Папки-передвижки

Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин»

Людмила Притчина
Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин»

СодержаниеВведение 3

1. Паспорт программы «Маленький хозяин 3

2. Сроки реализации программы. 4

3. Пояснительная записка. 4

3.1 Название Программы, ее актуальность

3.2 Ведущие содержательные идеи Программы

3.3 Принципы построения Программы

3.4 Цель, задачи, Блоки Программы

3.5 Общая характеристика работы по Программе 8

4. Содержание и реализация практической части программы

4.1 Педагогическая технология 9

4.2 Краткая характеристика структуры занятий 15

4.3 Условия реализации работы с детьми 15

4.4 Основные формы работы с детьми 15

Публикация «Программа по формированию эколого-экономической грамотности „Маленький хозяин“» размещена в разделах

4.5 Структура занятий 16

4.6 Критерии эффективности Программы 16

5. План действий по реализации программы 17

6. Список использованной литературы 19

7. Приложения:

7.1 Мониторинг сформированности эколого-экономической грамотности по Программе «Маленький хозяин»

3. Пояснительная записка. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших. В Конституции Российской Федерации, в статье 18 Основного закона записано: «В интересах настоящего и будущих поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, для охранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Охрана природы становится одной из важнейших сторон государственной политики, неотъемлемой частью философии и уклада жизни многих народов, одной из лидирующих научных проблем современного общества. Человек, наконец, осознал могущество своей власти над природой, которое приводит к угрожающему по масштабам истощению, загрязнению и разрушению природной среды. Осознал и острую необходимость охраны природы, рационального ее использования, преобразования и обогащения. Проблема взаимоотношений человека и природы очень сложна – это одна из наиболее сложных проблем экологического образования. Около 3-х млн. лет человек оказывает воздействие на природу, ни на мгновение не прекращая ее использование и преобразования. В результате длительного стихийного освоения и преобразования природы Земля претерпела колоссальные изменения. Стихийно используя и преобразуя природу, человек пренебрегал её объективными законами, а чаще просто не задумывался о возможных последствиях своей жизни и деятельности.

В настоящее время резко проявляются последствия антропогенного воздействия на природу и самого человека, среди которых истощение природных ресурсов, ухудшение здоровья населения, сокращение продолжительности жизни человека. Потребность выхода из кризисного состояния обращает внимание на систему экологических взаимоотношений, на проблему их гармонизации. При этом такие виды образования как экологическое и экономическое становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, одним из средств преодоления экологического кризиса, и являются основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонизацией отношений человека с окружающей природной средой.

Данная концепция обусловила название программы - «Формирование эколого-экономической грамотности старших дошкольников».

Цель программы «Маленький хозяин»:

Формирование эколого-экономической грамотности старших дошкольников.

Задачи программы «Маленький хозяин»:

1. Формировать эколого-экономические знания об объектах и явлениях предметно-природного мира как жизнеобеспечивающих ценностях (на примере воды, энергии, бросового материала);

2. Развивать представления детей о разносторонних взаимосвязях человека с природой;

3. Формировать эмоционально-чувственное и бережно-экономное отношение к предметно-природному миру;

4. Сформировать навыки бережного и экономного использования ресурсов и материалов в повседневной практической деятельности;

5. Приобщить детей к доступным экологически ориентированным видам деятельности;

Основные цели и задачи Программы отражают образовательные, методические особенности образовательного процесса МДОУ, а также социальный заказ МДОУ.

Нормативно-правовые документы

Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин» разработана в соответствии нормативно-правовыми документами:

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Национальной доктриной образования в Российской Федерации;

• Проектом Концепции содержания непрерывного образования (дошкольного и начального звена);

• Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года;

• Концепцией непрерывного экологического образования;

• Концепцией экономического образования дошкольников;

• Проект «Национальная стратегия экологического образования в РФ» и др.

Принципы построения Программы:

Эколого-экономическое образование подчиняется принципам образования в целом. При выделении принципов эколого-экономического образования старших дошкольников, мы опирались на принципы экологического, экономического и эколого-экономического образования, предложенные рядом авторов, а так же учитывали специфику (интегративность) эколого-экономического образования и психологические возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, Программа «Маленький хозяин», базируется на специфических принципах эколого-экономического образования старших дошкольников интегративности, региональности и преемственности.

Содержание Программы:

Ведущими содержательными идеями программы, обеспечивающими формирование эколого-экономической грамотности, определены:

1) идея формирования нового видения предметов и явлений природного мира, как жизнеобеспечивающих ценностей;

2) идея бережно-экономного использования природных богатств;

Литература:

1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, №7, с. 36.

2. Е. В. Гончарова. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников. Учеб. Пособие. Под общ. Ред. Г. Н. Гребенюк. Тюмень, 2000.

3. Занченко Р. Планирование экономического образования // Дошкольное воспитание, 1995, №9, с. 44.

4. Кларина Л. М. Уроки гнома Эконома и Феи Экологии: - М. : Вита-Пресс, 1995. - с. 48.

5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика», для детей младшего и среднего возраста. М., Фирма Нивекс, изд-во «Триада», 1992.

6. Липсиц И. В. Экономика без тайн (конспект учебника) // Российский экономический журнал, 1993, №1-7.

7. Лоб Р. Образовательная программа «Просвещение в области рекуперации отходов». з-л. опыт работы // экологическое образование в России и Германии / Под ред. В. И. Данилова – Данильяна М. : Горизонт, 1997.

8. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. - М. : 1986.

9. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание, 2002, №7 – с. 52.

10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. Юный эколог. - М., 1999.

11. Шатова А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений // Сборник «Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников». Изд-во ПО «Исеть», г. Шадринск, 1994.

12. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика. Программа Моск. ПКРО. М., 1996.

13. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание, 1989, №1; 1994, №8.

14. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Послесловие Г. М. Ляминой // Дошкольное воспитание, 1989, №1. Отклики – Дошкольное воспитание, 1989, №4, 12; 1990, №2.

15. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.-80 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология»Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология» С 20 февраля по 31 марта 2018 года в школах и детских садах Неклиновского района проводится акция «Яркая экология» под руководством Ростовской.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Кто в доме хозяин?»Мастер-класс «Кто в доме хозяин?» Февральские будни позади, но этот короткий месяц богат приятными поводами для торжеств: День святого Валентина, 23 февраля. Поговорим о.

Мастер-класс по изобразительной деятельности «Хозяин царства мороза и льда» с детьми старшей логопедической группыМастер-класс по изобразительной деятельности «Хозяин царства мороза и льда» с детьми старшей логопедической группы *** БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Где сугробы,стужа,лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной Ходит по снегам безбрежным, Весь он белый от.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Воспитание экономической грамотности у дошкольников. Фотоотчет «День менеджера. Игра «Массажный салон»Воспитание экономической грамотности у дошкольников. Фотоотчет «День менеджера. Игра «Массажный салон» На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспоминаем лето. Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка. Воспитатели: Шарапова О. П., Макарова И. В., логопед Смирнова.

Эколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участкаЭколого-развивающая среда в ДОУ. Оформление летнего участка Воспитатели Катунян Л. С. и Жарова С. А. Наша группа приняла участие в конкурсе «Оформление летних участков». Мы постарались красиво,.

Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад» В зал входит сказочница с детьми. Сказочница Каждый ребёнок знает с пелёнок Старую сказку про теремок Он в поле стоял, не высок и не низок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию эколого-экономической грамотности «Маленький хозяин»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 12:00
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД