Получи документы

Программа кружка по изодеятельности

Наталья Годунова
Программа кружка по изодеятельности

Программа кружка по изодеятельности

"Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой".

ВЛ. Сухомлинский.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Публикация «Программа кружка по изодеятельности» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован творческий кружок художественной направленности «Весёлые ладошки» – основной идей которого является рисование картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Цель программы (возраст 4 -5лет) : совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы (возраст 4-5 лет) :

Образовательные:

1. Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

3. Учить работать на заданном пространстве.

4. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

5. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

1. Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.

2. Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

3. Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные:

Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

№ Этапа. Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, придавливания шарика из пластилина

- Использовать несколько цветов пластилина

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Принципы и подходы построения программы :

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Предполагаемый результат

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, катание, создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Организация проведения занятий.

Программа творческой мастерской составлена с учетом психо-физиологических особенностей детей 4-5 лет. Занятия проводятся во 2-ой половине дня, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество занятий с ноября по май – 28, при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН - 20минут.

Календарно – тематический план занятий по пластилинографии.

Месяц / Неделя Тема Программное содержание

Ноябрь

1 неделя «Машины». Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

2 неделя «Медведь». Развивать цветовосприятие. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя «Белка». Развивать цветовосприятие; мелкую моторику. Дать детям представление об образе жизни белки. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать самостоятельность.

4 неделя «Птицы». Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Декабрь

1 неделя «Снежинка». Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя «Новогодние шары». Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3 неделя «Елка». Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Воспитывать самостоятельность.

4 неделя «Зима в лесу». Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.

Январь

2 неделя «Снеговик». Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя «Укрась посуду». Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

4 неделя «Клубочки для котенка». Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей сворачиванию длинной колбаски по спирали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Февраль

1 неделя «Светофор». Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография. Уточнить представление детей о сигналах светофора и порядке расположения его цветов. Закрепить знания правил перехода проезжей части.

2 неделя «Цыпленок». Развивать мелкую моторику рук. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;

учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3 неделя «Самолет летит». Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. Воспитывать самостоятельность.

4 неделя «По реке плывёт кораблик». Продолжать знакомить детей с техникой лепки на плоскости, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, отщипывание, сплющивание закрепить умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина; развивать мелкую моторику кистей рук, творческие способности, внимание, фантазию, воспитывать самостоятельность, инициативу, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства.

Март

1 неделя «Цветы для мамы». Формировать композиционные навыки.

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

2 неделя «Сумочка для мамы». Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

3 неделя «Спортсмены». Расширить и закрепить знания детей о зимних и летних видах спорта. Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении, передавая характерную позу, форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приёмы лепки (из целого куска, сглаживание, оттягивание). Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Развивать у детей интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

4 неделя «Верба». Уточнить знания детей о натюрморте, учить изображать объемно веточку вербы в вазе, совершенствовать приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание, развивать творчество и аккуратность в работе, мелкую моторику рук.

Апрель

1 неделя «Ласточка с весною в сени к нам летит». Расширить представления детей о перелётных птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать ласточек, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.

2 неделя «Космос». Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.

3 неделя «Пасхальное яйцо». Развивать у детей эмоциональное восприятие

окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно, продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.

4 неделя «Рыбка в аквариуме». Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи, учить работать с силуэтами (рыбок, убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Закрепить знания о строение тела рыбы. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Май

1 неделя «Божьи коровки на ромашке». Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя «Цветы в траве». Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;

обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Воспитывать самостоятельность.

3 неделя «Одуванчики». Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

4 неделя «Бабочка». Развивать мелкую моторику рук; способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; укреплять познавательный интерес к природе.

Воспитывать самостоятельность.

Оформление выставки для родителей. Показать родителям результаты деятельности кружка «Ловкие ладошки».

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2–3 лет. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2 - 3 лет, по программе " От рождения.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Автор публикации:
Программа кружка по изодеятельности
Опубликовано: 13 мая 2024 в 17:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Годунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД