Получи документы

Программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования

Привалова Ирина
Программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования

Рабочая программа художественно-эстетического кружка

«Мир красок» для детей 6 – 7 лет

Пояснительная записка

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т. С. Комарова, О. В. Радонова, А. О. Куревина, А. А. Волкова, Т. И. Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка. Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т. е. надо использовать в образовательной деятельности разные техники рисования : традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т. д.)

Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов.

Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я обращаюсь к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло, а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.).

Таким образом, рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе. Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель программы : развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи программы : • развитие интереса к различным видам искусства; • формирование художественно-образных представлений; • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации; • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; • развитие сенсорных способностей; • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Адресатом программы являются дети 6-7 лет

Для решения поставленных задач использовалась методика изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески - активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В своей работе я использую пособия Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями: «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира.

«Социально - коммуникативное развитие» - использование художествен произведений для обогащения. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса :

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь я использую информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. Cамостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности я использую эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» используются следующие техники изображения :

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Рисование по шаблону. 4. Рисование поролоном.

В работе используются такие средства :

1. Коктейльные трубочки 2. Поролоновые губки 3. Ватные палочки

4. Зубные щетки др.

Условия и сроки реализации программы :

Программа рассчитана на один год обучения с детьми. Работа проводится с подгруппой детей один раз в неделю. Длительность 35 мин

Формы НОД :

НОД,

Путешествия,

Совместная деятельность детей и родителей,

Фронтальные.

Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем. Моделей, экспериментирования, обсуждение результатов.

Условия для НОД в кружке «Мир красок»

1. Необходимый материал для выполнения рисунков и поделок

2. Подбор литературно-художественного материала.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. составление картотеки схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

5. рекомендации для родителей по созданию условий для рисования детей в семье.

6. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного творчества на занятиях и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами,

- технику и основные приемы ниткографии, пластилинографии, линогравюры обьемной аппликации,приемы оригами,

- определения:«аппликация»,«коллаж», «оригами»,«пластилинография»,

- о своиствах материалов,с которыми они работают (пластилин,бумага,нитки, искусственные материалы,

- о культуре некоторых стран.

- правила построения композиции.

Дети умеют:

- работать с различным видом материала (искусственным и природным,

-правильно и аккуратно пользоваться ножницами и различными материалами,

- использовать в работе приемы различных техник рисования,

- использовать схемы изготовления композиций,

- подбирать различный материал,

- выполнять работу самостоятельно доводить начатое дело до конца,

- творчески подходить к выполнению задания.

- видеть прекрасное вокруг себя,отражая это в своих работах.

Педагогическая диагностика

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики использовать тесты предложенные Э. П. Торренсом.

Тест № 1: «Незаконченный рисунок»

Тест № 2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью проводится мероприятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей».

Диагностика проводится в начале и в середине года в старшей группе детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показало -30% 2. Средний уровень творческой деятельности 50%

3. Низкий уровень 20%

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показало 35%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей 60%.

3. Низкий уровень 5%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю. А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками.» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», «Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей) : увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога) : реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Мастер-класс по рисованию «Лаванда» с использованием нетрадиционных техник для детей 5–7 летМастер-класс по рисованию «Лаванда» с использованием нетрадиционных техник для детей 5–7 лет «Лаванда». Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5–7 лет Материалы для работы: Акриловые.

«Рыбки в аквариуме». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования«Рыбки в аквариуме». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования Возраст: 4-5 лет. Цель: Способствовать развитию интереса детей к изобразительной деятельности, используя нетрадиционные приемы рисования.

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек»Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек» Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик – ни головы, ни ножек» (Для детей средней группы) Цель: Учить детей.

Картина «Синичкин календарь. Октябрь» с использованием нетрадиционных техник рисованияКартина «Синичкин календарь. Октябрь» с использованием нетрадиционных техник рисования Картина "Синичкин календарь. Октябрь. "с использованием нетрадиционных техник рисования. Хочу поделиться с Вами некоторыми приемами рисования.

Коллективная работа с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний лес»Коллективная работа с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний лес» Создание коллективной работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования проходило во время прогулки.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебница осень» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе за первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 20:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД