Папки-передвижки

Программа «Логика для малышей» для младшей группы

Шенурина Алла
Программа «Логика для малышей» для младшей группы

Рабочая программа по развитию когнитивных способностей

«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Основной общеобразовательной программой Организации.

Публикация «Программа „Логика для малышей“ для младшей группы» размещена в разделах

Программа представляет собой систему игровых интегрированных занятий. В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание программы разработано на основе методических пособий следующих авторов: Е. Е. Кочемасовой, Б. П. Никитина, Е. Ф. Бортниковой.

Программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста в течение двух лет. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Количество занятий: в неделю — 1 раз; в год — 36.

Актуальность. Приоритетной задачей развития дошкольного образования является развитие человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить.

Существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т. е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т. е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка сформировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.

Целью данной программы является развитие у детей дошкольного возраста когнитивных способностей и предпосылок логического мышления.

Задачи:

1) Развивать мыслительные операции:

• анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

• сравнение свойств предметов;

• обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

• распределение предметов в группы по выбранному свойству;

• синтез на основе выбранной структуры;

• конкретизация;

• классификация;

аналогия.

2) Развивать фантазию, воображение, творческие способности; внимание, памяти.

3) Развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4) Формировать способности к целеполаганию (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

Общая характеристика программы.

Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, усвоение новых знаний и умений входит в жизнь детей через открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков и общения. Игровые ситуации, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и его когнитивные способности. Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает дошкольников.

Содержание программы.

Основное содержание программы включает :

– Формирование представлений о свойствах предметов (цвет и оттенки, форма, размер и др.). Выделение признаков сходства и различия.

– Объединение предметов в группу по общему признаку.

– Выделение частей из группы. Нахождение «лишних» элементов.

– Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).

– Поиск и составление закономерностей.

– Развитие умения давать обобщающие понятия и устанавливать причинно-следственные связи.

– Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте.

– Формирование пространственных представлений.

Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий. Части суток.

– Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Планируемые результаты.

Согласно ФГОС ДО результативность овладения программой должна быть представлена в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребё нка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности;

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

– ребенок, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения;

– у ребенка развита мелкая моторика;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает элементарными представлениями естествознания, математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Еще одним ориентиром результативности могут стать предпосылки формирования универсальных учебных действий:

Личностные

- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;

- проявляет интерес к различным видам деятельности;

- умеет управлять своим поведением;

- проявляет чувство радости при открытии новых знаний.

Познавательные

- умеет различать предметы по цвету, форме, размеру и т. д.

- умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- проявляет активность и инициативу в исследовательско- экспериментальной деятельности;

- умеет устанавливать причинно-следственные связи;

- умеет обобщать и классифицировать;

- владеет элементарными навыками решения проблемных ситуаций;

- умет строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями;

Коммуникативные

- владеет навыками общения со взрослыми и сверстниками;

- умеет работать в паре, группе (умеет договариваться, взаимодействовать);

- владеет элементарными навыками диалогической речи : умеет правильно ставить вопросы познавательного характера, умеет правильно отвечать на вопросы;

- умеет формулировать свои мысли (владеет навыками монологической речи);

- умеет слушать и слышать;

- участвует в обсуждениях;

- владеет элементарными навыками грамотной речи;

Регулятивные

- понимает цель своей деятельности, в случаях затруднения задает вопросы;

- использует информацию, полученную от взрослых, для самостоятельного определение целей продуктивной и творческой деятельности;

- умеет планировать и преобразовывать (корректировать) собственные действия на основе цели и способов деятельности;

- четко выполняет инструкции взрослого (произвольная регуляция в соответствии с возрастом);

- проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;

- умеет предположить результат своей деятельности;

- умеет оценить результат своего труда.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Младшая группа

Сентябрь Тема №1 «В гостя у цветных человечков»

Игры, в которых ведущим признаком выступают красный, желтый, зеленый цвета:

«Угощение», «Прятки», «Пирамидки»

Задачи: Развивать умение выделять и называть цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца, объяснять свои действия.

Тема №2 «В гостях у цветных человечков»

Игры, в которых ведущим признаком выступают красный, желтый и оранжевый цвета.

Задачи: Продолжать развивать умение определять и называть знакомые цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям.

Тема №3 «Художники»

Рисование рассказа с помощью цветных кругов. Игры «Раскрась-ка», «Что перепутал художник?»

Задачи: Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение и аналогия; развивать пространственные представления, воображение, речь.

Тема №4 «Помоги Мишутке»

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» и на поиск лишнего предмета.

Задачи: Продолжать развивать мыслительные операции: анализ и сравнение; развивать память, речь, вариативность мышления, воображение.

Октябрь Тема №5 «Большой, маленький»

В гостях у трех медведей. Сравнение кубиков по цвету и размеру. Строительство башенки для Мишутки. Игры «Большой, маленький», «Четвертый лишний»

Задачи: Развивать умение различать и называть размеры предметов большой, поменьше, маленький.

Тема №6 «Большой, маленький»

Сравнение предметов по величине (матрешки, домики, расположение предметов в порядке убывания величины. Игры «Найди отличия», «Что изменилось»

Задачи: Познакомить с сериационными отношениями. Продолжать развивать мыслительные операции: сравнение и аналогия; развивать память, речь, воображение; мелкую моторику руки.

Тема №7. «Цвет и форма»

Разложи по форме. Разложи по цвету. «Выложи картинку», «Что лишнее», «Сложи узор»

Задачи: Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, развивать внимание, речь, фантазию.

Тема №8. «Обобщение»

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: посуда, овощи, фрукты («Найди отличия», «Четвёртый лишний», «Что изменилось»)

Задачи: Развивать умение выделять и различать свойства предметов, сравнивать их.

Ноябрь Тема №9. «Готовим обед»

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: «Назови одним словом» (фрукты-овощи, посуда, «Найди лишнюю картинку», «Нужно, не нужно», «Четвертый лишний»

Задачи: Совершенствовать умение объединять предметы в группы по их свойствам, способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания;

Тема №10. «Анализ - синтез»

«Найди два одинаковых предмета», «Подбери заплатку», «Что забыл нарисовать художник»

Задачи: Развивать умение соединять в единое целое части предмета. Развивать речь, внимание, воображение.

Тема №11. «В гостях у белочки»

Понятия «один» и «много», определение, где много предметов, а где один предмет. Сравнение предметов по цвету, форме и размеру.

Задачи: Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию. Развивать внимание, речь, творческие способности.

Тема №12. «Столько же. Больше, меньше»

Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Составление простейшей закономерности изменения цвета.

Задачи: Развивать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар.

Декабрь Тема №13. «В гостях у сказки «Колобок»

Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивание их. «Найди лишнее», «Наведи порядок»

Задачи: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.

Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь.

Тема №14. «Мы едем, едем, едем»

Игры и упражнения на оперирование обобщающим понятиям транспорт. «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Разложи карточки на группы», «Что общее?», «Что лишнее?»

Задачи: Формировать умение распределять предметы по группам по их свойствам; способствовать обогащению словарного запаса, закреплять обобщающие понятия.

Тема №15. «Зимние забавы»

Сравнение групп предметов (снеговики - ведерки) по количеству с помощью составления пар и уравнивание их. «Отгадай что за предмет», «Четвертый лишний», «Что изменилось»

Задачи: Закрепить усвоение понятий «один», «много», «столько же», «больше», «меньше». Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

Тема №16. «Встречаем гостей»

Счет до двух. Сравнение численности групп предметов, состоящих их двух предметов. Определение цвета и размера предметов. Закрепить счет до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству. Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, аналогию. Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение.

Январь Тема №17. «Помоги зайчатам»

Счет до двух. Цифры 1 и 2. Соотнесение числа с количеством. Парные картинки.

Задачи: Закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа. Развивать умения находить смысловые связи в парных картинках.

Тема №18. «Длиннее, короче»

Сравнение предметов по длине путем наложения и приложения. Составление узора путем комбинирования цвета и формы.

Задачи: Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длинны, использовать в речи слова «длиннее», «короче» Тренировать мыслительные операции анализ.

Тема №19. «Отрицалки»

Игры и упражнения на ограничение: «обведи одной линией не красные шарики», «найди все некруглые предметы». Исключение четвертого лишнего.

Задачи: Развивать умение делать логические выводы методом отрицания/исключения.

Тема №20. «Путешествие колобка»

Круг. Шар. Свойства круга и шара. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Задачи: Закрепить представления о круге и шаре, счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Февраль Тема №21. «В гостях у лесных зверей»

Счет до трех. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями дикие и домашние животные. Нахождение логических пар (белка)

Задачи: Закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

Тема №22. «Последовательности»

Использование кирпичиков ЛЕГО в достраивании дорожек для лего человечков – чередование по цвету, о форме, по размеру.

Задачи: Сформировать опыт составления простейшей закономерности и опыт самоконтроля. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, логическое мышление.

Тема №23. «Лабиринт»

Прохождение дорожек-лабиринтов с помощью указательного пальчика, рисуя карандашом. Счет до трех. Соотнесение цифр 1,2,3 с количеством.

Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Развивать внимание, смекалку, сообразительность, мелкую моторику руки.

Тема №24. «Строители»

Строительство домиков из конструктора ЛЕГО по условию, по рисунку. Счет до трех. Соотнесение цифр 1,2,3 с количеством.

Задачи: Тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, закрепить умение составлять закономерности.

Март Тема №25. «Выше, ниже»

Сравнение предметов по высоте. Счет до трех. Строительство башенок разной высоты.

Задачи: Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты. Закрепить счет в пределах трех, умение составлять совокупность предметов по определенному признаку.

Тема №26. «Мамины помощники»

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: посуда, овощи, фрукты, одежда, мебель. («Найди отличия», «Четвёртый лишний», «Что изменилось»)

Задачи: Совершенствовать умение объединять предметы в группы по их свойствам, способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания; закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.

Тема№ 27. «Ориентировка в пространстве» Игры на пространственные отношения: «Поможем Зайке найти дорожку к домику», «Что находится слева, справа», «Ближе – дальше», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?»

Задачи: Закрепить умение определять положение предмета относительно себя, умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.

Тема №28. «Ориентировка во времени»

Игры: «Наш день», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?»

Задачи: Расширить представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.

Апрель Тема№ 29. «Небылицы»

Игры: «Так бывает или нет?», «Что лишнее?», «Что забыл художник?», «Это правда или нет?», «Чего на свете не бывает?»

Задачи: Развивать фантазию, логическое мышление, речь, воображение.

Тема №30. «Раньше, позже»

(Последовательность событий) Игры: «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Что напутал художник»

Задачи: Закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям «раньше»«позже» («сначала»«потом»). Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.

Тема № 31. «Волшебные кубики» (кубики Никитина) Выкладывание двухцветных узоров по готовым схемам.

Задачи: Развивать умение играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образное мышление, воображение, комбинаторные способности.

Тема№ 32. «Путешествие в числовую страну» Счет до четырех, сравнение численности групп предметов с помощью счета. Цифры 1,2,3,4. Игры: «Выложи узор», «Что изменилось?», «Наведем порядок»

Задачи: Закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур, отличающихся цветом. Тренировать мыслительные операции.

Май Тема № 33. «Приключения Кубкубыча» Свойства куба. Распознавание куба в предметах окружающей обстановки. Конструирование башенок из кубиков по рисунку.

Задачи: Закрепить представления о соотношении между плоскими и пространственными геометрическими фигурами, умение называть и сравнивать свойства фигур. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Тема №34. «Вверху, внизу»

Игры: «Расставь посуду, игрушки, на полочки», «Что где?», «Выше - ниже» Развивать пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Закрепить счет в пределах 4, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов.

Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, логическое мышление.

Тема №35. «Путешествие в геометрическую страну»

«Подбери заплатку», «Рассели жителей», «Что изменилось», «Сложи узор», «Чудесный мешочек» Закрепить счет до четырех, представления о круге, треугольнике, квадрате, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.

Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Тема № 36. «В гостях у сказки»

Задания с использованием кубиков Никитина, счетных палочек.

Задачи: Тренировать умение играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образное мышление, воображение, комбинаторные способности.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1) Петерсон Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3–7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» : Математика. – М. : УМЦ «Школа 2000…», 2007.

2) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для детей 3–4 и 4–5 лет // Методические рекомендации. Часть1 и часть2 – М., Ювента, 2016.

3) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2016.

4) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Альбом «Игралочка» / Иллюстрированное пособие по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 и 4–5 лет. – М., Ювента, 2016.

5) Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А. Р., 20г.

6) Тихомирова Л. Ф. «Логика». Ярославль, А. Р., 2010г.

7) Бортникова Е. Ф «Развиваем внимание и логическое мышление» (для детей 3-4лет и для детей 4-5лет) ООО «Издательский дом Литур» Екатеринбург 2010г.

8) О. А. Новикова «Умные картинки» Развиваем речь, логику, сообразительность М., Астраль,2009.

9) Венгер Л. А, Дьяченко О. М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1989г.

10) Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2012г

11) Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2004г

12) Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» «Детство - пресс» Санкт-Петербург 2000г

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Фотоотчёт об утреннике для первой младшей группы «Посвящение малышей в дошколята»Фотоотчёт об утреннике для первой младшей группы «Посвящение малышей в дошколята» Фотоотчёт утренника для первой младшей группы «Посвящение малышей в дошколята» 18 сентября в нашем детском саду «Золотая рыбка» состоялись.

Программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 летПрограмма по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 лет Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Сценарий развлечения «Новый год у малышей» для детей младшей группы Сценарий развлечения «Новый год у малышей» Для детей младшей группы Действующие лица: Снегурочка (воспитатель, Дед Мороз, Снеговик, дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Логика для малышей» для младшей группы
Опубликовано: 11 октября 2023 в 16:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД