Получи документы

Программа профессионального развития педагогического коллектива

Дарья Тимищенко
Программа профессионального развития педагогического коллектива

Программа профессионального развития педагогического коллектива

Программа направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением ивысокой профессиональной культурой.

Публикация «Программа профессионального развития педагогического коллектива» размещена в разделах

В программе раскрываются цели, задачи, принципы, формы работы со специалистами по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, обозначены пути создания условий для овладения педагогами ДОУ основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществления взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методического обеспечения образовательного процесса, владения информационно- коммуникационными технологиями и умением применять их в своей деятельности.

Цель программы - научить педагогов создавать систему работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Параметры

Программа должна помочь становлению педагога на всех уровнях данного процесса:

- вхождение в профессиональное образовательное пространство,

- профессиональное самоопределение,

- творческая самореализация,

- проектирование профессиональной карьеры,

- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога :

Направления Содержание направления

профессионализация Появление новых качеств профессионала и именно здесь педагогунеобходимо наставничество.

социализация Появление новых качеств личности

Программа наставничества направлена на становление специалиста с профессиональной позиции в области познавательного развития детей дошкольного возраста.

Цель программы : оказание помощи педагогам в его профессиональном становлении в области познавательного развития детей дошкольного возраста.

Задачи программы :

Повысить уровень знаний, педагогического мастерства воспитателей;

Привить молодым специалистам и воспитателям интерес к педагогической деятельности;

Оказать методическую поддержку педагогам в области познавательного развития детей дошкольного возраста;

Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательныхпотребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развитияв области познавательного развития детей дошкольного возраста;

Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов через создание индивидуальных образовательных программ по познавательному развитию детей;

В Программе определены стратегические цели и задачи развитияпрофессиональных компетентностей педагогов в процессе профессионального становления педагога (ПСП); спроектированы пути преодоления профессиональных дефицитов и возможность демонстрации профессиональных достижений.

Назначение программы - обеспечение методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогических работников в образовательной области «Познавательное развитие».

Срок действия программы соответствует периоду, на который составляются индивидуальные планы профессионального развития педагогов (2020-2021 г.)

Прогнозируемые результаты :

По итогам данной работы педагоги приобретут ряд профессиональных умений :

Умение грамотно планировать, подготавливать и осуществлять процесс образовательной работы с детьми по познавательному развитию;

Умение использовать современные инновационные технологии в образовательном взаимодействии с детьми по познавательному развитию;

Умение использовать разные методы и приемы по познавательному развитию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

"Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в тоже время усердно не учатся сами"

Али Апшерони

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.

Компетенции педагогов на сегодняшний день не соответствуют требованиям ФГОС ДО, новым квалификационным требованиям и утвержденному профессиональному стандарту педагога.

Профессиональная компетентность педагога-это многофакторное явление, включающее в себя:

*систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,

*ценностные ориентации педагога,

*тегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

К основным составляющим профессиональной компетентности педагогаотносят :

•методологическую,

психолого-педагогическую,

• коммуникативную,

• исследовательскую,

• презентационную,

• акмеологическую,

• икт-компетентность

Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ

Компетентность Содержание компетентности

Методологическая

компетентность

Реализация системно – деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок) совместная (партнёрская) деятельность

взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая

компетентность

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной

деятельности. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной

деятельности (педагогический анализ, умение

проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной

деятельности)

Коммуникативная

компетентность

Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).

Исследовательская

компетентность

Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно- экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования

детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной

составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях

Презентационная

компетентность

Умение презентовать положительный своей профессиональной деятельности в написании

статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

Акмеологическая

компетентность Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-

коммуникационная

компетентность

Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных

программах, Интернете

На основании этих компетенций необходимо выстраивать наставническую работу в ДОУ.

Наставническая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решенияактуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Наставническая работа в ДОУ будет содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом наставнической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

Чёткость в организации профессиональной деятельности.

Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОУ

1. Инновационные

2. Организационно - деятельностные

3. Деловые, Ролевые и другие игры

способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде в процессе введения ФГОС ДО.

Модели обучения педагогов

Пассивная - педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).

Активная- педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).

Интерактивная-означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Модель методической работы с педагогами (пассивные)

Теоретический семинар

Психолого-педагогический семинар

Проблемный семинар

Видеотренинг

Психолого-педагогические чтения

Мастер – классы

Методический фестиваль

Фестиваль педагогических идей

Пассивные модели работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мысль деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные модели организации методической работы

• Деловая игра

• Тренинг

• Методический мост

• Мозговой штурм

• Методический фестиваль

• Лаборатория «Информационные технологии»

• Ярмарка педагогических идей

• Разработка методического портфеля

Педагогический КВН.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через : нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие педагогов не только с заместителем заведующего по ВиМР, но и друг с другом, на доминирование активности педагогов в образовательном процессе.

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий. Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.

Интерактивные модели работы с педагогами

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие заместителя заведующего по ВиМР и педагога-участника. Одна из целей «интерактива» состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Технология кооперативного обучения

работа в малых группах.

мозговые штурмы

индивидуальная работа

организация работы в группах

презентация результатов

анкетирование

обсуждение.

Технология обучения в дискуссии

дискуссионный вопрос - убедитесь, что участникам понятна цель, порядок работы и указания по поводу проведения дискуссии,обеспечение полного обсуждения всех аспектов дискуссионного вопроса, предусмотрите в плане проведения заседания время для рассмотрения.

Технология ситуационного моделирования

обучение в игре

ролевые игры

технология ситуации

технология симуляции

Формы работы с педагогами

Тренинг

Педагогический мост

Педагогический КВН

Мозговой штурм

Круглый стол

Деловая игра

Квик - настройки

Дискуссия

Педагогический ринг

Педагогический диалог

Семинар / семинар-практикум

Аквариум

Микрофон

Аукцион инновационных открытий.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская

Коуч -сессия

Новые формы методической работы, связанные с использованием ИКТ:

- электронные рассылки материалов

- онлайн конференции, семинары

- вебинары;

- скайп-консультации

- презентации на собственных сайтах педагогов;

- тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО

- виртуальные методические выставки образовательных ресурсов

- Интернет - мастерские

В чем состоит суть интерактивного обучения?

«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

«Синтез идей» Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т. д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т. д.

Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждаягруппа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.

Метод «ПРЕСС». Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

Обоснование своей мысли («… Так как…»)

Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («…например…»)

Обобщение, выводы («Итак…»).

Коуч-сессия

Одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом : педагогическая коучинг-сессия. Сторонники применения этого метода отзываются о нём, как об увлекательном, эффективном, обучающем и развивающем методе, дающем отличные результаты. Под коучингом понимается особый вид взаимодействия тренера и тренируемых, отличающийся от привычного нам формата. Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг -сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива. Интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему дает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу.

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога)

Специалист задает проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.) :

1 – согласен;

2 – согласен, но;

3 – не согласен;

4 – согласен, если.

Затем специалист объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

• Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

• Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

• Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

• Чёткость в организации профессиональной деятельности

• Информационная обеспеченность каждого направления работы.

• Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

• Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

• Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на районном, федеральном и международном уровне.

В соответствии с результатами мониторинга специалистовпсихологической службы к современному педагогу должны предъявляться такие новые требования как:

- владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке;

- ориентация на развитие креативной личности;

- способность «видеть» многообразие обучающихся,

- учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности;

- способность общаться с другими участниками образовательного процесса;

- способность улучшать предметно-развивающую среду,

- проектировать психологически комфортную образовательную среду;

- умение применять здоровьесберегающие технологии

Результатом эффективного методического сопровождения педагогов ДОУ станет :

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

2) повышение профессиональной компетентности педагогов;

3) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Перспективный план работы с педагогами по профессиональному развитию

на 2021 – 2022 уч. год

№ Форма мероприятия Тема Цель Сроки проведения

Методы и приемы работы в познавательном развитии детей

План работы на 2021 – 2022 учебный год

1 Творческая гостиная «Познавательное развитие детей» Организация взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создать обстановку свободного, непринужденного общения по данной теме сентябрь

2 Урок профессиональной мудрости «Шкатулка педагогического опыта» Познакомиться с методикой работы педагогов по познавательному развитию октябрь

3 Работа с инструктивно-директивными документами. «Если не знаю, то научусь» Показать педагогам необходимость знакомиться с тем или иным доку-ментом, учиться применить его к своей работе и, выделив одно из на-правлений, продумать план работы по устранению своих недостатков. ноябрь

4 Мастер -класс «Учусь писать конспекты занятий» Познакомить педагогов с методикой написания конспекта занятия декабрь

5 Консультация Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС Раскрыть значение сенсорное развития детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС январь

6 Аукцион педагогических идей Инновационные формы работы по познавательному развитию детей

Совершенствование навыков и умений воспитателей в подборе и использовании инновационных форм работы по познавательному развитию дошкольников февраль

7 Открытый просмотр

занятия «Обучение дошкольников ФЭМП через сказку» Развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. март

8 Рекомендация педагогам Информационные технологии в работе с дошкольниками Предложить практические рекомендации по организации информационных технологий апрель

9 Круглый стол Итог работы за учебный год Подвести итог работы за учебный 2020-2021 год реализации программы по наставничеству. Определить цели и план работы которые будут интересны педагогам для реализации Программы профессионального развития в 2021-2022 учебном году. май

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионального развития педагогического коллектива
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 11:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД