Получи документы

Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребёнок»

Юлия Ларькина
Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребёнок»

"Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"

Жан Жак Руссо

1. Пояснительная записка

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Публикация «Программа по здоровьесбережению „Здоровый ребёнок“» размещена в разделах

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься".

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Программа "Ступени здоровья" разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ :

• анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

• научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

• материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование);

• финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

• комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);

• анализ результатов физической подготовленности детей;

• характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Разрабатывая программу "Ступени здоровья", мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

Программа "Ступени здоровья" – это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Эта программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

2. Цель программы

Программа «Ступени здоровья» : ориентирована на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

3. Задачи базовой оздоровительной программы

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта (баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).

3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

5. Сохранять и укреплять здоровье детей.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273);

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 "Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 25 комбинированного вида "Снегурочка" (далее – Учреждение);

Конвенция ООН "О правах ребёнка";

"Семейный кодекс РФ";

Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"

5. Объекты программы

• Дети ДОУ;

• Педагоги.

• Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.

6. Основные принципы программы

• научность (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)

• доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

• активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

• сознательность (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

• систематичность (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

• целенаправленность (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);

• оптимальность (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

7. Основные направления программы

Профилактическое:

• обеспечение благоприятного течения адаптации;

• выполнение санитарно-гигиенического режима;

• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организаиионное:

• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;

• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

• пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей (законных представителей).

8. Временные рамки и основные этапы реализации программы

2018-2019гг.

I этап. Сентябрь-октябрь. Организационно-мотивационный этап

Координация деятельности педагогов и родителей (законных представителей).

ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы

повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в

условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

II этап. Ноябрь-апрель. Основной.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

III этап. Май. Итогово-аналитический.

Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.

Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.

Диагностические данные будут оформляться в "Паспорта здоровья групп".

9. Разделы программы

Программа реализуется через следующие разделы:

Укрепление материально-технической базы ДОУ.

Работа с детьми.

Работа педагогов.

Работа с родителями (законными представителями).

9.1. Укрепление материально-технической базы

1. Приобретение необходимого оборудования: Заведующий ДОУ

• ростомер;

• увлажнитель воздуха;

• соляная лампа;

• эфирные масла (эвкалипт, кедр);

• морская соль;

• коврик из микрофибры;

• резиновые, массажные следы;

• круглые большие массажные коврики;

• ионизирующая лампа "Сферион";

• спортивный инвентарь (мячи, наклонные доски, ребристые доски, массажные дорожки, лесенки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, мешочки с песком);

• детская площадка (гимнастическая стенка с турниками и бумами, скакалки, кегли, игровое оборудование: горки, домики, лесенки, песочницы, качалки);

• футбольные ворота, скамейки для болельщиков, табло;

• баскетбольное кольцо;

• волейбольная сетка;

• кольцеброс;

Публикации по теме:

«Здоровый ребёнок — успешный ребёнок». Фотоотчет о проведении Дня здоровья«Здоровый ребёнок — успешный ребёнок». Фотоотчет о проведении Дня здоровья «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок». Предлагаю вашему вниманию отчет о проведении дня здоровья в своей средней группе «Непоседы». Цель:.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребёнок» Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок» Добрый день, уважаемые педагоги. Для того, чтобы вам ясна была цель нашей.

Игровая конкурсная программа «В здоровом теле — здоровый дух!» Игровая конкурсная программа «В здоровом теле – здоровый дух!» ЦЕЛЬ: пропаганда здорового образа жизни. - Здравствуйте, дорогие друзья.

Картотека игр по здоровьесбережению, ЗОЖ и и КГН Картотека игр по здоровьесбережению «Умею - не умею». Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего.

Проект по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Здоровый дошкольник — успешный школьник» Паспорт проекта: Тема: “Здоровый дошкольник - успешный школьник” Авторы: Дубицкая К. А., Рыбаченко М. А., Ли Н. В., Гоцманова Ю. А Актуальность:.

Программа по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с ФГОС «Азбука здоровья» СОДЕРЖАНИЕ: I. Введение 3 - Актуальность 3-5 - Цель и задачи Программы 5-6 II. Работа с детьми 11-28 III. Работа с родителями 29-31 IV.

Рабочая программа. Кружок «Здоровый малыш» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад № 40 комбинированного вида» Программа дополнительного образования.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В здоровом теле-здоровый дух» МАОУ - Лицей №13 п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ.

Здоровый ребёнокЗдоровый ребёнок Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим.

Здоровый ребёнок в детском саду Прежде чем я отвечу на этот вопрос нам, давайте его зададим детям! Проведя беседу с детьми на тему здоровья, на вопрос: Кто такой здоровый.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребёнок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Ларькина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребёнок»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 19:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД