Лучший педагог года

Программа опытно-экспериментальной работы

Зарина Огнева
Программа опытно-экспериментальной работы

Здоровье нации - основа нашего успешного будущего. Сохранение здоровья и интеллекта нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, будущее Казахстана. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Публикация «Программа опытно-экспериментальной работы» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

На сегодняшний день в ДОУ в воспитательно – образовательном процессе ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема программного материала. В течении дня наблюдается рост умственной нагрузки в режиме дня, поэтому часто наблюдается у детей переутомление и снижение состояния здоровья. Роль двигательной активности снижается и уменьшается время пребывания детей на улице. В связи с этим возникает необходимость здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

В государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации образовательной области «Коммуникация» актуализируется проблема развития речи. Основной задачей данной области является формирование коммуникативных качеств, развитие которых осуществляется также в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», а одним из интегративных качеств выпускника ДОУ становится овладение нормами речи.

Здоровьесберегающая деятельность сегодня становится основой для интеграции образовательных областей. Принцип интеграции становится основой для формирования междисциплинарного подхода к осуществлению здоровье сберегающей деятельности в ДОУ и определения здоровьесберегающих технологий в образовании как системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей, состоящей из методов и приемов, комплексных способов решения задач здоровье сбережения.

Интегрированные виды деятельности существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:

- ввиду своей нестандартности способствует формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения;

-традиционные формы работы предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

-За счет смены видов деятельности, интегрированные виды деятельности предотвращают интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей. Все это является здоровье сберегающим компонентом.

Таким образом, смысл интеграции здоровьесберегающих технологий в процессе интерактивного обучения заключается в формировании системы, обладающей большим образовательным и оздоровительным эффектом. По требованиям государственного стандарта образования РК, одним из ведущих приоритетов является здоровьесберегающая направленность процесса обучения дошкольников.

Новизна работы заключается в том, что ранее в методике не предполагалась система технологических карт организованной учебной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Коммуникация» с интеграцией образовательной области «Здоровье»

Объектом исследования является содержание воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Предмет исследования – процесс использования здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе.

Цель исследования: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, и развитие речи дошкольников во 2-ой младшей группе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы;

2. Разработать модели организации образовательного процесса в детском саду, с опорой на взаимосвязь между физическим, социальным и познавательным видами активности;

3. Улучшить условия для обеспечения оптимального двигательного режима в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;

4. Расширить спектр профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий;

5. Разработать и апробировать систему технологических карт организованной учебной деятельности второй младшей группе, где образовательная область «Коммуникация» интегрируется с образовательной областью «Здоровье».

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап – поисковый, включал в себя изучение методической литературы по данной проблеме; разработка диагностики для определения уровня развития речи детей и мониторинга их здоровья.

2 этап – экспериментальный, с целью введения и разработки интегрированных занятий образовательных областей «Коммуникация», «Здоровье», проведения мониторингов.

3 этап – заключительный, включает в себя обобщения, выводы, рекомендации и предложения.

Поисковая деятельность по данной теме началась с октября 2012 г. Содержанием поискового этапа является, изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, также разработка диагностического материала для определения уровня развития речи и коммуникативных умений у детей. Были изучены медицинские карты детей, проанализированы вместе с медицинской службой мониторинги здоровья детей.

На втором этапе - экспериментальном, была проведена диагностика детей второй младшей группы, для определения уровня развития речи и коммуникативных умений у детей, и мониторинг здоровья детей.

Совместно с медицинскими работниками и инструктором по физическому воспитанию было проведено обследование детей на уровень развития здоровьесберегающей компетентности.

Также было проведено анкетирование родителей на тему «Здоровый ребенок». По данным опроса, родители заинтересованы в вопросе здоровья ребенка, они хотят видеть своего ребенка здоровым, и жизнерадостным, но признают, что мало уделяют внимание этому вопросу, и полностью надеются на работу детского сада.

В начале учебного года в сентябре месяце, была проведена диагностика на определение уровня сформированности у детей развития речи.

Опираясь на результаты диагностики, нами была запланирована работа, по повышению уровня знаний детей, будет продолжена работа по чтению детям художественных произведений, с показом иллюстраций главных героев и сюжета сказок, для развития словарного запаса, запланировано дальнейшее заучивание стихотворений, потешек, пальчиковых игр. А также подготовить информацию и индивидуальные рекомендации для родителей.

Можно назвать следующие здоровьесберегающие технологии, использование которых повышает эффективность работы по задачам образовательной области «Коммуникация»: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация. Чтобы помочь педагогам снять учебную нагрузку на детей, разработана модель двигательного режима и система интегрированной совместной деятельности педагога с детьми. При использовании данной модели ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности.

Такие виды занятий помогают дошкольникам снять психо-мышечное и эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, крупную и мелкую моторику, благоприятно влияют на развитие познавательной активности, способствуют формированию умений и навыков общения. Работа выстраивается на принципе личностно-деятельного подхода, где в центре внимания находится сам ребенок с мотивами, неповторимым индивидуально-психологическим складом, где каждое занятие включено в контекст конкретной деятельности, имеющей понятийное и интересное содержание.

Для повышения уровня знаний детей, было принято решение разработать систему технологических карт по образовательным областям «Коммуникация», «Здоровье» и перспективно-тематическое планирование. Подобрать методический материал: оформить картотеки упражнений на дыхание, пальчиковые игры и т. д.

К большому сожалению, на сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены. В связи с этим образовательному учреждению необходимо сформировать чувство ответственности родителей за воспитание здоровых детей, и подготовить семьи к реализации этой задачи. Для родителей проводились консультации, круглые столы с целью ознакомления с некоторыми подходами построения модели интеграции педагогического процесса. Также родители были приглашены на режимные моменты, организованную учебную деятельность, с целью показать родителям как строится работа и какие методы работы включены, для того чтобы родители смогли использовать этот же материал дома.

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика на определение уровня сформированности у детей развития речи по тем же индикаторам и мониторинг физической подготовленности ребенка и отмечается положительная динамика в состоянии здоровья детей.

Необходимо подчеркнуть, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Также улучшились результаты по развитию речи у детей.

Если ребенок с радостью утром идет в детский сад, если ему комфортно на занятии, если от общения с воспитателем он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье, как дошкольника, так и педагога. Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья дошкольников.

Результаты помогли сделать вывод, что целенаправленная работа по интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Здоровье» в режиме интерактивного обучения оказалась эффективной

Иначе говоря, проведенное исследование на данном этапе подтвердило, что индивидуально-дифференцированный подход, специальный подбор подвижных и пальчиковых игр, динамических пауз, разработка системы технологических карт организованной учебной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Коммуникация» с интеграцией образовательной области «Здоровье», соответствующих двигательному опыту детей четвертого года жизни, и вариативность в их проведении обеспечивают благоприятное воздействие для оптимизации двигательной деятельности дошкольников в образовательном процессе.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной работы в разновозрастной группе (из опыта работы) Я работаю в малокомплектном детском саду в разновозрастной группе. В моей группе дети от 2-х до 7-и лет. Наш детский сад – это маленький.

Программа опытно-экспериментальной работы Обоснование актуальности темы. Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка и поэтому осваиваемые в процессе обучения.

Библиотека изображений:

Публикация Программа опытно-экспериментальной работы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зарина Огнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа опытно-экспериментальной работы
Опубликовано: 15 мая 2015 в 06:46
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД