Лучший педагог года

Программа «Оркестр барабанщиц»

Амалия Шматова
Программа «Оркестр барабанщиц»

Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад вносят учреждения дополнительного образования детей.

Публикация «Программа „Оркестр барабанщиц“» размещена в разделах

Понимая важность проблемы, была разработана образовательная программа оркестра барабанщиц художественно-эстетической направленности, которая учитывает традиции, сохраняет и приумножает ритуалы, решает проблему преемственности, оказывает положительное организующее влияние на детей, так как подчёркивает конкретную роль барабанщиков в церемониалах, парадах, других мероприятиях, заставляет внешне и внутренне подтянуться, заниматься с увлечением и добиваться высоких исполнительских результатов.

Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребенку найти свое место в детском объединении, самореализоваться, приобрести знания и навыки барабанщика, реально осуществить свои гражданские права и свободы, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.

Новизна программы заключается в личностном ориентированном обучении, в том, что она готовит подростков к личностному и гражданскому определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому ребенку показать, на что он способен.

Цель программы :

повышение эффективности образовательной деятельности, формирование высокого исполнительского и сценического мастерства участников.

Задачи программы :

- познакомить с ударными инструментами, правилами обращения с барабанами, палочками, элементами строевых приёмов барабанщиков, ритуалами, церемониалами;

- дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, истории пионерской организации;

- обучить игре на инструменте, азам нотной грамоты;

- развить музыкальные способности: ритм, память, слух, внимание;

- воспитать собранность, дисциплину, умение давать объективную оценку своего исполнения в ансамбле и работу ансамбля в целом;

- научить слушать музыку и понимать роль ударных инструментов в ней;

- формировать навыки ансамблевой игры;

- приобщать детей к концертной и общественной деятельности.

Содержание программы направлено на формирование базовых знаний, умений и навыков игры в ансамбле барабанщиц. Занятия подразумевают влияние не только на физическое, но и на духовное развитие личности подростка, формирование чувства патриотизма и гражданственности.

Курс обучения включает изучение истории пионерского движения, основ игры на инструменте, а также участие обучающихся в торжественных митингах, праздниках, спортивных соревнованиях, шествиях, различных мероприятиях. В этом заключается отличительная особенность программы от уже существующих образовательных программ.

Основными направлениями творческой деятельности данного коллектива является:

- освоение и развитие лучших образцов ритмической фактуры;

- создание музыкальных номеров с элементами театрализации;

- подготовка программ и концертных номеров.

Оригинальность репертуара, внешние данные и артистизм обеспечивают ансамблю барабанщиц востребованность данного вида деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения– 144 часа, 2 раза в неделю по два часа. Возраст детей – 13-14 лет. Количество – 12 человек в группе.

Приём детей проводится в начале учебного года, определяющую роль играют принципы заинтересованности и добровольности. У поступающих проверяются общие музыкальные данные: музыкальный слух, чувство ритма, память.

Педагогическая целесообразность программы в том что, содержание музыкального материала разделено на две ступени обучения.

1 ступень – первое полугодие курса обучения. Обучение проводится с детьми без базовой подготовки. Ступень включает в себя приобретение первоначальных музыкально-теоретических знаний, овладение навыками игры на барабанах в ансамбле.

2 ступень – второе полугодие курса обучения. Эта ступень закрепляет пройденный материал на 1 ступени.

К концу курса обучения дети будут знать:

- названия неинтонирующих шумовых инструментов;

- простые размеры 2/4, 4/4;

- длительности нот и пауз, правила их написания;

- метр и ритм (основные понятия, акцент, синкопу;

- правила игры при игре стоя и в движении в строю.

Будут уметь:

- отличать различные музыкальные шумовые инструменты на слух;

- использовать простейшие приёмы игры на барабане;

- играть в ансамбле выученную партию;

- совмещать игру на инструменте с ритмическими движениями.

Для отслеживания и контроля результатов обучения проводятся:

открытые занятия;

показательные выступления;

промежуточная и итоговая аттестации.

Основной формой подведения итогов реализации программы является творческий отчёт, где присутствуют родители, педагоги, администрация. Во время отчёта каждый обучающийся демонстрирует свой творческий потенциал, подготовленный репертуар, знания и умения полученные в ходе обучения.

Результативность освоения программы «Юные барабанщицы» прослеживается в участии детей в концертах, различных смотрах и конкурсах.

Способами проверки результативности обучения детей по данной программе являются выявление и фиксация педагогом на протяжении всего периода обучения положительной динамики развития детей по следующим критериям:

• желание детей заниматься и посещать занятия в течение длительного времени;

• овладение навыками игры на неинтонирующих инструментах;

• умение играть в ансамбле;

• способность к самостоятельной работе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема Количество часов

теоретических практических Всего

1. Введение в программу 2 - 2

2. Освоение инструмента 10 14 24

3. Нотная грамота 18 18 36

4. История пионерской организации 12 - 12

5. Репетиционная и концертная деятельность 15 45 60

6. Организационные занятия 4 4 8

7. Итоговое занятие - 2 2

Итого 61 83 144

Содержание изучаемого курса

1. Введение в программу.

Теория. Рассказ о предмете, целях и задачах, содержании программы и формах занятий. Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомство с инструментом.

Теория. Знакомство с барабаном. История развития барабанного движения, характеристика. Правила обращения с барабаном, барабанными палочками.

Практика. Освоение игры на барабане. Способы звукоизвлечения, постановка рук, штрихи. Барабанная дробь.

3. Нотная грамота.

Теория. Физическая основа звука. Свойства музыкального звука. Метр и ритм (основные понятия). Акцент, размер, такт, тактовая черта, затакт (основные понятия). Нота, длительности и их обозначения (начертания, нотный стан, нотные правила. Ноты и их длительности (паузы, лига,

знаки сокращённого письма). Полиметрия, полиритмия, синкопа, темп.

Практика. Упражнения на четкость и ровность ритмодвижения при игре на барабане с включенным метрономом. Сочетание ритмических рисунков при игре на инструменте с основными движениями ног и корпуса барабанщика. Упражнения на развитие чувства ритма: простучать ритмический рисунок по нотной записи барабанными палочками. Упражнения на использование динамических оттенков. Простые упражнения для развития рук, разработку левой и правой рук. Триоли. Тремоло, форшлаг.

4. История пионерской организации.

Теория. История возникновения пионерской организации. Символика. Ритуалы детского объединения.

5. Репетиционная и концертная деятельность.

Теория. Марши. Разновидности маршей. Марш «В поход». Марш «Парадный». Строевые приемы (повороты, перестроения, парадный шаг).

Практика. Работа над исполнением маршей «В поход», «Парадный» с основными строевыми движениями. Участие в различных мероприятиях, смотрах и конкурсах. Отработка строевых приемов на месте и в движении.

6. Организационные занятия.

Комплектование группы. Дидактическая работа.

7. Итоговое занятие.

Выступление с творческим отчетом перед родителями.

Методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы «Юные барабанщицы» основываются на следующих принципах:

• Принцип природосообразности.

Учёт психологических и биологических особенностей детей, динамики их возрастного развития.

• Принцип творчества.

Игра и творческий подход в организации деятельности способствует решению важных воспитательных задач, позволяют ребёнку проявить свои способности, открыть сильные стороны своей личности, стимулируют к дальнейшим активным действиям.

• Дифференцированный подход к воспитанию.

Отбор содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с условиями социума и школы, способностей каждого ребёнка.

• Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Передача и усвоение детьми социального опыта через совместную деятельность детей, учителей и родителей; создание условий для реализации существующих и пробуждения новых интересов у детей; предоставление ребятам возможности выбора деятельности, способов и средств достижения цели.

• Принцип самореализации детей в детском объединении.

Наличие чётких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребёнок включается; последовательность и поэтапность решаемых задач; видение конечного и промежуточного результатов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, наличие у них доступной, понятной и осознанной цели; доверие ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

• Принцип включения детей и подростков в реальные социально – значимые отношения.

Вовлечение всех ребят в различные виды социально-значимой деятельности; обеспечение связи детей с социальной средой в повседневной практической деятельности; моральное и материальное стимулирование социально-значимой деятельности детей и подростков.

Наиболее успешно в программе используются методы :

- формирования сознания личности: словесные, метод примера;

- организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

- методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Методика проведения занятий состоит из: развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей, творческих заданий, работы над навыками овладения игры на барабане, участия в различных мероприятиях.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: просторное светлое помещений, учебная доска, стулья, нотная бумага, инструментарий (шумовые неинтонирующие инструменты);

а также использование технических средств обучения (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера) :

- для отработки техники игры на инструменте;

- в ритмической тренировке;

- при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным

репертуаром;

- для разучивания музыкально – ритмических движений;

- для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

- на праздничных утренниках, концертах, мероприятиях, смотрах и конкурсах.

Литература

для педагогов:

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М. : Издательский центр «Академия», 2002.

3. Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. Ленинград, изд. “Музыка”, 1985.

4. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе : Кн. для учителя. М. : Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. Сухоняева Е. Э. Музыкальные занятия с детьми. Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002.

6. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М. : изд. “Педагогика”, 1975.

для детей:

1. Королева Е. А. Азбука музыки в сказках, картинках, стихах. М. : гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Юцевич Ю. Е. Словарь музыкальных терминов. Киев, издательство “Музычна Украйина”.

3. Осадчук В. Этюды для малого барабана вып. 1, вып. 2. Ленинград, изд. “Музыка”, 1988.

4. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. Тетрадь 2. М. : “Государственное музыкальное издательство”, 1961.

5. Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М. изд. “Музыка”, 1988; 2010.

6. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М. изд. “Музыка”, 1981.

7. Ветров С. Сборник упражнений и этюдов для малого барабана. М. : изд. “Серебряные нити” 2008.

8. Егорова Т., Штейман В. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М. : изд. “Музыка”, 1988.

Публикации по теме:

«Дуэт обезьян-барабанщиц». Конспект занятия занятия с использованием конструктора LEGO Актуальность данной разработки состоит в том, что робототехника в детском саду представляет воспитанникам технологии 21 века, способствует.

«Хрустальный оркестр» Видео Дети играют на хрустальных фужерах. Сначала родители не понимали зачем нежны фужеры, и как на них будут играть дети. некоторые родители.

«Хрустальный оркестр» Видео Дети играют на хрустальных фужерах. Сначала родители не понимали зачем нужны фужеры и как можно на них играть. Некоторые родители категорически.

Фотоотчет «Адаптация и… шумовой оркестр!» ВидеоФотоотчет «Адаптация и… шумовой оркестр!» Видео Ребёнок идёт в детский сад… Как помочь малышам быстрее адаптироваться к новым условиям?Правильно! Нужно так увлечь малышей, чтобы им некогда.

Духовой оркестр в общеобразовательной школе Методика обучения игре на духовых инструментах в детском духовом оркестре. Содержание 1. Первая задача музыкального руководителя. 2. Знакомство.

Консультация для родителей «Домашний оркестр» Включение в домашний досуг игры на детских музыкальных инструментах всегда является украшением музыкального воспитания. Для игр и развлечений.

Оркестр для гонзиков (стихотворение) Эту мою сочиняшку можно использовать, к дидактическому пособию "Волшебные гонзики" ОРКЕСТР ДЛЯ ГОНЗИКОВ. В стране чудес огромной есть дивный.

Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр». Художественно-эстетическое направление Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации программы – 1 года Актуальность.

Семинар-практикум для родителей «Наш домашний оркестр» Семинар - практикум для родителей «Наш домашний оркестр» Цель. Привлечение родителей в образовательный процесс детского сада по развитию.

Шумовой оркестр «Игрушки-погремушки» ВидеоШумовой оркестр «Игрушки-погремушки» Видео «Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский В своей старшей групе.

Библиотека изображений:

Публикация Программа «Оркестр барабанщиц» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Амалия Шматова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа «Оркестр барабанщиц»
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 11:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД