Папки-передвижки

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса (1 фото)

Лиана Арутюнян
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса.

на  2019 - 2020 учебный год.

Воспитатель Арутюнян Л. А.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание здоровых и безопасных условий,  сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Публикация «Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса» размещена в разделах

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса

уровня охраны их здоровья и жизни.

Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций являются:

отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;

слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;

недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

 Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Главной задачей является стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение. В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако, ему трудно представить степень их значимости. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Поэтому, определяя основное содержание и направление развития детей, мы считали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Для того чтобы эти нормы и правила стали регулятором поведения, они должны быть осознаны и приняты ребенком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, принятыми в ДОУ, необходимо организовывать такие виды деятельности, в которых дети приобретенные нормы поведения могли бы применять.

Актуальность

Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.

В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

За основу в своей работе я использовала программу Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Новизна

С принятием ФГОС раздел «Безопасность» выделен в качестве самостоятельной образовательной области, это обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

       

Задачи:

создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;

научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметьоцениватьотдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;

научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки.

сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;

применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;

     Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной  в группе, которая включает:

уголок безопасности;

познавательно–агитационные материалы;

иллюстративные стенды для детей и взрослых;

подборка литературы;

подборка иллюстрационного материала;

информационный уголок для родителей;

Принцип преемственности ДОУ и семьи.  Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Основные направления работы.

Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Формы организации по формированию основ безопасного поведения

Беседы

Дискуссии

Игры

Продуктивная деятельность

Праздники

Экскурсии

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме.

В основе лежат следующие образовательные технологии :

Игровая;

ТРИЗ;

Развивающее обучение

Технология проектов

Здоровьесберегающая технология.

Срок  реализации  программы - 1 год и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 6-7 лет.

Ожидаемые результаты

Усвоение детьми правил безопасного поведения и применение их в повседневной жизни

Положительные отзывы родителей обучаемых  детей.

Повышение уровня знаний, умений и навыков у детей в области правил безопасного поведения.

Применение знаний, умений и навыков в игровой и практической деятельности.

Заключение

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Особенность содержания предлагаемых материалов заключается в положительном примере со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.

Критерии оценки знаний детей (6 -7 ЛЕТ)

1. Как нужно вести себя с незнакомым человеком?

2. Назови бытовые приборы, можно ли детям ими пользоваться?

3. Что означают номера «01», «02», «03»?

4. Какие знаешь бытовые опасности?

5. Как  ты понимаешь слово «здоровье»?

6. Как  устроено тело человека, его организм?

7. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

8. Какие  ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?

9. Какие  ты знаешь съедобные и несъедобные ягоды?

10. Как называется часть улицы, по которой едут машины?

11. Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов

12. Кого называют пешеходом?

13. Где  безопасно переходить улицу?

14. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

15. Почему нельзя играть на дороге?

16. Назовите виды транспорта.

17. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?

18. Какие знаки вам известны, что они обозначают?

19. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного  транспорта?

Модифицированная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей 3-7 лет  содержит пять разделов:

1. Ребенок и другие люди.

Задачи: Закрепить знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями. Дать понятие о том, что общение с другими людьми может быть опасным. Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. Средства и методы: Сказка «Колобок», «Волк и семеро козлят». Беседы Игры – тренинги игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь.

2. Ребенок и природа.

Задачи: Учить различать лекарственные и ядовитые растения. Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями. Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы, осы. Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними. Объяснить детям особенности поведения животных с детенышами. Познакомить детей с использованием плана, схемы в ориентировании на местности. Учить безопасному поведению у водоема. Познакомить со способами профилактики солнечного удара. Средства и методы: Пословицы и поговорки Занятия «Растения наши друзья или враги?», «Заботливая мама», «Маша и медведь», «Солнечный зайчик» Игры: дидактическая игра «Вылечи человечка»; «Съедобное - несъедобное» Просмотр фильма «В мире животных» .

3. Ребенок дома

Задачи: Закреплять знания детей о том, что существуют предметы, которыми могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, электроприборы, и предметы, требующие специального обучения и выработки навыка пользования (иголка, ножницы, нож, вилка). Дать представление о возможных аварийных ситуациях дома. Познакомить с элементарными правилами поведения и номерами телефонов, по которым нужно звонить. Познакомить детей с правилами поведения, если в дверь звонит незнакомый человек и требует открыть дверь. Закрепить знания о том, что нужно отвечать и куда звонить. Познакомить детей с телефоном пожарной службы 01; профессией пожарника и о том, какое значение имеет их труд. Средства и методы: Конкурс рисунков «Огонь добрый, огонь злой» Дидактические игры «Разложи по порядку», «Запрещается - разрешается», «Если возник пожар».

Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья, должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.

4. Здоровье ребенка.

Задачи: Формировать у ребенка представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Познакомить с работой основных систем организма. Прививать детям привычку к занятиям физкультурой и спортом. Продолжать учить беречь свой организм и заботиться о нем. Новые задачи: Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. Познакомить со способами охраны органов дыхания, слуха, зрения; способами укрепления здоровья (закаливание, физическая культура). Познакомить с правилами первой помощи при ранениях, ушибах, укусах животных и насекомых. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь» Дидактические игры «Что случилось?», «Вредно - полезно», «Что мы носим?» Беседы о домашней аптечке, «Как беречь глаза», «Почему случаются травмы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях. В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма. Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила

5. Ребенок на улицах города

Задачи: Познакомить детей с правилами поведения на улицах города. Объяснить необходимость соблюдения правил и рассказать об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию Новые задачи: Расширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «Островом безопасности. Познакомить с различными видами транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный). Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля». Способствовать его осознанию при перебежке дороги перед едущим транспортом. Средства и методы: Игровые ситуации-загадки Беседа «Я еду в транспорте» Занятие «Улицы большого города», «Кузька в автобусе» Экскурсии на улицы города Игра «Запрещается - разрешается В беседах, играх дети конкретизируют и закрепляют представления, накапливают первоначальный опыт. Детям следует объяснить, что нужно предпринять, если они потерялись на улице, к кому следует обратиться за помощью, назвать свой адрес Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания — неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду.

Организация образовательного процесса.

Основная цель работы с детьми по формированию безопасного поведения– познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Были определены  основные задачи:

1. Формировать у детей элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

5. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Для успешного освоения программы по основам безопасности жизнедеятельности необходимо грамотно организовать образовательный процесс с детьми с учётом интегративного подхода, который строится в ДОУ в трех направлениях:

непосредственно образовательная деятельность;

образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

самостоятельная деятельность детей.

Основные формы и методы работы с дошкольниками.

Экскурсия к пожарникам.

Работа в книжном уголке

Работа в уголке изобразительной деятельности

Изготовление книжек-самоделок

Чтение художественной литературы.

Прогулка в лес.

Рассматривание иллюстраций

Просмотр диафильмов и слайдов

Театрализованные представления

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Сотрудничество с внешними организациями

Наше дошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система осуществляет взаимодействие с городскими учреждениями.  Для эффективной реализации задач образовательной области «Безопасность» МДОУ д/с №14 тесно сотрудничает с внешними организациями на основании договоров совместной деятельности:

ОВД,ГИБДД г. Ярцево.

Государственным пожарным надзором «Специального управления ФПС №1278 МЧС России».

Формы работы с родителями: - информационный стенды,памятки о том, как вести себя во время землетрясения; как не стать жертвой теракта; если вас захватили в заложники; если на вас напали на улице, родительские собрания с участием сотрудника милиции и пожарного инспектора - памятка «Если ты потерялся» : что должен знать ребенок, если он потерялся (фамилию, имя, домашний адрес, телефон. консультация «Как вести себя на природе» - родительское собрание «Безопасность детей наше общее дело»

Система мониторинга деятельности ДОУ по обеспечению безопасного образовательного пространства.

Мониторинг реализации в дошкольном образовательном учреждении,это возможность составить и выявить сильные и слабые звенья в данной работе и на этой основе осуществить корректировку и уточнение последующих задач и действий по его реализации.

Цель данного мониторинга как актуального управленческого аспекта деятельности образовательного учреждения состоит в комплексном, динамическом и аналитическом отслеживании хода и качества реализации программы и совершенствовании механизмов управления качеством.

Мониторинг деятельности ДОУ по обеспечению безопасного образовательного пространства.

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих  результатов

Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ;

Обучено 100% родителей, в том числе бабушек и дедушек по программе безопасности.

Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства;

Наблюдается рост профессиональной компетентности родителей в области формирования культуры безопасности;

Разработаны и внедрены в практику: система занятий; учебно-методические материалы для детей, родителей.

Материал для работы с детьми:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ, М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы, игры -СП6. : ООО Издательство Детство-пресс", 2010.-240 ст.

Обеспечение безопасности детей в ДОУ

1. Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.

2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.

3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.

4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются :

       система видеонаблюдения;

      тревожная кнопка;

       система пожарной сигнализации;

      план эвакуации.

Критерии:

1. считают нужным обучение детей правилам поведения непредвиденных и опасных ситуациях;

2. считают актуальной проблему обеспечения безопасности жизнедеятельности детей;

3. рассказывают своим детям о правилах поведения в непредвиденных и опасных ситуациях;

4- воспитывают привычку к здоровому образу жизни.

5. знают, как правильно вести себя в опасных ситуациях и как избежать неприятностей.

6. считают, что детский сад и семья должны заниматься обучением детей правилам безопасного поведения;

Вывод: Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности.

Литература для педагогов и родителей

Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №4. – С. 33. 4. Вавилова Е. Н.

Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986. – С. 101-104.

Воронин Д. Опасные забавы. – Калининград, 2001.

Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1987. Методические рекомендации по реализации программы : «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» предназначена для работы с детьми 3-7 лет в условиях ДОУ.

Сантеева Т. А. Безопасность детей и взрослых // Управление дошкольным образованием. – 2004. - Шарыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М., 2003. 41. Шолохов В. С

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Опубликовано: 24 августа 2020 в 19:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД