Папки-передвижки

Программа кружка «В стране занимательной геометрии и логики»

Надежда Вячеславовна Юрина
Программа кружка «В стране занимательной геометрии и логики»

Структурное подразделение Краснозвездинская СОШ имени Г. М. Ефремова» детский сад» Шадринского района Курганской области

Программа кружка

«В стране занимательной геометрии и логики»

Автор-составитель:

Юрина Надежда Вячеславовна –

педагог высшей категории

Село Красная Звезда 2019-2020 г.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Программа кружка „В стране занимательной геометрии и логики“» размещена в разделах

1.1.1. Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать развитию у ребенка интеллекта и целевых ориентиров, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Заниматься математикой с ребёнком можно и нужно в дошкольном возрасте. Математика для малышей — это не только цифры и счёт. Это ещё и основы геометрии. Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.

Геометрические сказки, как разновидность более широкого понятия «математические сказки», представляют собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование. Геометрические сказки учат ребёнка рассуждать и аргументировано обосновывать своё мнение; помогают определять причинно-следственные связи; углубляют представления о геометрических фигурах; развивают навыки решения математических задач; формируют логическое мышление.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной геометрии логики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

1.1.2. Цель и задачи реализации программы

Цель: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих дидактических игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

• Уточнить знания детей об известных геометрических фигур.

• Дать представление о многоугольнике;

• Формировать умения детей моделировать геометрические фигуры : составлять из нескольких небольших геометрических фигур квадрат, из частей круга – круг и т. д. ;

• Развивать у детей геометрическую зоркость :

• Умение анализировать и сравнивать предметы по форме;

• Умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяло – прямоугольные, поднос, блюдо – овальные, тарелка, блюдце – круглые и т. д.

• Упражнять в воссоздании сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по схеме.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В основу работы по программе положены следующими принципами:

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

• Принцип научной обоснованности и практической применяемости;

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная формы работы с дошкольниками и ведущий вид их деятельности – игра.

1.1.4. Отличительная особенность Программы

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по геометрии.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

1.1.5. Характеристики значимые для разработки программы

Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т. е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений.

Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.2.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

На этапе завершения освоения Программы дошкольник :

• составляет (моделирует) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

• создаёт постройки по рисунку;

• сравнивает рисунок со схемой предмета;

• понимает задание и выполняет его самостоятельно;

• проводит самоконтроль и самооценку выполненной работы.

1.2.2. ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ)

Оценивание качества реализации программы (оценка индивидуальных результатов освоения программы воспитанниками) проводится на основе:

• собеседования с детьми;

• наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время проведения занятий.

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.1. ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формами работы с детьми, способами и направлениями поддержки детской инициативы в процессе реализации программы являются :

• рассказы и сказки;

• развивающие дидактические игры разных уровней сложности;

• игры и упражнения на развитие логического мышления;

• загадывание загадок;

• задачи на развитие логики и смекалки ( например: Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата);

• физкультминутки;

• пальчиковая гимнастика;

• инсценировка сказок про геометрические фигуры.

Методы и приёмы, используемые в работе:

• метод наглядности (видеофильмы, наглядные пособия);

• словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

• игрой метод (игры дидактические, подвижные);

• практический метод (действие с предметами, инсценировка сказок);

• Частично-поисковый метод (сравнивание построенной фигуры со схемой);

• Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);

• Сотрудничество;

• Мотивационный метод (убеждение, поощрение).

2.1.2. ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁ Й:

Работа с родителями включает в себя:

• Привлечение родителей к пополнению математического уголка развивающими дидактическими играми;

• Консультирование (Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 6-7лет).

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОГРАММЕ «В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ЛОГИКИ»

Месяц Тема занятий

Задачи Кол-во

часов

Октябрь 1 Удивительный мир геометрии. Сказка «Страна Геометрия». Игра «Геометрия вокруг нас» Формировать у детей представление об окружающем мире, развивать внимание, воображение, образное мышление. Воспитывать у детей интерес к геометрии. 1

2 Сказка «Город геометрических фигур». Развивающий мультфильм «Геометрические фигуры – квадрат». Д/игра «Сложи квадрат» (1-ый уровень сложности). Продолжать формировать у детей представление об окружающем мире. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1

3 «Сказка о бороне квадрате. Развивающая д/игра «Сложи квадрат» (2-ой и 3-ий уровни сложности). Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1

4 Развивающий мультфильм «Учим фигуры. Треугольник». Задания на развитие мышления. Д/игра «Сложи из треугольников фигуры» Познакомить детей с треугольником. Формировать умение составлять простые фигуры из прямоугольных треугольников, используя схемы. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1

5 Развивающий мультфильм «Геометрические фигуры – треугольник». Д/игра «Сложи из треугольников фигуры». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с треугольником. Формировать умение составлять более сложные фигуры из прямоугольных треугольников, используя схемы. Формировать у детей придумать свои фигуры животных, птиц, людей, предметов. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1

6 Мультфильм-сказка «Квадрат и треугольник». Д/игра «Сложи из треугольников и квадратов фигуры». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Формировать умение составлять фигуры из прямоугольных треугольников и квадратов, используя схемы. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1

7 Прямоугольник. Развивающий мультфильм «Прямоугольник. Учим геометрические фигуры» Развивающая д/игра «Лётчик» Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами - прямоугольником. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Лётчик». Учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

8 Развивающий мультфильм «Сказка о прямоугольнике и треугольнике». Задачи на смекалку. Развивающая д/игра «Лётчик». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Лётчик». Учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

9 Параллелограмм. Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Танграм» Познакомить детей с геометрической фигурой - параллелограмм. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (1-ый уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

10 Развивающая д/игра «Танграм». Задачи на развитие логики и смекалки. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (2-ой уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

11 Развивающая д/игра «Танграм». Задачи на развитие логики. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (3-ий уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

12 Задачи на развитие логики и смекалки. Развивающая д/игра «Танграм». Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (4-ый уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1

13 Круг. «Рассказ о круге и квадрате». Развивающая д/игра «Волшебный (магический) круг». Познакомить детей с развивающей д/игрой «Волшебный (магический) круг». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

14 Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Волшебный (магический) круг». Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Волшебный (магический) круг». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

15 Овал. Развивающая д/игра «Колумбово яйцо». Задачи на развитие логики. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Колумбово яйцо». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

16 Овал. Развивающая д/игра «Колумбово яйцо». Задачи на развитие логики и смекалки. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Колумбово яйцо». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

17 Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Листик» Познакомить детей с развивающей д/игрой «Листик». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

18 Задачи на смекалку. Развивающая д/игра «Листик» Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Листик». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы в группе создана предметно-развивающая среда:

• создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал :

• лабиринты,

геометрические мозаики и головоломки;

• модели дней недели,

• частей суток,

• развивающие дидактические игры «Танграм», «Монгольская игра», «Лётчик», «Колумбово яйцо», «Волшебный (магический) круг», «Листик» и др. на составление плоскостных изображений предметов, схемы к этим играм,

• развивающая игра «Геометрические формы»,

• Детский сад оснащен мультимедийным оборудованием;

Занимательные книги по математике;

• Наборы геометрических фигур;

• Развивающие мультфильмы;

• Мультимедиа.

3.2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа ориентирована на детей от 6 до 7-и лет.

Кружок «В стране занимательной геометрии и логики» работает во второй половине дня, 1 раз в 2 недели по 30 минут, всего 18 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 8-10 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия. Формы обучения: занятия математического содержания. Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные развивающие игры и упражнения с геометрическими фигурами.

Занятия проводятся при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. — М. : Омега, 1996.

• Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2003. – 312 с.

• Готов ли ваш ребенок к школе/ тесты. Москва, 2006

Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

• Михайлова З. А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.

• Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.

Интернет-ресурсы

1. Занимательные задачи для дошкольника!- https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

2. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – https://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Сценарий «Викторины по геометрии» для дошкольников ко Дню Геометрии на МAAMСценарий «Викторины по геометрии» для дошкольников ко Дню Геометрии на МAAM Сценарий "Викторины по геометрии" для дошкольников ко Дню Геометрии на МААМ Цель: формирование математических представлений о геометрических.

Конспект НОД «Кошка в стране Геометрии» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Кошка в стране Геометрии» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Приглашаю посмотреть и оценить занятие по вырезанию (вырезыванию) из геометрических фигур. Все этапы работы по технологической.

Библиотека изображений:

Публикация Программа кружка «В стране занимательной геометрии и логики» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Вячеславовна Юрина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружка «В стране занимательной геометрии и логики»
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 11:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД