Лучший педагог года

Программа отдыха и оздоровления детей «Эко-каникулы»

Антонина Баранова
Программа отдыха и оздоровления детей «Эко-каникулы»

Введение

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Публикация «Программа отдыха и оздоровления детей „Эко-каникулы“» размещена в разделах

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул. Летний период является наиболее благоприятным для охвата системой оздоровительных мероприятий наибольшего количества детей, с использованием доступной и эффективной массовой формы укрепления здоровья.

Пояснительная записка

В связи с тем, что 2017 год в нашей стране был объявлен годом «Экологии» и данное направление является одним из приоритетных в воспитательной работе лагеря, было решено организовать работу профильной экологической смены «Эко-каникулы».

Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации детей за счет включения их в конкретно значимую деятельность.

Профильная смена – это хорошая возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

Развитию у детей чувства причастности к решению экологических проблем, через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в стране, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам и нацелена деятельность лагеря.

Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения детей с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям эти проблемы должны быть близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Актуальность. Для того чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие профильных смен. Именно они определяют подчас социально-педагогический потенциал лагеря. Система профильных смен является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющей собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника профильной смены. Экологический профиль - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т. д. В этом есть определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в том:

• Тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия»;

• Приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды;

• Активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры;

Отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом;

• Развитие новых навыков (вне рамок школьной программы, раскрыть потенциал своей личности.

Цель программы – создание благоприятных условий для самореализации подростков в сфере экологической деятельности, формирование экологической этики.

Задачи:

обучающие:

- приобретение новых знаний по безопасности жизнедеятельности в новых, непривычных условиях;

-овладение научными методами исследования природы.

развивающие:

- формирование и развитие экологической культуры обучающихся;

- Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой.

воспитательные:

- совершенствование экологической культуры, формирование у обучающихся осознанной личной ответственности за состояние окружающей среды;

- формирование у детей навыков общения и толерантности.

оздоровительные :

- выявление физических способностей ребенка и его развитие в спорте;

- создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей;

- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

Содержание программы

Экологическое воспитание все увереннее занимает место в системе общего и дополнительного образования. МБОУ ДО «ДООЛ «Акварель» в период летних каникул организует работу профильной экологической смены, среди приоритетных направлений деятельности которой можно выделить:

- образовательную деятельность;

- оздоровительную деятельность;

- эколого-трудовую деятельность;

- культурно-досуговую деятельность.

Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России (района, города, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерным и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Эколого-трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории лагеря, проведение мероприятий, посвященных Дню экологии, творческих конкурсов рисунков, плакатов, стихов, фотографий по экологической тематике, работу экопатруля, исследовательские работы в области экологии.

Принципы реализации программы.

Содержание программы, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря, исходя из основных принципов деятельности:

- принцип научности (предлагаемая программа соответствует современному представлению об отношении к человеку и окружающему миру);

- принцип реалистичности и доступности (объем представлений адаптирован к возрастным возможностям детей и подростков);

- принцип ценностного отношения к жизни и здоровью (до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – огромная ценность, а состояние здоровья человека напрямую зависит от экологического здоровья Планеты);

- принцип уважения личности ребенка;

- принцип поддержки детских инициатив и творчества;

- принцип личностно-ориентированного подхода к детям;

- принцип сотрудничества и сотворчества.

Механизм реализации программы

Игровой сюжет лагерной смены.

Давным - давно на одной планете была страна «Эко-Лэнд». А в этой стране был город «Солнечноград». В центре города росло «Дерево жизни». Жители города заботились об этом дереве. Оно было очень красивым и пушистым, на нем росли разноцветные листья, благодаря которым и процветала жизнь в городе. И жили солнечноградцы весело и дружно в своём городе. Люди, приходя к дереву, радовались, пели ему песенки. Все были рады …

Кроме одной злой Чёрной Тучи. Терпеть она не могла дерево за его жизнерадостность. Позвала Чёрная Туча своих слуг – 21 грозовую тучу и приказала им спрятать «Дерево жизни».

Детям предлагается найти дерево. Ведь 21 грозовая туча – это 21 день смены лагеря. Если день пройдёт весело и дружно, то одна туча уйдёт и откроется часть дерева. К концу смены «Дерево жизни» будет свободно, и все солнечноградцы будут жить счастливо.

Понятийный словарь города «Солнечноград».

«Город Солнечноград»- лагерь.

Дом - отряд в лагере.

Советники - воспитатели отряда.

Мэр города - директор лагеря.

«Пресс - центр» - место встречи и обсуждения планов, действий всех Советников и правителей Города «Солнечноград».

Долина чудес Города «Солнечноград» - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех жителей.

Долина спорта – спортивная площадка лагеря.

Трапезная долина - столовая лагеря.

Культурно-развлекательный центр города – игровая.

Лекарь Города «Солнечноград» - медсестра.

Городской Совет - планёрка воспитателей лагеря.

Городской Форум - заседание детского самоуправления.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап:

На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:

• Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;

• Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;

• Подготовка методического материала для работников лагеря;

• Составление необходимой документации для деятельности лагеря;

• Подготовка помещений и территории лагеря.

Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

• Встреча детей, формирование отрядов, знакомство ребят друг с другом;

• Запуск программы «Эко-каникулы»;

• Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап:

• Реализация основной идеи смены.

• Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.

• Работа кружков

Заключительный этап:

Основной идеей этого этапа является:

• - подведение итогов работы лагеря;

• - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.

Ожидаемые результаты.

Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности, профильной (по направленности, деятельностной (по стратегии). В ходе реализации данной программы ожидается :

- повышение уровня экологической культуры;

- укрепление и оздоровление детского организма : формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены, развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);

- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;

- развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;

- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;

Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:

- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);

- показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);

- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);

- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);

- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.

Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:

1. Для детского коллектива:

раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;

формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;

проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.

2. Для педагогического коллектива:

уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;

уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;

накопление профессионального педагогического опыта.

3. Для родителей:

физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;

реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;

полноценный отдых ребенка.

Участники программы :

Дети и подростки от 6 до 15 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, несовершеннолетние дети «группы особого внимания», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Педагогический коллектив.

I смена – 100 детей.

Срок реализации: 1 смена – 21 день.

Формы реализации программы

Для участников лагеря предлагаются следующие мероприятия и виды деятельности:

- экскурсии;

- походы;

- викторины;

- конкурсно-игровые программы;

- спортивные мероприятия;

- выпуск экологического листка;

- мастер-классы;

- учебно-практические занятия экологическо-туристического профиля;

- познавательно - развлекательные праздники.

В течение смены проводится:

Диагностика: а) межличностных отношений (сплоченность коллектива, эмоционально-психологический климат, б) личностных особенностей подростков (определение самооценки, выявление лидеров);

• Психолого-коррекционная работа (игры на сплочение, внимание, ролевые игры и др.);

• В начале и конце смены проводится анкетирование подростков на выявление соответствия планируемого результата итогам смены.

• По окончании смены делается анализ работы лагеря.

Научно – методическое обеспечение

• Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

• Должностные инструкции всех участников процесса.

• Организация режима дня;

• Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

• Проведение ежедневных планёрок.

• Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

Кадровые ресурсы:

Директор лагеря - 1

Инструктор по физической культуре -1

Вожатый - 4

Старший воспитатель -1

Воспитатель – 9

Педагог дополнительного образования - 3

Материальное обеспечение:

Материально-техническая база

1. Наличие площадок для проведения массовых мероприятий.

2. Наличие канцелярских принадлежностей.

3. Наличие спортинвентаря.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды.

Директор несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале.

Ответственный за воспитательную работу осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.

Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.

Специальные кадры (инструктор по физической культуре) осуществляет специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как выбрать место для летнего отдыха. Общие правила отдыха с детьми» Наступило долгожданное лето. Подошло время отпуска и все так удачно складывается, что провести его можно всей семьей, да еще вместе с детьми.

«Космос». Программа пришкольного лагеря на весенние каникулы Через несколько дней начнутся каникулы и снова нам, педагогам предстоит развлекать наших деток в пришкольных лагерях. Предлагаю вам облегчить.

Конспект эко-урока для детей младшего дошкольного возраста «Цветы в подарок маме»Конспект эко-урока для детей младшего дошкольного возраста «Цветы в подарок маме» онспект «Эко-урока» для детей младшего возраста Воспитатель А. В. Свинаренко МБДОУ детский сад №6 пгт Нефтегорск 2018г.

Конспект эко-урока для детей старшего дошкольного возраста «Первоцветы — вестники весны!»Конспект эко-урока для детей старшего дошкольного возраста «Первоцветы — вестники весны!» Конспект «Эко-урока» для детей старшего возраста «Первоцветы - вестники весны!» Воспитатель А. В. Свинаренко МБДОУ детский сад №6.

Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы»Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы» Многие родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему ребёнку длительное время проводить.

Памятка «Обеспечение безопасного летнего отдыха детей» .

Программа летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере Содержание Паспорт программы Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Концепция программы Педагогическая идея программы Принципы.

Программа оздоровления детей «Крепыш» МБДОУ № 2 г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «КРЕПЫШ» Разработал воспитатель: Полякова Елена Юрьевна.

Программа оздоровления детей «Крепыш» МБДОУ № 2 г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «КРЕПЫШ» Разработал воспитатель: Полякова Елена Юрьев-на.

Театрализованная ЭКО-программа с элементами кукольного театра «В гостях у Берендея» ТМ «Фантазёры» и ТК «Семицветик» представляют… «В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ с элементами кукольного театра ***Звучит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа отдыха и оздоровления детей «Эко-каникулы»
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 13:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД