Папки-передвижки

Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)

Ирина Андреева
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)

Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»для русскоязычных школ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Публикация «Программа курса „Культура народов Республики Саха (Якутия)“ для русскоязычных школ (1–4 классы)» размещена в разделах

Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др. ; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: начальная (1—4 классы) и основная (5—9 классы). Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия). Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия).

Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.

Задачи курса :

- освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;

- формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;

- умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;

- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.

Результаты изучения учебного курса

В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» :

признание ценности:

- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;

- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих

- республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;

- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;

развитие умений:

- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т. д.);

- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;

- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;

- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;

- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и. т. д.);

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;

- умение работать в парах, группе, коллективе;

- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются :

- формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;

- формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;

- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России — учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;

- формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:

- конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т. д.);

- анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т. д.);

- классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т. д.);

- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т. д.);

- доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т. д.);

- развитие умения составлять представления, модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь, якутская лошадь, северный олень, чум и др.).

Содержание начального общего образования по учебному курсу

Основное содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» представлено следующими содержательными линиями: «Народы Республики Саха (Якутия)», «Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Республика Саха (Якутия)». Такое построение программы допускает варианты структурирования содержания учебников, распределение учебного материала и времени для его изучения.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с духовной и материальной культурой. Поэтому мы более подробно опишем эту тему.

Народы Республики Саха (Якутия). Понятие народ, коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, буряты, белорусы и др.).

Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики : охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, коневодство, оленеводство.

Жилища народов Республики Саха (Якутия). Названия традиционных жилищ коренных народов Республики Саха (Якутия, их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.

Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Элементарные понятия о технологии выделки шкур, меха. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.

Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.

Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные и др.). Игрушки, их виды и изготовление.

Духовная культура народов Pеспублики Cаха (Якутия). Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Отношение коренных народов республики к природе. Понятие о духах природы. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (Якутия) : ысыах, эвинэк, шахадьибэ и др. Религиозные праздники (Рождество, Пасха, и др.).

Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки. Героический эпос. Олонхо. Народные сказители, знатоки фольклора, исполнители эпических песен.

Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии («Хэде», «Осуокай», «Хейро», «Лондол» и др., истоки их возникновения. Разнообразие мотивов хороводов. Музыкальная культура моего народа. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ч в неделю)

Духовная и материальная культура народов Республики Cаха (Якутия)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Традиции, обычаи и обряды.

Бережное отношение к природе. Понятие о духах стихий природы. Поклонение солнцу. Почитание огня: роль огня в жизни народов Севера, истоки возникновения поклонения огню. Нравственные заповеди народа. Благопожелания. Воспевание природы в народных хороводных танцах, сочинение стихов.

Народные праздники : ысыах, бакалдын, эвинэк, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и др.). Рождение новой семьи, свадьба, рождение ребёнка, крестины, новоселье. Их значение и обряды. Узнавать из бесед со старшим поколением сведения об отношении коренных народов к природе, обычаях и обрядах и обсуждать полученные сведения.

Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о нравственных заповедях, обычаях, праздниках народов, населяющих республику. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

Сравнивать и различать народные и религиозные праздники.

Выступить с устным сообщением с ИКТ- поддержкой.

Устное народное творчество.

Понятие «фольклор». Жанры устного народного творчества коренных народов Республики Саха (Якутия) : сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Знакомство с эпосом народов, олонхо. Известные олонхосуты Уметь различать жанры устного народного творчества.

Практическая работа: подбирать в творчестве народов республики пословицы, поговорки по определенной тематике (н-р, дружба народов и др.) Уметь определять и различать эпические произведения народов.

Национальные игры народов Республики Саха (Якутия).

Национальные игры и игрушки. Мои любимые игрушки.

Виды игр (настольные, подвижные игры и др.) Национальные игры моего народа. Игрушки из природных материалов. Изготовление национальных игрушек. Игрушки для девочек и мальчиков. Сравнивать и различать виды национальных игр народов.

Выявлять связи сезонных народных игр с особенностями того или иного времени года. Участвовать в национальной игре.

Практическая работа: изготавливать игрушки в национальных костюмах, из природных материалов.

Составить модель народной игрушки с использованием средств ИКТ.

Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства народов Якутии. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Национальные орнаменты и узоры, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия. Знакомство с творчеством народных умельцев и мастеров своего села, улуса, города. Сравнивать и различать виды декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа: участвовать в изготовлении национальных орнаментов и узоров одного из народов (по выбору). Узнавать произведения народных мастеров Якутии.

Составлять выступления о творчестве мастеров своего села, города с использованием средств ИКТ.

Одежда народов Республики Саха (Якутия). Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Выделка шкур, меха. Моя помощь. Уход за меховой одеждой и обувью Рассказывать о роли одежды на Севере.

Обнаруживать сходство и различие внешнего вида, характерных особенностей традиционной одежды народов Якутии. Участвовать в групповой работе по подготовке сообщения о традиционной одежде одного из народов Якутии; изготавливать (по возможности) национальный костюм или его элементы.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) способы обработки выделки шкур и меха.

Искать информацию об уходе за одеждой с использованием средств ИКТ — электронной почты, чата, форума и т. д.

Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов Республики Саха (Якутия) : охота, рыболовство, собирательство, оленеводство, скотоводство, коневодство.

Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Моё любимое животное. Уход за домашними животными. Моя помощь в уходе за домашними животными.

Домашний скот — богатство и благополучие народа. Сравнивать и различать виды традиционного хозяйства народов Якутии (на примере своей местности).

Готовить рассказы о домашнем хозяйстве, занятиях людей в родном селе (городе).

Выступить с сообщением о ведении домашнего хозяйства родного народа, своей семьи.

Представлять примеры заботливого ухода за животными в доме.

Жилища народов Республики Саха (Якутия). Традиционные жилища народов Якутии и их названия. Особенности зимних и летних жилищ. Традиционное жилище моего народа. Внешнее и внутреннее устройство национального жилища моего народа. Наблюдать за устройством жилья народов Якутии.

Характеризовать традиционное жилище народов республики (на примере своей местности).

Сравнивать и различать зимнее и летнее жилище; внешнее и внутреннее устройство национального жилища родного народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего

Вводный урок 1 1 1 1 4

Моя Республика Саха (Якутия) 10 10

Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) 1 1 1 3

Мои друзья - северяне 1 1 1 1 4

Города РС (Я) 1 2 1 4

Исторические и природные памятники РС (Я) 2 1 3

Хозяйственная деятельность народов РС (Я) (занятия мужчин, женщин, национальная одежда и кухня) 3 3 3 4 13

Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я) 1 1 1 1 4

Устное народное творчество народов РС (Я) 2 6 6 6 20

Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) 1 5 6 5 17

Детские писатели и поэты РС (Я) 2 2 2 2 8

Периодическая печать для детей РС (Я) 1 2 2 2 7

Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка РС (Я) 6 5 5 5 21

Экология. Экология души 1 1 1 1 4

Экскурсии 1 2 1 1 5

Этнопедагогика 1 1 1 1 4

Обобщающий урок. 1 1 1 1 4

Всего часов: 33 34 34 34 135

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посткроссинг на МAAM: Подольск — Республика Саха»Фотоотчет «Посткроссинг на МAAM: Подольск — Республика Саха» Уважаемые коллеги! Уважаемая Оксана Николаевна (Гуляева)! Сегодня хочу рассказать вам о начале нашей переписке с детками из далекой Якутии.

Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Здравствуйте Уважаемые коллеги и друзья,совсем недавно я со своими "Зайчатами " присоединилась к замечательному проекту «Посткроссинг на.

Фотоотчёт «Смотр-конкурс воскресных школ «Дорога к храму». Часть 2Фотоотчёт «Смотр-конкурс воскресных школ «Дорога к храму». Часть 2 Какая к Храму долгая дорога, Порой идём к нему всю свою жизнь. И часто вспоминаем мы про Бога, Когда закружат жизни виражи… А нас дорога.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана»Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана» Тема: «Культура и традиция народов Дагестана» Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Праздник для школ и колледжей «День славянской письменности» Данная публикация рассчитана на широкую школьную аудиторию,а также на учащихся колледжей. Она может использоваться полностью как один сценарий.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Сценарий классного часа для начальных классов «Первый президент Республики Саха (Якутия)» Цель классного часа «Первый президент РС (Я)» Образовательная: • познакомить ребят с жизнью выдающейся личности - первого президента РС (Я).

Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ»Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ» Модуль «Я выбираю здоровый образ жизни» - 5 часов 1. Проведение акции (флешмоб) «Общешкольная зарядка». Цель: Поляризация здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для русскоязычных школ (1–4 классы)
Опубликовано: 8 мая 2022 в 10:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД