Лучший педагог года

Программа кружка по развитию коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»

Айгуль Камалова
Программа кружка по развитию коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка.

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Это и побудило нас начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале татарского народного творчества. С целью сохранения самобытной народной культуры и приобщения детей татарскому народному творчеству мы решили организовать работу фольклорного кружка «». опираясь в своей работе на национальное искусство, в частности на детский музыкальный фольклор, а также малые формы татарского народного творчества, изначально несущего в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, можно решать многие задачи дошкольной педагогики.

Публикация «Программа кружка по развитию коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор „Тамчылар“» размещена в разделах

Очевидно, что овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Народную песню нельзя ничем не заменить. Особенно на начальном этапе воспитания ребенка.

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма.

По жанрам детский фольклор можно классифицировать на:

• Календарный фольклор;

• Потешный фольклор;

• Игровой фольклор.

Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами и сезонными явлениями. Собственно, детский календарный фольклор – это заклички (солнцу, дождю, ветру, радуге, приговорки насекомым, птицам, животным. И все это приучает детей подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие, передан какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид, основанный на вымысле и детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них подмечается какой-либо порок или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки - короткие по форме, забавные песенки, своего рода ритмизированные сказочки. Прибаутки, считалки – развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки национальный характер мышления ребенка.

Игровой фольклор.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Народные игры – незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания.

Большое место в играх детей занимают считалки, «игровые прелюдии». Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающие элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают и доступными для понимания и исполнения детьми самого раннего возраста. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Цель кружка : Познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре татарского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному татарскому народному творчеству.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к татарской культуре и народным традициям.

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения татарского фольклора.

3. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию песен, сказок, других произведений татарского фольклора.

4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

5. Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

6. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми во время совместных мероприятий и праздников.

7. Воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к народным праздникам.

Продолжительность работы кружка - 1 год.

Возраст детей: 6 лет.

Интенсивность работы кружка – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Программа кружка составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Структура и содержание занятий могут быть вариативным. Занятие может включать :

- познавательные беседы, рассказы;

- слушание и пение;

- игра на шумовых, ударных инструментах;

- игровые упражнения;

- игры (словесные, музыкальные, хороводные, подвижные и т. д.);

-творческие задания

- инсценирование;

- театрализацию;

- изготовление элементов к оформлению праздников и театрализованным постановкам и др.

План работы кружка

Октябрь

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Бишек жырлары» (стр. 5)

2. Слушание и разучивание слов песни «Коз»

3. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых) «Шэл бэйлэдем»

4. Игра «Тирмэ» (стр. 52)

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Заучивание заклички «Янгырга» (стр. 34)

2. Исполнение песни «Коз»

3. Разучивание слов к хороводу «Курсэт але, ускэнем» (стр. 370)

4. Игра «Без – без идек» (стр. 341)

5. «Татарская плясовая» (разучивание татарских плясовых движений)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Рассматривание татарской народной одежды, беседа.

2. Разучивание хоровода «Курсэт але, дускаем» (стр. 143).

3. Игра «Яулык салыш» (стр. 341)

4. Игра на детских музыкальных инструментах «Шэл бэйлдем».

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Проведение праздника «Встречаем осень» (с использованием разученного репертуара).

Ноябрь

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Слушание и разучивание песни «Эни».

2. Хоровод «Ак калач» (стр. 362)

3. Разучивание движений «Парлы бию».

4. Игра «Очты-очты» (стр. 348).

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Исполнение песни «Эни».

2. Разучивание «Парлы бию».

3. Игра «Минлебай» (стр. 369)

4. Сказка «Бедняк и два бая» (стр. 35)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Беседа о маме, заучивание пословиц «Ана турында».

2. Слушание и разучивание частушки «Бию такмаклары» (стр. 118).

3. Хоровод «Алларын да алырбыз» (стр. 368).

4. Игра «Энэ белэн жеп».

5. Сказка «Портной, бесенок и медведь» (стр. 38)

ЗАНЯТИЕ 4.

Проведение праздника «День матери» с использованием разученного репертуара.

Декабрь

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Табышмаклар (загадки) (стр. 298).

2. Разучивание слов к хороводу «Кыш бабай» (стр. 18).

3. Игра на детских музыкальных инструментах «Эпипэ».

4. Игра «Башмакчы» (стр. 338).

5. Сказка «Зилян» (стр. 41.)

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Чтение потешек (стр. 137)

2. Разучивание песни И. Шамсутдинова «Чыршы янында» (стр. 24).

3. Игра на детских музыкальных инструментах.

4. Сказка «Саран и Юмарт» (стр. 45)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Бармак уеннары (стр. 100)

2. Разучивание движений к хороводам «Кыш Бабай» и «Чыршы янында».

3. Игра «Шаян оркестр» (стр. 200).

4. Сказка «Гульназек» (стр. 49).

ЗАНЯТИЕ 4.

Проведение праздника «Новый год» с использованием разученного репертуара.

Январь

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Беда о народном юморе (дразнилки, небылицы, потешки) (стр. 58, 95).

2. Повторение песен по желанию детей.

3. Игра «Почмак алыш» (стр. 323).

4. «Татарская плясовая» (свободная пляска)

5. Сказка «О кривой березе»

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Мэкэльлэр (пословицы) (стр. 227).

2. Песня «Эссэлэмэгэлэйкум» (стр. 20)

3. Игра «Сайлап ал» (стр. 118)

4. Сказка «Как бедняк гуся делил» (стр. 33)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Разучивание татарской песни «Кэрия-Зэкэрия» (стр. 95)

2. Исполнение знакомых песен.

3. Игра «Тавыштан таны» (стр. 57)

4. Сказка «волк и портной» (стр. 33)

Февраль

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Татарские народные считалки «Санамышлар» (стр. 406)

2. Разучивание песни «Без биибез» (стр. 13)

3. Игра «Ловкий джигит» (стр. 238)

4. Сказка «Тавык ния суда йозэ алмый» (стр. 182)

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Табышмаклар (загадки) (стр. 305)

2. Слушание и разучивание частушек «Торле башка такмаклар» (стр. 132)

3. Игра «Медный пень» (стр. 236)

4. Сказка «Этэч ни очен оч вакыт кычкыра?» (стр. 181)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Потешки (стр. 142)

2. Разучивание песни М. Шамсутдинова «Эни кирэк» (стр. 131)

3. Повторение прибауток, приговорок к масленице.

4. Сказка «Чабата исемнэре ничек килеп чыккан?» (стр. 163)

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Бармак уеннары (стр. 400)

2. Разучивание песни А. Ключарева «Минем эбием» (стр. 151)

3. Игра «Разноцветные платочки» (стр. 397)

4. Игра на детских музыкальных инструментах «Авыл кое»

5. Сказка «Ни очен этлэр бер ялгаштан ашамыйлар» (сстр. 202)

Март

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Проведение праздника «8 марта» с использованием разученного репертуара.

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Заучивание заклички «Кояш чык» (стр. 33)

2. Пение А. Валиуллина «Яз килэ» (стр. 15)

3. Хоровод М. Валиуллина «Ак каен» (стр. 161)

4. Игра «Нардуган эйлэну» (стр. 370)

5. Сказка «Аю белэн Бабай» (стр. 158)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Беседа о приходе весны и быте народа, труде, связанным с этим временем года.

2. Разучивание слов к песне Ж. Файзи «Яз житэ» (стр. 157)

3. Повторение знакомых песен.

4. Игра «Наза» (стр. 400)

5. Сказка «Ни очен мэче ойдэ, эт тышта яши» (стр. 203)

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Беседа о народном юморе (дразнилки, небылицы, потешки) (тр. 58, 95)

2. Разучивание песни «Жирдэ мина ни кирэк» (стр. 22)

3. Игра «Ак тирэк» (стр. 393)

4. Сказка «Ни очен эт белэн пес ибер-берсенэ дошман булганнар» (стр. 204)

Апрель

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Слушание дразнилок, заучивание (стр. 29)

2. Разучивание песни «Дуслык жыры» А. Гарифуллиной (стр. 98)

3. Игра-хоровод «Эйлэнэбез, эйлэнэбез» (стр. 122)

4. Сказка «Элэкче» (стр. 164)

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Татарские народные считалки «Санамышлар» (стр. 412)

2. Разучивание частушек.

3. Повторение знакомых песен.

4. Игра «Тамчы» (стр. 213)

5. Сказка «Торна белэн Толке» (стр. 156)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. «Бармак уеннары» (стр 400)

2. Разуивание хоровода «Кунаклар» (стр. 137)

3. Игра «Там, там, тамчы там» (стр. 260)

4. Сказка «Ангыра буре» (стр. 161)

ЗАНЯТИЕ 4.

Праздник «Карга боткасы»

Май

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Мэкэльлэр (пословицы) (стр. 227)

2. Заучивание заклички «Янгыр»

3. Игра «Журавли и охотники» (стр. 120)

4. Сказка «Шурэле» (стр. 164)

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Разучивание песни «Туган илем».

2. Игра на детских музыкальных инструментах.

3. Игра «Бери флажок» (стр. 240)

4. Сказка «Чыпчык белэн ябалак» (стр. 174)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Табышмаклар (стр. 298)

2. Исполнение знакомых песен.

3. Игра «Пчелы».

4. Сказка «Буре, кэжэ, кэбестэ» (стр. 177)

ЗАНЯТИЕ 4.

Праздник «Сабантуй»

Литература:

1. Р. А. Файзуллина «Татарская поэзия и фольклор в детском саду»

2. Н. Исэнбетов «Балаалар фольклоры»

3. Х. Гатина «Татар халкыныын жырлы-биюле уеннары»

4. М. Нигметзянов «Татарские народные песни»

5. И. Г. Исхакова «балалар бакчасында музыка дэреслэре очен хрестоматия»

6. Ф. Фаизова «Сайра, сандугачым» (балалар очен жырлар)

7. Р. Ягфаров «Татар балалар фольклоры»

8. Л. Гиззатуллина «Кугэрченем, синдэ горлэ» (балалар очен жырлар)

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Публикация Программа кружка по развитию коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Айгуль Камалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружка по развитию коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 20:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД