Лучший педагог года

Программа «Линия жизни»

Райля Дерюгина
Программа «Линия жизни»

Программа «Линия жизни»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ

ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

«Согласовано»

Заместитель директора ГБУ РБ

Западный МЦСПСД

___Э. Р. Шангареева

«___» ___2016г. «Утверждаю»

Директор ГБУ РБ

Западный МЦСПСД

___Р. Н. Ахметзянова

«___»___2016г.

«Линия жизни»

Программа профилактике ПАВ

Автор-составитель:

Камалова А. Г.

педагог-психолог

Руководитель:

Залютдинова Г. Г.

Публикация «Программа „Линия жизни“» размещена в разделах

зав. отделением

социальной помощи семье и детям

ОКТЯБРЬСКИЙ

2016 г.

1. Паспорт программы

Наименование программы «Линия жизни»

Автор программы Камалова А. Г.

Территориальная реализация программы г. Октябрьский РБ

Учреждение, реализующее программу ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям

Руководитель программы Залютдинова Г. Г.

Актуальность проблемы Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т. к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди детей и подростков должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является:

• Обучение детей умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

• Формирование у детей отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т. е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ ориентирована на подростков 13 лет и старше.

Целевая группа Дети в возрасте 8-17 лет и их родители

Цель программы Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками

Задачи программы 1. Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

2. Способствовать формированию положительного «образа — Я»;

3. Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

4. Оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ

Ожидаемые результаты • сформированность системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;

• сформированность позитивной жизненной позиции, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;

• усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ

Целевые индикаторы Значение индикатора (показателя)

в 2015 году и в 2016 году:

- число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;

- число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;

- общее число детей, взрослых участвующих в мероприятиях программы;

Этапы и сроки реализации Организационный (подготовительный) – 20-25 дней;

практический (основной) – 2 года;

итоговый (аналитический) – 2 месяца.

Формы и методы работы Формы работы (групповые, подгрупповые и индивидуальные).

Методы работы: организационные, исследовательские, практические.

Ресурсы Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий.

Направления и их содержание Направление деятельности программы психолого-педагогическое.

Основные направления деятельности и формы работы:

1. Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование учащихся;

- изучение положения ребёнка в семье, классе, школе;

- определение круга общения подростка.

2. Организация взаимодействия между:

- школой и инспекцией по делам несовершеннолетних;

- городской детской поликлиникой;

- КДН и ЗП;

- родителями детей и подростков.

3. Работа с семьё й:

- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

- обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДНиЗП;

- организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;

- посещение на дому детей из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;

- организация тематических встреч, тренингов, лекций с родителей и детьми с привлечением работников образования, правоохранительных органов, учреждения здравоохранения;

- участие на общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;

- патронаж неблагополучных семей.

4. Коррекционно-развивающая деятельность.

Оказание социальной помощи детям, имеющим поведенческие проблемы, склонным к употреблению ПАВ.

4. Консультирование.

5. Оказание помощи и поддержки школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в состоянии стресса, что может быть причиной употребления наркотических веществ. Консультирование родителей подростков.

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т. д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т. д.)

Мероприятия программы -Тренинг с подростками «Скажи «нет!» ПАВ»

-Встреча с родителями «О вреде алкоголизма и наркотической зависимости.

Мероприятия проводятся ежеквартально по намеченному плану и разработанным сценариям.

2. Пояснительная записка.

Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости. Актуальность проблемы профилактики ПАВ определяется изменением наркоситуации в нашей стране, области, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, злоупотребляющих ПАВ, прежде всего, среди детей и подростков. Экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, несформированностью здорового образа жизни как ценности, отсутствие негативных установок на употребление ПАВ и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране оказывают негативное влияние на сознание молодого поколения. Алкоголизм, токсикомания, наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. Все это требует консолидации всех сил общества для решения этой проблемы.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний, и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество.

Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками. В последние несколько лет очевидно, что знания о наркотиках должны быть подкреплены осознанным негативным отношением к их употреблению. Современный взгляд на данную проблему подразумевает, что стратегическим приоритетом профилактики является создание системы причинно ориентированной позитивной профилактики. Современная профилактика ориентируется в своем воздействии на причины употребления психоактивных веществ человеком. Причины эти связаны с личностью, со средствами, вызывающими удовольствие и привыкание (средства зависимости, а также с общественными условиями, нормами и ценностями. Позитивный же аспект имеет направленность не на борьбу с наркоманией (предотвращением употребления наркотиков, а на деятельность по укреплению здоровья и пропаганде ценностей, которые человечество считает важными.

Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе.

Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми.

С другой стороны, в младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Поэтому, профилактика злоупотребления ПАВ среди детей 7-10 лет с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективной в формировании у детей внутриличностных антинаркотических барьеров.

Подростковый возраст является основным возрастом приобщения к ПАВ и формирования различных форм девиантного поведения. Работа с подростками должна опираться на психологические особенности подростков, и направлена на наиболее значимые для этого возраста факторы риска и защиты по отношению к возможной наркотизации.

2.1. Обоснование актуальности.

Актуальность исследования определяется там, что на современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую сторону приобретает их приобщение к употреблению психоактивных веществ.

Распространение наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части-детей и подростков. Подростки оказались наиболее подверженной частью общества к употреблению психоактивных веществ.

Изучение специальной литературы показало, сто проблема употребления ПАВ детьми подросткового возраста привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов.

Таким образом, становится очевидным, что проблема наркомании чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркомании, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимость от ПАВ, - все это не дает оснований надеяться на успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами. Поэтому, особое внимание нужно уделять профилактике этой проблемы в воспитании молодого поколения с раннего детства.

Актуальность исследования в том, что за последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В связи с этим отмечается рост подростковой преступности и суицидов детей подросткового возраста. В последние годы число совершенных самоубийств подростками составляет более 40 на 100 тыс. населения.

Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А. Е. Личко, Ц. П. Короленко, Б. Г. Херсонский, Н. С. Курек, В. Файн, Г. Штилер, А. Эйчхорн и др.

Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью профилактики употребления ПАВ среди детей подросткового возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике психолого-педагогической помощи детям данной категории.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.

2.2. Целевая группа.

Дети в возрасте 8-17 лет (младшие подростки) и их родители.

2.3. Цель программы.

Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками

2.4. Задачи программы.

- Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

- Способствовать формированию положительного «образа — Я»;

- Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

- Оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ

2.5. Ожидаемые результаты,

целевые индикаторы и методы их оценки.

1. Увеличение числа семей, снятых с учета как находящиеся семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом в связи с улучшением ситуации в семье.

2. Сформированность системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;

3. Сформированность позитивной жизненной позиции, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;

4. Усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ

4. Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства.

5. Сокращение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, улучшение психологического состояния у детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам.

Таблица 1

Целевые индикаторы

№ п/п Значение индикатора (показателя)

2015 год

2016 год

1 квартал

1. численость несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства 257 чел. 210 чел.

2. численность семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства 121 семья 96 семей

3. общая численность детей, участвующих в мероприятиях программы 209 чел. 124 чел.

4. общая численность взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с несовершеннолетними, принимающих участие в программе 80 чел. 65 чел.

5. численность добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе 18 чел. 21 чел.

6. число специалистов, заинтересованных организаций 33 чел. 45 чел.

7. количество мероприятий 10 шт. 9 шт.

8. количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий) 7 буклетов 4 буклета

9. число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы 5 шт. 5 шт.

10. число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах 10 шт. 9 шт.

3. Механизм реализации программы «Линия жизни»

3.1. Этапы и сроки реализации программы.

Процесс реализации программы состоит из трех этапов представленных в Таблице 2.

Таблица 2

Этапы реализации программы

№ Мероприятия

Направление деятельности Сроки. Ответственные исполнители Форма отчетности/срок ее предоставления

Организационный (подготовительный)

10-15 дней;

Заведующий отделением, специалисты отделения. Предупредительный контроль.

В течении 5 дней.

Практический (основной)

2 года;

Специалисты отделения Текущий контроль.

В течении всего периода каждой подпрограммы.

Итоговый (аналитический) – 1 месяца.

Заведующий отделением, специалисты отделения. По завершению деятельности. В течении 10 дней.

Организационный (подготовительный) – 10-15 дней. На организационном этапе определяется состав участников клуба, мероприятия.

В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; граждане города обратившие за помощью к специалистам отделения помощи семье и детям; специалисты (педагог – психолог, социальный педагог, специалисты КДНиЗП, специалисты органов опеки и попечительства) учреждения.

1. Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении заседания клуба, мероприятий.

2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.

3. Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем встреч, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей.

3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.

4. Привлечение городских средств массовой информации.

5. Информирование родителей и участников о встречи через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».

6. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии).

Практический (основной) – 2 года. Проведения заседаний, встреч, консультаций, тренингов, занятий с детьми и подростками.

Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Линия жизни» : оценка эффективности сформированности навыков сопротивления социальному давлению; осознания ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ; усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ. В анализе о проделанной работы по программе «Линия жизни» используются следующие методы и приемы: анкетирование, опрос, тестирование родителей, диагностика, обследование детей по результатам работы программы.

3.2. Формы и методы работы.

Формы работы (групповые и индивидуальные)

Индивидуальные: занятия, консультирование, арт. терапия, патронаж, ролевые игры, сказкотерапия и др.

Групповые и подгрупповые: семинары, праздники, круглый стол, мероприятия, лекции, консультации и др.

Методы работы:

Организационные: Исследовательские: Практические:

регламентирование

планирование

оформление

прогнозирование диагностирование

тестирование

анкетирование

опрос

наблюдение просвещение

консультирование тренинги

информирование

беседа

патронирование

арт терапия

игры

лекции

3.3. Ресурсы.

Кадровые:

1) педагог-психолог высшей категории использует исследовательские и практические методы, проводит и организует психолого-педагогические встречи, консультации, заседания клуба, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров;

2) специалисты по социальной работе организуют и проводят организационные мероприятия

Материально-технические:

1) Аппаратно-программный психодиагностический комплекс

2) «Мультипсихометр» 139 626.67 руб.

3) Проектор EPSON EB-S04 29 490. 00 руб.

4) Экран на штативе 4 490.00 руб.

Нормативно-правовые документы:

Целью работы по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками является не замена родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а оказание помощи семье в установке позитивной жизненной позиции, ценностных ориентаций, исключающих употребление ПАВ;

Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г., Гражданского кодекса (1994г., Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".

Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

Публикации по теме:

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни» Конспект занятия по “ЗОЖ” в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование.

КСП по математике в 1 классе «Точка. Линия. Луч» КСП по математике в 1 классе *В контексте тем: «Все обо мне», «Моя школа» Тема урока: Точка. Линия. Луч Цели обучения, которые достигаются.

Программа «Основы здорового образа жизни» Программа «Основы здорового образа жизни» МБОУ СОШ с. Первомайское ДОШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка.

Мастер-класс для педагогов детского сада «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Тема: ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО Подготовила воспитатель: МБДОУ «Детский сад 50» г. Иланский Сурина Л. В 1. Организационная.

НОД по рисованию в старшей группе «Правила жизни добрых детей». Программа «Добрый мир» Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Радуга главных правил жизни добрых.

Программа «Основы здорового образа жизни» Пояснительная записка. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного.

Программа педагога-психолога «Адаптация детей к условиям школьной жизни» с детьми 6–7 лет ВВЕДЕНИЕ Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу.

Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Откроем.

Рабочая программа основной общеобразовательной программы группы общеразвивающей направленности для детей 5-го года жизни .

Фольклор в нашей жизни и жизни ребёнка Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является.

Библиотека изображений:

Публикация Программа «Линия жизни» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Райля Дерюгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа «Линия жизни»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 09:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД