Папки-передвижки

Программа физкультурно — спортивной направленности «Маленькие йожки»

Назарова Земфира
Программа физкультурно — спортивной направленности «Маленькие йожки»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Маленькие йожки»»

Направленность : физкультурно - спортивная

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Инструктор по физкультуре

МАДОУ ЦРР-д/с «Сказка» - Назарова З. Б.

Оглавление

1.1. Введение. 2

1.2. Направленность образовательной программы 3

1.3. Принципы обучения. 3

1.4. Новизна образовательной программы 4

1.5. Актуальность. 4

Публикация «Программа физкультурно — спортивной направленности „Маленькие йожки“» размещена в разделах

1.6. Педагогическая целесообразность 5

1.7. Цель, задачи 5

1.8. Возрастные особенности детей 3- 4 года 6

2. Содержательный раздел. 7

2.1. Сроки реализации программы. 7

Формы и режим занятий. 7

2.3. Ожидаемые результаты. 8

2.4. Система определения результативности. 8

2.5. Формы подведения итогов реализации программы 10

2.6. Учебный план 10

2.7. Учебно – тематический план 10

2.8. Перспективный план 10

3. Организационный раздел. 23

3.1. Методическое обеспечение программы 23

3.2. Материально-техническое обеспечение 24

Список литературы. 24

Приложение 1 27

1.1. Введение.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов -медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

Научно - технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. Привычку ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Дети подвержены повышенной утомляемости, трудно засыпают, часто бывают нервозны. Вс чаще выявляются нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Это связано со стилем современной жизни, плохой экологией и социальными проблемами. Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем дошкольном образовательном учреждении. Так, в нашем детском саду разработана и реализуется дополнительная программа «Маленькие йожки», основу которой составляют элементы хатха - йоги.

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие йожки» создана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

2. СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

3. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями и дополнениями;

4. СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629);

3

6. Постановлением Правительства Российской федерации от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

7. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р;

8. Дополннительной образовательной программой (новая редакция) МАДОУ ЦРР д-с «Сказка», утвержденная приказом №128 от 30.08.2021г. (изменение №35 от 10.02.2021г.)

1.2. Направленность образовательной программы

Программа «Маленькие йожки» имеет физкультурно – спортивную направленность.

Программа исключает соревнования, а значит, вероятность травм и стресса. Упражнения не требуют усиленной работы сердца и физического напряжения, движения выполняются медленно, работа сердца не перегружается. Поэтому детской йогой могут заниматься и ослабленные дети, к примеру, выздоравливающие после болезни. Большое внимание уделяется позвоночнику и суставам (профилактика нарушений осанки). Кроме того, дыхательные упражнения (пранаяма) позволяют постепенно увеличиваьт объ м л гких, а умение расслабиться (поза «Шавасана») позволяет установить контроль над эмоциями.

1.3. Принципы обучения.

• Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;

• Преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;

• Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;

• Деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;

• Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

1.4. Новизна образовательной программы

Новизна программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей совмещается с развитием их креативных, интеллектуальных способностей. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. Статическое поддержание поз требует плавных, осмысленных движений и спокойного ритма. Вследствие этого организм реб нка испытывает умеренную нагрузку, так как йога предусматривает сочетание физических упражнений на расслабление в сочетании с дыхательной гимнастикой. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.5. Актуальность.

Сегодня йога известна во всем мире благодаря своему исключительно положительному воздействию на здоровье и эмоциональное состояние взрослых и детей.

Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учётом физических, физиологических и психологических особенностей ребёнка.

Регулярные занятия йогой позволяют:

• Укрепить мышечный корсет позвоночника, а так же мышцы рук и ног, исправить осанку и нормализовать кровообращение во всем теле;

• Улучшить и сохранить гибкость;

• Правильно сформировать стопы и исправить л гкие формы плоскостопия;

• Повысить иммунитет;

• Развить координацию движений и чувство равновесия; • Развить способность концентрировать внимание;

• Уменьшить частоту проявлений гиперактивности и гипоактивности.

Дети получают удовольствие от выполнения физических упражнений, в том числе и упражнений йоги. Занимаясь с детьми йогой, мы помогаем им расти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.

1.6. Педагогическая целесообразность

Данная программа носит физкультурно - спортвную направленность, так как направлена на формирование культуры здорового образа жизни, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, на развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной формы оздоровления детей дошкольного возраста – детская йога. Данная форма оздоровления эффективна в плане физического и нравственно -духовного развития детей.

1.7. Цель, задачи

Цель: физическое и психическое развитие и укрепление всех систем организма.

Задачи: Оздоровительные:

• профилактика сколиоза • плоскостопия

• близорукости

• частых простудных заболеваний

• укрепление опорно - двигательного аппарата

• сохранение положительного психоэмоционального состояния детей

Образовательные:

• Создание фундамента для развития индивидуальных физических способностей реб нка;

• Координация движений и развитие равновесия; Воспитательные:

• Воспитывать в детях уверенность в своих силах;

• Желание вести здоровый образ жизни.

1.8. Возрастные особенности детей 3- 4 года.

Возраст от четырех до пяти лет – это младший дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 3–4 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимостьдвижения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности

детей 3–4 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Психическое развитие ребенка в возрасте 3– 4 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 3–4 года, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

2. Содержательный раздел.

2.1. Сроки реализации программы.

Программа «Маленькие йожки» рассчитана на 1 год

Формы и режим занятий.

План занятия составлен на основе опыта работы с данным контингентом детей в соответствии с физиологическими параметрами возраста, с уч том работоспособности и порога утомляемости организма реб нка при физических нагрузках.

Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Цель комплексов - активизировать физиологические функции организма, содействовать развитию физических качеств и координации движений.

Каждое занятие состоит из тр х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (3-5минут)

Цель: тонизирование организма, разогрев мышц, растяжка сухожилий, подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе.

В подготовительную часть включаются: гимнастика потягиваний, дыхательные упражнения, ознакомление с частями тела (прохлопывание, разминка с упражнениями на растяжение мышц, подвижность суставов, динамические упражнения и элементы самомассажа (пальцев рук и предплечий, ног, лица).

Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки -отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть (13-15 минут)

Цель: Укрепление и разработка суставов, освобождение их от отложений солей, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника.

а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется)

Заключительная часть (2-5 минуты)

Цель: Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние, оптимизация автоматического режима работы дыхательного центра, усиление функции дыхательного аппарата. Чтобы

достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании.

2.3. Ожидаемые результаты.

• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 3-4 года.

• Умение правильно выполнять асаны, находить нужную на предметной, схематической картинке.

• Придумывать сказки и истории с помощью предметных или схематических картинок и рассказывать с использованием асанов.

• Умение выполнять пранаяму (дыхательную гимнастику, в частности «Капалабхати»)

• Стабилизация эмоционального фона у детей, умение расслабляться.

2.4. Система определения результативности.

Дети знают название асан (поз, владеют техникой выполнения. Занятия доставляют положительные эмоции.

Мониторинг проводится в октябре и апреле, для контроля за уровнем развития физической подготовки реб нка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата. Результаты заносятся в таблицу №1.

Физическое качество Содержание теста Требования к выполнению

Гибкость Реб нок вста т на гимнастическую скамейку с прикрепл нной линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон впер д с прямыми ногами. Измеряем от нулевой отметки (край гимнастической скамейки). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный. Положение фиксируется 3 секунды.

Равновесие Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая впер д (носок касается колена опорной ноги, руки в стороны. Оценивается удержание в секундах.

Статическая выносливость Даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. Упражнение 1.

Поднять туловище из положения, л жа на животе, ноги закреплены. Держать 8 секунд. Упражнение 2.

Из исходного положения, л жа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 секунд.

Таблица №1. Уровень развития физических качеств.

Фамилия, имя ребенка Физические качества Уровень развития физических качеств

Гибкость

Равновесие Статическая выносливость н. г. к. г.

Упр 1 Упр 2

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

1

2

3

4

5

2.5. Формы подведения итогов реализации программы

Одной из форм подведения итогов реализации программы является проведение открытого занятия для родителей, участие в конкурсах для инструкторов по физкультуре на педагогических порталах.

2.6. Учебный план

Программа рассчитана на 36 часов

Количество занятий в неделю – 1. Длительность занятия – 25-30минут.

Занятия могут проводится как утреннее, так и вечернее время.

2.7. Учебно – тематический план

№ Наименование разделов Количество часов

Теория Практика

1 Вводно – диагностическое занятие 2 1

2 Асаны 3 10

3 Самомассаж - 4

4 Дыхательная гимнастика - 4

Гимнастика для глаз - 4

Пальчиковая гимнастика - 3

Релаксация - 1

5 Подвижные игры - 1

6 Заключительно – диагностическое занятие 2 1

7 Итого часов 7 29

Распределение часов на разделы условно, так как в большинстве занятий предусмотрены содержание теоретического и практического материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.

2.8. Перспективный план

Месяц № занятия Задачи занятия Содержание занятия

Сентябрь

1

Развивать у детей двигательные умения и навыки, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях по йоге.

Встреча «Круг дружбы»

Разминка, комплекс статических упражнений:

- Поза мостика

-Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой)

- Поза горы

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асана кобра

- голова к ногам

- асана всадник

Дыхательные упражнения, Гимнастика для глаз «Вращение глаз» .

2 Развивать у детей двигательные умения и навыки, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными. Приветствие"Улыбнись, потянись".

Настройтесь на занятие.

Разминка, комплекс статических упражнений:

- Поза тигра

- Поза мостика

- Поза ребенка

-Позакошки (доброй, сердитой, ласковой)

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

- асана кобра

- асана бабочка

- асана крокодил

- поза дерево (равновесие)

Дыхательные упражнения животом. Релаксационная гимнастика-Движения руками.

3 Встреча «Круг дружбы» Суставная гимнастика на все группы мышц. Самомассаж -Ушки. Комплекс статических упражнений:

-поза дерева

-поза льва

-поза кобры

-поза прямого угла

-поза лотоса

-поза верблюда

Силовой блок для укрепления позвоночника:

-асана кошка

-асана кобра

-асана свеча

-асана собака мордой вниз

Дыхательные упражнения, беседа о йоге.

4 Закреплять название основных асан, умение детей выполнять асаны на равновесие. Совершенствовать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение. Встреча"Приветствие солнцу".

Разминка. Самомассаж "Разминаем шею". Комплекс статических упражнений:

-поза полулотоса

-поза лотоса

-поза стола

-поза прямого угла

Комплекс упражнений для укрепления поясницы:

-асана вытянутого треугольника

-асана кузнечика

-асана кобра

-асана герой

-асана мост

Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания.

Публикации по теме:

«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая) "ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА" Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем.

«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть вторая)«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть вторая) Создание игровых тренажёров для тренировки дыхательной мускулатуры. Одним из направлений решения проблемы оптимального соотношения обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Напольная игра-ходилка спортивной направленности «Хожу-брожу, со спортом дружу»Напольная игра-ходилка спортивной направленности «Хожу-брожу, со спортом дружу» Ход игры. В игре принимают участие от дух до четырех человек. Игроки выбирают фишки по желанию и по очереди бросают кубик с кружочками и.

Отчёт о работе секции спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тренажёры для дошкольников» В нашем детском саду продолжает работу спортивная секция «Тренажеры для дошкольников». Цель программы: Способствовать формированию навыков.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики»Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что - нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа по ритмике «Маленькие звездочки» 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Ритмика это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал.

Библиотека изображений:

Публикация Программа физкультурно — спортивной направленности «Маленькие йожки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Назарова Земфира на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа физкультурно — спортивной направленности «Маленькие йожки»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 16:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД