Папки-передвижки

Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов

Марина Николаевна Иванова
Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов

Пояснительная записка

Основания для разработки модуля:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. X, ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»; ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы; ч. V «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства».

• Конвенция о правах ребёнка от 13.12.1989

Публикация «Программа по экономическому воспитанию „Полезная экономика“ для воспитанников детских домов» размещена в разделах

• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» п. 30.

• Устав ГКОУ «Таремский детский дом» от 01.12.2015г. гл. 2 «Цели и виды деятельности», 2.2. п. а)

• Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 11040 от 26.10.2012 года, серия 52Л01 №0000553.

Программа «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» Нижегородской области от 28.12.2011года № 3590)

Направленность Модуль «Полезная экономика» направлен на формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни. Содержание модуля не только обеспечивает овладение экономическим мышлением воспитанников, но формирует навыки осознанного, ответственного экономически грамотного поведения в самостоятельной жизни, стремления занять более достойное место в обществе. Модуль учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Модуль «Полезная экономика» по содержанию является социально-педагогическим; по функциональному предназначению - учебно-познавательным, специальным; по форме организации - индивидуально ориентированным, групповым.

Педагогическая целесообразность данного модуля заключается в социальной адаптации, психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях, созданных только на базе нашего детского дома, а также в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Актуальность Данный модуль является частью дополнительной образовательной программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе». Эта программа нацелена на создание такой воспитательно-образовательной среды, которая поможет подготовить успешного выпускника с активной жизненной позицией, сильной волей, ответственностью за свое поведение.

В настоящее время без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, экономическая подготовка необходима при любом виде деятельности. Сегодня жизнь требует, чтобы каждый ребенок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимая назначение денег, представляя, из чего складывается бюджет семьи; для чего нужны деньги, какие расходы первичны и т. д.

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах.

Выходя из детского дома, ребятам приходится сталкиваться с реальной жизнью, решать возникающие проблемы самостоятельно, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Экономическое образование сегодня особенно важно для детей-сирот. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере родителей, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется.

Модуль «Полезная экономика» позволяет познакомить наших воспитанников с теми экономическими понятиями и явлениями, которые необходимы в реальной жизни. Предлагаемые мероприятия и занятия проходят в игровой доступной форме и носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы расширяет кругозор детей.

Практическая значимость

модуля «Полезная экономика» состоит в том, что он готовит воспитанников к самостоятельной жизни и может быть применима не только в стенах детского дома, но и в других образовательных организациях в виде кружковых и факультативных занятий.

Образовательный комплекс

модуля реализуется в рамках Программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» на базе ГКОУ Таремский детский дом по адресу Павловский район, с. Таремское.

Контингент обучающихся

Модуль рассчитан на воспитанников детского дома трех возрастных групп 7-10 лет, 10-14 лет, 14-18так; для детей, как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой психического развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

Продолжительность реализации

Срок реализации для каждой возрастной группы – 1 год.

Продолжительность работы по модулю составляет 27 рабочих часов.

Режим занятий

занятия организуются 3 раза в месяц по 1 часу в каждой возрастной группе

(I – 7-10 лет, II – 10-14 лет, III – 14-18 лет).

Установленная продолжительность одного занятия – 1 академический час;

Принципы построения занятий

• доступность;

• систематичность;

• открытость.

Цель:

Формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить воспитанников с экономическими понятиями терминами, объяснить их смысл.

• Изучить с детьми составляющие семейного бюджета – источники доходов, расходы и способы экономии в домашнем хозяйстве.

• Изучить с детьми виды экономических потребностей, жизненно важных для людей.

• Расширить представления о сбережениях и их назначении.

Развивающие:

• Развивать умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем

• Развивать способность переноса экономических знаний в практическую деятельность

• Развивать процесс осмысления хозяйственной ситуации и принятие решений, повышающих эффективность трудовой деятельности (экономическое мышление)

• Закреплять в устной речи экономические термины и понятия.

Воспитательные :

Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам, бережливость и экономность.

• Формировать умение принимать активную позицию в решении социально-экономических задач, обогащение личного опыта.

Прогнозируемый результат

Воспитанники должны знать :

• Основные статьи расходов в семье

• Правила учета расходов

• Порядок расчета квартплаты

• Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг

• Порядок планирования крупных покупок

• Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т. д.

Воспитанники должны уметь :

• Подсчитывать расходы

• Планировать расходы на день, две недели

• Снимать показания счетчика, подсчитывать стоимость

израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

• Оплачивать коммунальные и др. платежи

• Планировать крупные покупки.

Форма занятий

• деловая игра;

экономическая игра;

• круглый стол;

• ролевая игра;

• экскурсия;

• мозговой штурм;

Методы организации процесса обучения

• беседа;

• практикум;

• анкетирование;

• наблюдение;

• рассказ;

• объяснение;

• решение практических задач;

Оценка качества освоения

• текущий контроль;

• итоговый контроль;

(анкетирование, тесты, практические задания)

Содержание модуля

Учебно-тематический план младший школьный возраст

№ месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий Литературный материал Игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь О потребностях и возможностях

1 Беседа В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»

загадка Игра «Хочу и надо»

Проблемная ситуация Картинки

иллюстрации

2 октябрь

Бюджет семьи

1 Рассказ предметные картинки презентация

проблемленая ситуация

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей 1 Беседа «Пословицы и поговорки»

игра «Наоборот» Экономические задачи

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве 1 Беседа Загадки о бытовой технике Проблемные ситуации Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

5 январь Сбережения (накопления)

1 Беседа стихотворение «Три копейки»

Решение задач

Просмотр мультфильма «Как появились деньги»

Презентация «Дом, где живут деньги»

6 февраль Расходы семьи 1 Беседа «Источники доходов»

Игра «Да, нет»

Практическое задание

7 март Расход на день 1 Беседа Дидактическая игра «Семья» Составление расходов на день

8 апрель Расходы на питание и содержание жилища 1 Рассказ Пословицы Проблемная ситуация

9 май Планирование крупных покупок 1 Беседа Экономическая игра «Что самое нужное?» Таблички с названиями покупок Практическая работа

Учебно-тематический план средний школьный возраст

месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь Наши потребности 1 Беседа загадки Экономическая игра «Хочу-надо» опыт с водой

2 октябрь Бюджет семьи 1 Ш. Галиев «Три копейки»

"Загадки-складки и загадки-обманки" Ситуационная игра Практическая работа

Упражнение "Расходы семейного бюджета»

Тест "Экономическая игротека"

Практическая работа

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение Игра «Что важнее» Таблички с названиями потребностей

Практическая работа:

подсчет текущих расходов.

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Круглый стол

Загадки о бытовой технике Дидактическая игра «Верщки- корешки»

Дидактическая игра «Мамина помощники» Проблемные ситуации

5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 Беседа А. Толстой «Золотой ключик»

Деловая игра помоги Буратино- где могут расти деньги» Буклеты,

рекламные листы.

бланки Встреча с работниками Сбербанка

6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Беседа Загадки Дидактическая игра «Кому что нужно» Проблемные ситуации Разгадывание кроссворда, решение задач

7 март Планирование расходов с учётом бюджета и состава семьи. 1 Деловая игра

«Как человеку жить по средствам своим»

игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, демонстрационные карточки в виде кроссвордов Упражнение в планировании расходов на день

8 апрель Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Беседа

«Дом вести – не лапти плести»

Деловая игра

Бланки квитанций

Таблички с показаниями счетчиков Практическая работа

заполнение квитанций

9 май Планирование и приобретение крупных покупок. 1 Беседа за круглым столом

«Тратить или копить?»

Классификация: обязательные, желательные, престижные покупки. Таблички-Ценники на товары, крупные покупки Практическая работа-изготовление плаката «Золотые правила экономики»

Учебно-тематический план старший школьный возраст

месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь Защита прав потребителя. 1 Викторина Проблемные ситуации документ

«Защита прав потребителей»

таблички Презентация

«Потребности человека»

2 октябрь

Бюджет семьи 1 Дискуссия

Познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”. Таблички

Презентация

Практическая работа

кроссворд

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение

«Культурные потребности, текущие расходы»

Перечень «Корзина продуктов первой необходимости» Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Презентация

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Рассказ воспитателя

«Сад, огород – дополнительный доход» Проблемные ситуации Презентация

5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 (Экскурсия в Сбербанк)

Ознакомительный Рассказ

Буклеты и рекламные листы о накопление сбережений, способах размножения сбережений (Встреча с сотрудниками банка)

презентация

6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Обсуждение

«Основные расходы семьи - питание, одежда, жильё и культурные потребности»

Проблемные ситуации Рекламные листы о продаже товаров Разгадывание кроссворда, решение задач

7 март Планирование расходов на день; две недели с учётом бюджета и состава семьи. 1 Круглый стол Деловая игра

«Доживём до зарплаты» Упражнение в планировании расходов на день, на две недели

8 апрель Расходы на содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Рассказ

«Квитанция в дом - деньги вон?»

квитанции, карточки с заданиями Практическая работа: снятие показаний счётчика, расчёт стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций

9 Май

Планирование крупных покупок. 1 Беседа

«Разумная трата денег» Экономическая игра «Дом-полная чаша» Практическая работа-составление плана крупных покупок, оказание материальной помощи родственникам

Условия реализации модуля

Реализация модуля предполагает наличие учебного кабинета, оборудованного учебными партами в комплекте с учебными стульями, компьютером и ноутбуком для демонстраций видеоматериалов, презентаций, проктором с экраном, также имеется демонстрационный стеллаж, флипчарт; групповое помещение, оборудованное мебелью, дидактическим и игровым материалом, канцтоварами, наглядными пособиями для организации воспитания, развития детей школьного возраста, для практической работы.

Список методической литературы

1. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2- 4 классов

2. Статья: Володина, М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников / М. Б. Володина. — Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 684-685. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/65/10879/

3. Митросенко С. В., Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Пильчук М. Д., Махняева М. Ю., Цыганкова А. С. Проблемы экономической социализации приемных детей-сирот в условиях села // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.

https://science-education.ru/ru/article/view?id=26561 ( дата обращения: 07.11.2023).

4. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 - 89 с.

5. Хаустова, В. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8.

6. Интернет-ресурсы:

a. https://fincult.info/upload/iblock/c2e/Uchebnoe_posobie.pdf

b. https://www.solnet.ee/school/p8_50.html

c. https://fmc.hse.ru/chforms

d. https://studwood.ru/1518015/ekonomika/eksperimentalnoe_issledovanie_urovnya_sformirovannosti_ekonomicheskih_predstavleniy_mladshih_shkolnikov

Публикации по теме:

«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе «Экономика для малышей» фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе Дата 12 ноября 1841 года считается днём рождения Сбербанка.

Конспект занятия для воспитанников 5–7 лет «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» по экономическому воспитаниюКонспект занятия для воспитанников 5–7 лет «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» по экономическому воспитанию Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребёнок с раннего детства знакомится с экономическими.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на апрель АПРЕЛЬ 1. Беседа «Что такое сберегательный банк» Цель. Дать дошкольникам понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на декабрь ДЕКАБРЬ 1. «Дороже – дешевле» Цель. Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на февраль ФЕВРАЛЬ 1. Дидактическая игра «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на январь ЯНВАРЬ 1. Дидактическая игра «Собери вместе» Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на май МАЙ 1. Предприятия нашего города Цель. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках нашего города: местонахождении,.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на март Использование разнообразных форм работы позволяет сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 13:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД