Получи документы

Программа кружка по экологии в младшей группе

Елена Тарасенко
Программа кружка по экологии в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет-ский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 4 «Вишенка»

Программа

экологического кружка «Солнышко» для детей младшей группы

(на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»)

Срок реализации программы : с 1 сентября 2019 по 31 мая 2020 г.

Публикация «Программа кружка по экологии в младшей группе» размещена в разделах

Программу составили :

Тарасенко Е. В.

С. Курсавка, 2019

Программа

по экологическому воспитанию «Солнышко» для детей младшего воз-раста

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Программно-методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа МБДОУ д/с № 4 «Вишенка» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с

детьми в младшей группе дошкольного учреждения.

Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их

родителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в повседневной жизни.

Цель и задачи реализации программы

Цель: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение на-блюдать, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

Основные направления:

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)

1.2 Ожидаемые результаты освоения программы :

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, зверями, птицами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)

Дети младшей группы должны знать :

• 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

• части тела животных и их особенности

• виды растений

• основные части растений

• правила ухода.

Должны уметь:

• устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

• устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

• о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в не-живой природе.

II. Содержательный раздел

2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы

Формы организации образовательной деятельности

в рамках программы

Формы

организации Особенности

Индивидуальная Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от ННОД и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Групповая Основная форма организации образовательной дея-тельности – групповая. Группа детей делится на подгруппы (от 6 до 10 человек) в зависимости от уровня обученности детей.

Реализация программы предполагает применение следующих форм работы с дошкольниками:

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность (кружковая деятель-ность) Наблюдения

Игровые обучающие ситуации Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций

Беседы с элементами диалога, обоб-щающие рассказы воспитателя Дидактические, настольные, театра-лизованные игры

Загадывание загадок Просмотр видеофильмов, мульт-фильмов

Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность

Экскурсии, целевые прогулки Выставки предметов детского твор-чества

Наблюдения Совместная со сверстниками игра

Экспериментирование, исследова-тельская деятельность

Дидактические, настольные, подвиж-ные, театрализованные игры

Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций

Продуктивная деятельность, в том числе с применением нетрадицион-ных техник

Праздники, досуги, развлечения

Технологии организации образования в рамках реализации программы

Технология

проектной

деятельности Дошкольники, совместно с педагогами и родителями,

разрабатывают и реализуют познавательно – исследова-тельские и творческие проекты экологической направленности.

Дети реализуют краткосрочные и простые по результату деятельности мини-проекты.

Технология

исследователь-ской

деятельности В целях успешной реализации цели и задач программы педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: опыты (экспериментирование, коллекционирование.

Технологии

проблемного

обучения В процессе образовательной деятельности экологической направленности воспитатели создают познавательную задачу, ситуацию и предоставляют детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Технология ТРИЗ В целях развития детской фантазии, обучения дошкольников системно мыслить, формирования творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира воспитатели применяют систему коллективных игр, занятий (ТРИЗ, максимально увеличивая эффективность экологического воспитания.

Информацион-но –

коммуникаци-онные

технологии В целях повышения эффективности образовательного процесса (подбор иллюстративного материала, дополни-тельного познавательного материала к НОД, мультиме-дийных обучающих презентаций) воспитатели группы используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Игровая

технология В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.

Личностно –

ориентирован-ная

технология При реализации программы осуществляется личностно-ориентированное воспитание - это организация воспита-тельного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в области экологического воспитания дошкольников.

План работы с родителями

№ Мероприятия Ответственный Сроки

1. Анкетирование и опросы с це-лью определения вовлеченно-сти родителей в образовательный процесс ДОУ и определения их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников Воспитатели Сентябрь

2. Работа стенда в групповой приемной Воспитатели Весь период

3. Консультации для родителей Воспитатели Весь период

«Экологическое воспитание в семье» Сентябрь

«Лечение луком и чесноком» Октябрь

Выставка поделок из природ-ного материала

«Берегите воду» Ноябрь

Выставка поделок из природ-ного материала Декабрь

«Пернатые друзья» (помощь птицам зимой)

Изготовление альбома «До-машние и дикие животные» Январь

Консультация «Домашние животные в жизни ребенка» Февраль

«Аптека на окнах» Март

«Как научить ребенка беречь природу» Апрель

Экологический стенд «Скоро в отпуск» Май

4. Активное участие родителей в реализации мини-проектов Воспитатели Весь период

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

На территории ДОО созданы зоны для наблюдений за растениями и трудовой деятельности (огород, клумба группы, деревья). Также на прогу-лочном участке группы дети проводят эксперименты с песком и водой. В приемной группы создан зеленый уголок, в котором дети наблюдают за развитием растений, а также под присмотром воспитателей осуществляют уход за ними. В игровом помещении группы оформлен календарь природы, наполнение которого меняется в соответствии с временем года.

Книги Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Книги о животных

Тематические папки и иллю-страции «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Деревья», картотеки по временам года, «Насекомые», «Птицы», «Рыбы»

Картотеки Воспитателями подобраны картотеки экологических игр

Таблицы «Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Живая и неживая природа»

Папки-передвижки «Зима», «Овощи и фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и т. п.

Игрушки Муляжи овощей и фруктов, фигурки животных (дикие и домашние животные, куклы, персонажи сказок.

Дидактические игры «Кто что ест», «Круглый год», «Чей детеныш», «Кто где живет», «Часть и целое», «Что где растет» и т. д.

Аудиофайлы «Кто как кричит» (звери, птицы, «Шумы природы»

Мультфильмы «Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Пин-код», «Тралик и Валик», «Дед Мороз и лето»

Коллекции Коллекции семян, минералов, тканей, природный материал, бросовый материал

Оборудование Лупы, шприцы без иголок, мерные ложки, микроскоп. Те-левизор, ДВД-проигрыватель, магнитофон.

3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы

Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.

Расписание экологической образовательной деятельности

День недели Время

Среда 16.00-16.15

Перспективный план работы кружка 2019 - 2020 учебный год

Месяц № Тема Задачи Практическая деятельность-ребенка

сентябрь 1. «Антоша хочет гулять» (экскурсия по участку). Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обра-тить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. Сбор листьев для поделок.

2. Наблюдения

«Деревья»

Знакомить детей с деревьями, растущими на территории ДОО – показать рябину, клен, лиственницу, побеседовать о деревьях (рассмотреть части дерева). Воспитывать желание заботиться о деревьях. Сбор шишек для поделок.

3. «Наша клум-ба»

Познакомить детей с цветами, растущими на клумбе, ознако-мить с составом цветка (пока-зать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Расска-зать, для чего нужны корень и стебель цветка. Уточнить пред-ставления детей о садовых работах осенью. Воспитывать чувство прекрасного. Сбор семян цветов.

4. «Неживая природа на участке» (песок, камни, почва) Познакомить детей с объектами неживой природы на участке (камни, песок, почва). Знакомить со свойствами названных объектов. Воспитывать интерес к природе. Эксперимен-ты и игры с песком

октябрь 5. «Дождик, до-ждик».

Развивать способности детей на-блюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Д/И «Хоро-шо-плохо»

6. «Перелетные птицы» Познакомить с понятием «пере-летные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе. Собрать грозди рябины для подкормки птиц зимой

7. Досуг «Рас-скажем кукле о фруктах»

Стихи и загад-ки о фруктах. Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Мытье фрук-тов.

Разгадывание загадок.

8. ННОД «Овощи с огорода» Учить детей различать по внеш-нему виду и вкусу и называть овощи (картофель, огурец, помидор, морковь, лук, свекла). Уточнить представления детей об уходе за овощами. Смешивание салата из овощей

ноябрь 9. Вечер эколо-гических игр

«Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. Д/И

10. Драматизация сказки «Репка»

Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. Закреплять знания и пред-ставления детей о сказке. Воспи-тывать любовь к труду. Инсценировка сказки

11. Наблюдение «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатны-ми растениями. Формировать у детей понимание, что у комнат-ных растений есть корень, сте-бель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для рас-тений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Помыть ли-стья цветов.

12. Вечер игр.

Подвижная иг-ра: «Огород»

Дидактическая игра «Что са-жают в огоро-де»

Развивать координацию движе-ний, умение действовать по ко-манде.

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки). Разучивание П/И

13. Эксперимент «Вода, вода» Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед). Эксперимен-тирование с водой

декабрь 14. Наблюдение за сезонными изменениями. Зима. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «зима». Развивать представления о работах людей зимой. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. Наблюдение

Д/И «Одева-емся на про-гулку»

15. ННОД «Ели и сосны» Показать особенности листвен-ных и хвойных деревьев в зим-ний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. Рассматрива-ние ветки ли-ственного де-рева и сосны.

16. Досуг «Елоч-ка-красавица» Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам.

Воспитывать патриотизм через русские традиции. Украшение новогодней ели.

17. Наблюдение за снежинками Развивать способности наблю-дать сезонные явления и их из-менения, внимания и памяти, ви-деть красоту природы. Наблюдение за снежинка-ми через лу-пу, знакомст-во со свойст-вами снега.

январь 18. Беседа и на-блюдение

«Зимующие птицы» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. Покормить птиц, Д/И «Улетают – не улетают»

19. «Мороз - уди-вительный ху-дожник»

Вызывать у детей интерес к зим-ним явлениям природы. Разви-вать зрительную наблюдатель-ность, способность замечать не-обычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать во-ображение и творчество. Рисование «морозных» узоров.

20. «Дикие живот-ные в лесу зи-мой»

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о ди-ких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. П/И «Мы ма-ленькие зай-чики»

февраль 21. «Домашние животные» Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и ко-рову (чем отличаются, чем по-хожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. Рассматрива-ние картинок и игрушек животных.

22. Изготовление макета

«Ферма» Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патрио-тизм. Конструиро-вание

23. «Воздух» Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познаватель-ный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Эксперимен-тирование с воздухом.

24. «Наши по-мощники - со-баки» Формировать у детей представ-ления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Собрать паз-лы.

март 25. «Выращиваем лук на окош-ке» Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать жела-ние трудиться, быть полезным. Посадка лука разными спо-собами (в грунт, опил-ки, воду)

26. «Сидит кошка на окошке» Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к живот-ным, желание ухаживать за ни-ми. Лепка «Миска для кошки». Опыт «Как кошка моет-ся»

27. Просмотр дет-ского разви-вающего мультфильма «Тралик и Ва-лик»

(Детёныши животных) Уточнить и закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать умение классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать. Просмотр мультфильма, Д/И.

28. Наши деревья Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участ-ке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть кра-соту природы в любое время года. Эксперимен-тирование «Ветки в бан-ке»

апрель 29. Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. Наблюдение за первой травой.

30. «Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весен-ний период: изменение их пове-дения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Наблюдение за птицами на участке дет-ского сада, рассматрива-ние иллюст-раций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.

31. ННОД «Кто живет в лесу?» Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Д/И

32. Досуг «День Земли»

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

май 33. «Жучки» Учить детей внимательно отно-ситься к окружающему миру. Воспитывать интерес к природ-ным явлениям, уточнить пред-ставления о внешних особенно-стях жучка. Аппликация «Божья ко-ровка»

34. «Бабочки»

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бе-режное отношение к природе. Лепка «зелё-ная гусеница»

35. «Что такое об-лака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение, рассматрива-ние иллюст-раций.

36. «Песочные фантазии» Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и ло-гическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обога-щать эмоциональную сферу де-тей. Эксперимен-тирование

Тематические мероприятия в рамках программы

Месяц Мероприятие

Октябрь Выставка поделок из природного материала

Осенний праздник

Досуг «Расскажем кукле о фруктах»

Ноябрь Драматизация сказки «Репка»

Декабрь Выставка поделок

Досуг «Елочка-красавица»

Январь Театрализация сказки «Колобок»

Февраль Акция «Помоги птицам»

Март Выставка поделок «Весеннее настроение»

Посадка огорода на окне

Апрель Выставка поделок из бросового материала

Досуг «День Земли»

Май Посадка цветов на участке

3.3. Сетевое взаимодействие

Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие:

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Барабинский краеведче-ский музей» Оказание консультативной и организационной поддержки.

Организация совместных праздников, и меро-приятий.

Тематические экскурсии.

Детская библиотека Организация работы читательского клуба.

Организация тематических праздников, мастер-классов.

3.4. Кадровые условия реализации программы

Работу по реализации программы «Радуга» осуществляют воспитатели и помощник воспитателя младшей группы. К проведению итоговых мероприятий (праздников, развлечений, досугов) может привлекаться музыкальный руководитель.

3.5. Диагностика освоения детьми программы

Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид.

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства.

3 балла - называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства.

Критерии диагностики:

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3. Имеет представления о временах года, называет их основные признаки,

4. Имеет представления о правилах поведения в природе

5. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.

6. Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.

Литература:

1. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С. Н. Николаева.

2. Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. С. Н. Николаева.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии кружка кружка «Песочная мозайка» во второй младшей группе «Сказка на песке «Репка»Фотоотчет о занятии кружка кружка «Песочная мозайка» во второй младшей группе «Сказка на песке «Репка» Создание в песочнице сюжета по мотивам русской народной сказки «Репка». Использование дополнительного материала (настольный театр на каждого.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Библиотека изображений:

Публикация Программа кружка по экологии в младшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Тарасенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружка по экологии в младшей группе
Опубликовано: 19 октября 2020 в 22:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД