Папки-передвижки

Программа по социализации воспитанников детского дома «Шаг к дому»

Ковальчук Татьяна
Программа по социализации воспитанников детского дома «Шаг к дому»

ГБУ ЦССВ «Вертикаль»

Воспитатель Ковальчук Т. Б.

Программа по социализации воспитанников детского дома.

«ШАГ К ДОМУ»

Пояснительная записка

Публикация «Программа по социализации воспитанников детского дома „Шаг к дому“» размещена в разделах

Состояние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Выпускник Центра находится чаще всего в состоянии психологического стресса, так как многие годы о ребенке заботились и обеспечивали его всем необходимым. В самостоятельной жизни он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Выпускнику ЦССВ фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность и опыт для подражания. В итоге перед ребенком стоят две насущные задачи:

1. Перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.

2. Выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Понимая всю сложность наших выпускников, мы стараемся оказать им всестороннюю помощь и психологическую поддержку к выходу в самостоятельную жизнь.

Программа «Первые шаги к дому» направлена на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением. Эта программа социальной адаптации выпускников Центра включает разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения, подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни.

Средством формирования у воспитанников способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро, ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли.

В настоящее время наблюдается активизация как внутренних, структурно-организационных основ деятельности учреждений для детей-сирот, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам воспитанников Центров содействия семейному воспитанию.

Цель программы :

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельному жизнеустройству.

Задачи:

1. Проводить мероприятия, направленные на личностное и социальное развитие детей, на их профессиональное самоопределение и способствующие повышению степени социальной адаптации детей-сирот и их интеграции в общество:

-развитие навыков коммуникационной культуры;

-формирование потребности в общении и личностных отношений.

2. Развивать навыки и прививать умение ориентироваться в экономико-бытовых вопросах.

3. Развивать элементарные представления экономической грамотности.

4. Формировать умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.

5. Формировать ответственность за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.

6. Формировать основы правовой культуры, понимание необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

7. Формировать трудовые качества и навыки с целью бытовой ориентации и адаптации в условиях окружающей среды.

8. Стимулировать размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

Формы работы:

-групповые

-индивидуальные

Методы работы:

-тренинг

-тестирование

-собеседование

-наблюдение

-консультирование

-практическая деятельность

Содержание программы :

Данная программа формирует у ребят представления о правах и обязанностях гражданина, позволяет овладеть элементарными знаниями по подготовке их к самостоятельной жизни в социуме.

Данная программа рассчитана для воспитанников 15-18 лет

Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех формах организации воспитательного процесса.

В программе 4 направления работы:

1. Социально-бытовая адаптация (91ч)

2. Домоводство(59 ч)

3. Социально-правовая ориентация(25 ч)

4. Основы медицинских знаний (20 ч)

Программа направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Ожидаемые результаты.

По окончании программы дети должны усвоить современные представления:

-о фактах общественной жизни,

-о труде и быте людей.

Должны уметь выполнять операции по самообслуживанию и содержанию себя и будущей семьи, овладеть навыками семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Владеть знаниями в социально-правовой сфере и уметь применять их на практике.

Владеть основами медицинских знаний и уметь применять их в жизни.

Направления работы:

1. Социально-бытовая адаптация

Цели:

-сформировать у воспитанников определенные представления о конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, с последующим включением в окружающую жизнь;

-воспитывать положительные мотивации к осмысленному самостоятельному труду;

-научить выполнять элементарные операции по самообслуживанию и содержанию себя и будущей семьи;

-сформировать навыки семейного быта;

-познакомить с работой общественных организаций.

2. Домоводство

Цели:

-формировать у воспитанников психологическую;

-воспитывать положительную мотивацию к осмысленному самостоятельному труду;

-научить навыкам ведения домашнего хозяйства;

-научить вкусно и питательно готовить различные блюда, воспитывать потребность в «здоровой пище», правильном питании;

-ознакомить с технологией приготовления различных блюд, помочь в овладении знаниями по сервировке стола, подачи блюд, культуры поведения себя за столом, научить правильному хранению различных продуктов;

-научить выполнять элементарные операции по самообслуживанию и содержанию себя и будущей здоровой семьи;

-сформировать навыки семейного быта, правил ухода за предметами интерьера;

-научить планировать семейный бюджет;

-сформировать навыки проведения косметического ремонта.

-самостоятельно запланировать, подобрать необходимые материалы и инструменты и провести ремонт.

3. Социально-правовая ориентация.

Цели:

-подготовить детей к самостоятельной жизни в социуме, сформировать социально-правовую, интеллектуальную, социально-бытовую компетентность подростков;

-ознакомить воспитанников с нормами, правилами, требованиями окружающего мира, подготовить к восприятию обязанности соблюдать законы, развивать позитивное отношение к законам;

-формировать умение правильно организовать свою самостоятельную жизнь, понимать свою роль в жизни;

-усвоить права и обязанности, способы их защиты, понимание целостной картины взаимодействия прав, обязанностей и социальной ответственности;

-формировать на практике умение применять полученные социально-правовые знания;

-воспитывать положительные качества характера;

-формировать профессиональные и личностные самоопределения;

-научить основам экономических знаний;

-формировать устойчивую жизненную позицию.

4. Основы медицинских знаний.

Цели:

-вырабатывать у выпускников учреждения сознательное отношение к своему здоровью и воспитывать ответственность за свое здоровье;

-развивать положительную мотивацию сохранения и укрепления собственного здоровья воспитанниками через овладение принципами здорового образа жизни;

-ознакомить воспитанников с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания;

-формировать представление о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения;

-формировать систему знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека;

-формировать у воспитанников навыки по уходу за больными;

-ознакомить с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и прививать практические навыки доврачебной помощи.

Учебно-тематический план программы «Шаг к дому»

(всего 195 часов)

1. Социально-бытовая ориентация (91ч)

№ Тема занятия Прим. кол-во часов

1. Правила личной гигиены-основа образа жизни (3ч) 3

2. Одежда и обувь (19 ч)

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти, хлопка и синтетических тканей. 4

Стирка на машине – автомате. Виды стирок. 4

Виды услуг химчисток. Правила обращения в химчистку. 1

Стиль в одежде. 2

Выбор одежды и обуви при покупке. 4

Хранение сезонной одежды и обуви. 4

Правила утюжки одежды из различных видов тканей. 4

3. Питание (14ч)

Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, миксер, мультиварка и т. д.) и правила безопасности работы с ними. 8

Правила пользования и техника безопасности при работе с плитой. 3

Составление меню на день и на неделю. 3

4. Жилище (10ч)

Рациональная расстановка мебели в квартире. 4

Интерьер. Практическое занятие. 2

Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт, оклейка стен обоями, окраска дерева). 4

5. Культура поведения (8 ч)

Культура общения юноши и девушки. 3

Внешний вид молодых людей (с учетом места нахождения). Сюжетно-ролевая игра. 3

Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра. 2

6. Транспорт (9 ч)

Виды такси, пассажирское, грузовое. Вызов такси по телефону, оплата. Опасность использования частного транспорта. 3

Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание транспорта. Порядок приобретения билетов. 2

Авиатранспорт. Аэропорты. Маршруты, расписание, стоимость билетов. 2

Способы приобретения билетов (по интернету, в кассах) 2

7. Торговля (6 ч)

Виды рынков, оптовая и розничная торговля продовольственными и промышленными товарами. 2

Торговля уцененными товарами, распродажи. Магазины «Секонд-Хенд» 1

Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранение вещей в ломбарде. 1

Торговля со скидкой. 1

Торговля в кредит и по каталогам. 1

8. Учреждения и организации (5ч)

Функции управы, префектуры, ОВД, МЧС, МФЦ, правоохранительные органы. Местонахождение, порядок обращения, подача заявлений. 5

9. Трудоустройство (4 ч)

Государственная служба занятости. Варианты поиска работы. Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков. 3

Имидж молодого человека.

«Я собираюсь на работу» ролевая игра. 1

10. Семья и семейные отношения (4 ч)

Основы семейных взаимоотношений. Твоя будущая семья. 1

Семейное законодательство: права и обязанности родителей, льготы молодым семьям. 1

Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Семейные ситуации. 1

Жилищные права членов семьи. Брачный контракт. 1

11. Бюджет семьи (9 ч)

Бюджет семьи, источники доходов. Заработная плата членов семьи. Среднедушевой доход. 1

Статьи расходов. Планирование расходов. 3

Содержание жилища, оплата жилой площади коммунальных услуг. Расчет электроэнергии, газа, и воды - снятие показаний счетчика и заполнение квитанций. 5

2. Домоводство (59 ч)

№ Тема занятия Прим. кол-во часов

1. Домашняя экономика 1

2. Ваша кухня (эстетич. направление).

Сан. -гигиен. требования. Техника безопасности. Новинки бытовой техники.

4

3. Домашние заготовки. Полуфабрикаты. 6

4. Салаты. 4

5. Приготовление супов, щей, бульонов. 6

6. Вторые блюда. 6

7. Завтраки. Обеды. Ужины. 6

8. Приготовление изделий из теста. 6

9. Напитки. 3

10. Сервировка стола (ежедневная, праздничная). 2

11. Культура проведения застолья. 1

12. Чистота и уют в доме. Уход за мебелью. Уход за мебелью. Уход за полом, ковровыми покрытиями. Моющие средства. 6

14. Повседневный уход за одеждой и обувью (глажение, сушка, стирка, чистка) 4

15. Интерьер квартиры. Новинки оформления. Создаем уют своими руками. 4

3. Социально-правовая ориентация (25 ч)

№ Тема занятия Прим. кол-во часов

1. Виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные. 3

2. Юридическая ответственность. 1

3. Права несовершеннолетних. Права человека. 2

4. Конституция –основной закон. 1

5. Органы власти. Органы местного самоуправления. 2

6. Право избирать и быть избранным. 1

7. Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков. 1

8. Административная и дисциплинарная ответственность. 2

9. Воинская обязанность. 1

10. Собственность. Виды собственности. 1

11. Что такое сделка. 1

12. Жилищные правоотношения. 1

13. Права потребителей. 1

14. Трудовой договор. 1

15. Страхование. 1

16. Я – гражданин своего Отечества. Гражданские права и обязанности. 1

17. Семейно-брачные отношения. 1

18. Семья, родители, дети, понятие брака, обязанности супругов. 1

19. Права и обязанности родителей и детей. 1

20. Правоохранительные органы. 1

4. Основы медицинских знаний (20 ч)

1. Инфраструктуры системы здравоохранения. 2

2. Режим правильного питания. Гигиена и культура питания. 2

3. Витамины. Пищевые добавки. 2

4. Лекарственные препараты. Домашняя аптечка. Оказание первой помощи при заболеваниях простудного характера. 3

5. Личная гигиена. 1

6. Физиология юноши и девушки. 2

7. «Береги свое зрение». Роль освещения в интерьере квартиры и профилактика близорукости. 1

8. Пагубность вредных привычек. Профилактика курения, алкоголя, наркомании, токсикомании. 5

9. Правила первой помощи при несчастных случаях. 1

10. Охрана труда лиц, занятых на производстве. Производственный травматизм. 1

Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы

ГБУ ЦССВ «Возрождение»

Программа

по социализации

«Шаг к дому»

Воспитатель :

Публикации по теме:

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 летМетодическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа ко Дню открытых дверей детского сада в Международный День музыкиПрограмма ко Дню открытых дверей детского сада в Международный День музыки Вот уже второй год я составляю программу мероприятий на День открытых дверей детского сада, который проводится в Международный День музыки.

Программа «Светофорчик» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ПРОГРАММА «СВЕТОФОРЧИК» (ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА) Пояснительная записка. Ежегодно на дорогах России.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Сценарий новогодней игровой программы «У нас в гостях Дед Мороз со Снегурочкой» для воспитанников детского дома Здравствуйте,дорогие гости моей странички!Приглашаю ознакомиться со сценарием новогодней игровой программы,которую провели в нашем детском.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Автор публикации:
Программа по социализации воспитанников детского дома «Шаг к дому»
Опубликовано: 9 марта 2023 в 11:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД