Папки-передвижки

Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере»

Варя Петунская
Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере»

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ

«МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ

Варвара Валерьевна Петунская,

МАДОУ «ДС № 2 «Умка»

воспитатель высшей квалификационной категории,

Публикация «Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Мы живем на Севере“» размещена в разделах

«Современное образование, не учитывающее существующие этническое самосознание и своеобразие, не может быть полноценным.»

Г. Н. Волков

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Даже в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации акцент в воспитательной работе детского сада делается на развитие чувства патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ).

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям.

Знакомство с культурой рядом живущего народа расширяет кругозор личности, способствует формированию знаний о национальной культуре, духовно и нравственно обогащает человека. Ребенок является творцом и субъектом культуры, поэтому педагогу важно еще в детстве заложить предпосылки для формирования представлений о родном крае, воспитания творческой личности, гражданина и патриота своей страны.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Учитывая актуальность и значимость этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста, нами была разработана авторская программа «Мы живем на Севере, которая соответствует требованиям ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам национальной культуры, в контексте патриотического, этнического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Цели программы :

• Создание системы работы по этнокультурному воспитанию детей.

• Достижение нового уровня качества этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

• Повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.

Задачи:

• Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к своей Родине и своей стране, родному краю и городу.

• Познакомить детей с историей, культурой и традициями народов Таймыра.

• Развивать кругозор детей на основе этнографического материала, исторического материала, доступного пониманию дошкольников.

• Развивать патриотические и гражданские качества через осознание собственной значимости и сопричастности культурно-историческим и общественным событиям жизни своей страны, других народов.

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям, культуре.

Ценность данной программы заключается в разработке системы работы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию деятельности для повышения этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, а также повышения компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.

Участниками реализации программы являются :

• дети старшего дошкольного возраста;

• родители (законные представители) воспитанников;

• педагогический коллектив МАДОУ «ДС № 2 «Умка»;

• Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»;

• КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г. Норильска;

• КГБУК «Таймырский Дом народного творчества» г. Дудинка.

Приступая к реализации проекта, мы провели большую подготовительную работу. В первую очередь преобразовали развивающую предметно-пространственную среду: в зимнем саду детского сада оформили мини-центр «Таймыра краше и прекрасней в мире нет», в групповых помещениях «Центры ознакомления с Севером».

Следует отметить, что реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии, как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т. д.

Поэтому, следующим этапом нашей работы явилась разработка методического и практического инструментария по этнокультурному образованию, а именно:

• тематическое перспективное планирование, которое содержит различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную и творческую;

• авторские конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с малой родиной, растительным и животным миром Крайнего Севера;

картотеки: подвижные игры народов Севера, дидактические игры и игровые упражнения («Животные Севера», «Красная книга Таймыра», «Кто на Севере живет» и т. д.);

• подборка художественной литературы (пословицы, стихи, сказки, рассказы народов Севера);

фотоальбомы: «Таймыр - наш дом родной», «Природа Крайнего Севера» и др.,

• авторские проморолики и мультимедийные презентации («Жизнь и быт коренных народов Севера», «Флора и фауна Таймыра», «Путешествие по Таймыру», «Профессии края», «Знакомство с жизнью оленеводов» и др.);

• лепбуки («Хейро встречаем - Зиму провожаем!», «Коренные народы Севера» и др.);

• консультационный материал для родителей и педагогов.

Таким образом, при реализации программы используются разнообразные формы работы с применением регионального компонента: образовательная деятельность, чтение литературных произведений, продуктивная и игровая деятельность и т. д.

В работе с детьми мы используем следующие принципы:

«от простого к сложному»;

• доступность знаний (они не должны быть чересчур сложны для ребенка);

• системность (знания должны быть логически связаны друг с другом);

• эмоциональная окрашенность занятий;

• интеграция всех видов детской деятельности;

• наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В 2019 году в рамках реализации программы был проведен большой фестиваль «Этнический калейдоскоп», на котором ребята из реабилитационного центра «Виктория» показали дошкольникам музыкальную театрализованную композицию по мотивам сказок коренных народов Таймыра, а специалист из Таймырского дома народного творчества провела мастер-класс «Игры на музыкальных инструментах народов Таймыра».

Как показывает практика, взаимодействие с сотрудниками социальных «институтов детства» значительно повышает эффективность работы по развитию художественно-эстетических и познавательно-экологических представлений с учетом регионального компонента.

В ходе фестиваля воспитанники детского сада «Умка» презентовали коренные народы Севера, демонстрируя их в песнях, танцах, играх и сказках.

Совсем недавно Таймырский муниципальный район отметил свое 90-летие. Мы не могли оставаться в стороне и тоже активно включились в работу по празднованию этой даты. Однако ситуация с распространением коронавирусной инфекции внесла свои коррективы и нам пришлось перестроить формат своей работы. Мы приняли решение провести онлайн-фестиваль, посвященный нашему Таймыру.

Творческой группой педагогов детского сада были сняты четыре видеофильма на темы:

«Животные Таймыра» (совместно с Норильским музеем);

«Чум» (совместно с «Таймырский Дом народного творчества»);

«Одежда народов Таймыра»;

«Путешествие по Дудинке».

Итоговым мероприятием стал клубный час «Я с малых лет люблю Таймыр», на котором дошкольники полностью погрузились в таинственный и удивительный мир Таймыра. Посещая станции, наши ребята играли в этноигры, слушали песни, водили хороводы, изготавливали обереги и прошли обряд посвящения в таймырцы. И дети, и взрослые получили массу положительных эмоций от праздника.

Для повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах, касающихся этнокультурного воспитания и образования дошкольников, используем разнообразные формы сотрудничества: родительские встречи, семинары-практикумы, мастер-классы, Дни открытых дверей, совместные мероприятия. Ежегодно вместе с детьми и родителями мы принимаем активное участие в городских мероприятиях: фестиваль «Большой Аргиш», фестиваль «Северная ягода», праздник «Хейро».

Таким образом, реализация программы «Мы живем на Севере показала, что формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети - люди нового поколения - зависит от нас, взрослых. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, но при организации работы важен системный интегрированный подход с привлечением всех субъектов образовательного процесса, а также сотрудников социокультурных центров города.

Закончить свое сообщение хочется словами из китайской мудрости: «Всякая птица знает, где делать свое жилище. Зная, где ее жилище, она показывает, что знает свое назначение. Неужели человек, умнейшее из всех существ, не может знать того же, что и птица?».

Будущее за людьми, которые знают свои корни, берегут настоящее и строят свое будущее, учась у природы!

Литература:

1. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра / Попова М. И. Хрестоматия. - Красноярск, 2005.

2. Попова М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. - СПб. : Дрофа, 2007.

3. Штильмарк Ф. Р. Свидание с Таймыром / Ф. Штильмарк - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1979.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Фотоотчет о мероприятиях «Мы на севере живем» с детьми второй младшей группыФотоотчет о мероприятиях «Мы на севере живем» с детьми второй младшей группы Цель: Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям,.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет)«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Сценарий развлечения «Мы в Удмуртии живем» для старшего дошкольного возрастаСценарий развлечения «Мы в Удмуртии живем» для старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения на тему «Мы в Удмуртии живем» (для старшего дошкольного возраст).Цель: Создание условий для повышения двигательной.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Варя Петунская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по этнокультурному образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере»
Опубликовано: 11 мая 2022 в 19:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД