

8) Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003. – 246 с.

9) Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М. : Владос, 2005. – 362 с.

10) Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С. Никифоров. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с.

11) Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

12) Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1995. – 342 с.

13) Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.

14) Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возр

Публикации по теме:

Конспект ОД «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью» Конспект образовательной деятельности по теме: «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью». Непосредственно.

Конспект занятия «Каждый по-своему маму поздравит» Тема занятия: «Каждый по-своему маму поздравит». (В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного.

Фотоотчет «Тропинка здоровья»Фотоотчет «Тропинка здоровья» Русский народ всегда славился своими умельцами. Мастерство у российских людей всегда было в почете, а те кто обладал им, пользовались большим.

«Здоровьесберегающая тропинка» своими руками«Здоровьесберегающая тропинка» своими руками Массаж стопы в любое время года благотворно влияет на здоровье детей! летом большее время мы проводим с ребятами на воздухе, поэтому разместили.

Консультация для родителей «Кто такой ребёнок с ОВЗ? Как правильно объяснить своему ребёнку?» Вопрос: «В группе детского сада, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Как правильно объяснить.

Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга»Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга» Консультация для родителей «Помоги своему ребенку обрести друга» 1. Рекомендации для родителей для успешного развития ребенка - Беседа:.

Кружковая программа для детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Жемчужинка» Кружковая программа для детей старшего дошкольного.

Опыт работы по программе «Тропинка» Из опыта работы по программе «Тропинка». Внедрение технологии эффективной социализации детей 3-7 лет система реализации формы, сценарии. (Клубный.

Сценарий квест-игры «Тропинка добрых дел» Сценарий квест-игры «Тропинка добрых дел» для детей средней группы. Цель: Формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных.

Сказка «Каждый гриб по-своему полезен» Жили, были в лесу грибы. Хвастливый подберезовик рос мирно под березкой. Подберезовик: - я самый вкусный гриб! Меня все любят! Под высоким.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Программа «Тропинка к своему Я» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елистратова Ольга Анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа «Тропинка к своему Я»
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 06:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД