Получи документы

Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет

Юлия Анатольевна Гудожникова
Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет

Программа кружка

«Мы изобретатели»

(срок реализации 3 учебных года)

Разработала:

Гудожникова Юлия Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»

город Саранск

2

Содержание

Целевой раздел Стр

Паспорт рабочей программы 3

Пояснительная записка 6

Актуальность программы 7

Новизна программы 7

Публикация «Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Практическая значимость программы 8

Нормативно - правовые документы 10

Содержательный раздел

Алгоритм организации детского экспериментирования 11

Роль педагога во время проведения занятия 11

Примерный алгоритм проведения занятия 12

Этапы реализации программы 12

Форма и режим занятий 12

Учебно-тематический план

4-5 лет (средняя группа)

13

Учебно-тематический план

5-6 лет (старшая группа)

15

Учебно-тематический план

6-7лет (подготовительная к школе группа)

16

Календарный план 4-5 лет (средняя группа) 18

Календарный план 5-6 лет (старшая группа) 29

Календарный план 6-7лет (подготовительная к школе группа) 36

Список литературы 41

Рецензия на программу 42

Плагиат 44

3

Паспорт рабочей программы дополнительного образования по обучению

экспериментирования для детей дошкольного возраста

«Мы изобретатели»

Наименование

программы

«Мы изобретатели»

Направленность

программы

Социально-педагогическая

Ф. И. О. педагога,

реализующего

дополнительную

общеобразовательную

программу

Гудожникова Юлия Анатольевна

Год разработки 2021-2022 учебный год, дополненная и

переработанная 2022 году.

Когда и кем утверждена

дополнительная

общеобразовательная

программа

Утверждена, заведующей МДОУ «Детский сад

№ 20 комбинированного вида», принята на

педагогическом совете № 1, протокол № 1 от

01.09.2022 года, приказ № 353.

Информация о наличии

рецензии

Рецензент Сорокина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, зам. декана по

воспитательной работе факультета СПО ФГБОУ

ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева». Заверено:

Ученый секретарь. Ученого совета Приходченко

Т. Н.

Цель Цель работы: формирование и развитие

познавательной активности и исследовательских

умений детей дошкольного возраста в ходе

экспериментальной деятельности.

Задачи Задачи:

Образовательная: формировать знания детей о

свойствах и качествах объектов неживой

природы, таких как солнце, почва, вода, воздух,

песок, глина, камни, магнит.

Развивающая: развивать умения и навыки

проведения элементарных опытов с предметами

неживой природы. Развивать речь детей, умение

логически рассуждать, строить гипотезы, делать

выводы. Развивать наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к

экспериментальной деятельности. Воспитывать

такие качества как, желание помочь другим,

умение договариваться друг с другом для

решения общих задач. Воспитание

4

экологической культуры детей любить

оберегать и ценить окружающую нас природу

родной земли.

Основное содержание На сегодняшний день особую популярность

приобретает детское экспериментирование.

Главное его достоинство в том, что оно дает

ребенку реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и

со средой обитания. Эксперименты

положительно влияют на эмоциональную сферу

ребенка, на развитие творческих способностей,

на формирование трудовых навыков и

укрепление здоровья за счет повышения общего

уровня двигательной активности. В процессе

эксперимента идет обогащение памяти ребенка,

активизируются его мыслительные процессы,

так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза,

сравнения и классификации, обобщения.

Ожидаемые результаты

освоения программы

В результате освоения содержания программы

предполагается формирование у воспитанников

устойчивых естественнонаучных знаний и

представлений, формирование

исследовательских умений, а также

самостоятельности в процессе

экспериментальной деятельности, применении

знаний на практике.

Сроки реализации

программы

Три учебных года

Количество часов в

неделю/год

Дети средней группы (4-5 лет) 2 часа в неделю/

1 час в неделю дети (5-7 лет)

Возраст обучающихся Дети средней группы (4-5 лет); дети старшей

группы (5-6 лет); дети подготовительной к

школе группе (6-7 лет).

Формы занятий фронтальные; групповые; индивидуальные.

Методическое

обеспечение

1. Комплексная образовательная программа

дошкольного образования «Детство» / Т. И.

Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

– Санкт-Петербург. : ООО Издательство

«Детство Пресс», 2019. –352 с.

2. Волосовец Т. В. Парциальная образовательная

программа дошкольного образования «От

Фребеля до робота: растим будущих

5

инженеров»/ Волосовец Т. В., Карпова Ю. В,

Тимофеева Т. В. : учебное пособие. 2-е изд., испр.

и доп. / Самара: Вектор, 2018. – 79 с.

3. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Опыты и

эксперименты для дошкольников. От 3 до 7 лет. /

Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина В. В. /

Москва: Сфера, 2019. – 192С.

Материально

техническое

обеспечение

Оборудование:

– комплект столов и стульев для

дошкольников;

– доска;

– стол для педагога;

– комплекты аудиозаписей;

– компьютер;

– мяч;

– объемные игрушки;

– цветные карандаши, вертушки, зеркало,

песок, колбы, пробирки.

Экранно-звуковые пособия:

–CD-диски;

– мультимедийные презентации.

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая

активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание

окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с

разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды

и т. д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для

дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Дети

дошкольного возраста ярко проявляют любопытство. Они начинают задавать

взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех

важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось

понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека:

сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними

хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно

не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт.

Дети любого возраста (3-7 лет) еще не способны работать самостоятельно, но

охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении

любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать

выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать

привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что

получится, если.» Приобретая личный опыт, дети с 4-х лет уже могут предвидеть

отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на

предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности

совершенно неспособны. Старшие дошкольники уже способны улавливать

простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать

вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи

окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому

подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту,

желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская

деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает

возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель работы с детьми 4-5 лет: формирование и развитие познавательной

активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в

ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная: формировать знания детей о свойствах и качествах

объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина,

камни, магнит.

Развивающая: развивать умения и навыки проведения элементарных

опытов с предметами неживой природы. Развивать речь детей, умение логически

рассуждать, строить гипотезы, делать выводы. Развивать наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к экспериментальной

деятельности. Воспитывать такие качества как, желание помочь другим, умение

договариваться друг с другом для решения общих задач. Воспитание

7

экологической культуры детей любить оберегать и ценить окружающую нас

природу родной земли.

Цель работы с детьми 5-6 лет: сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления,

развить у детей стремление к самостоятельному мышлению и познанию.

Задачи:

Образовательная: включение детей в мыслительные, моделирующие и

преобразующие действия; формирование способности видеть многообразие мира

в системе взаимосвязей; обогащение наглядных средств (эталонов, символов,

условных заместителей).

Развивающая: развитие поисково-познавательной деятельности,

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,

самостоятельности.

Воспитательная: прививать чувство патриотизма к богатствам (полезным

ископаемым: песок, глина и т. д.) земли.

Цель работы с детьми 6-7 лет: способствовать формированию и

развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную

деятельность.

Задачи:

Образовательная: помогать накоплению у детей конкретных

представлений о предметах и их свойствах. Стимулировать активность детей для

разрешения проблемной ситуации.

Развивающая: развивать умение обследовать предметы и явления с разных

сторон, выявлять зависимости. Развивать мыслительные операции, умение

выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности,

активности.

Актуальность программы : заключается в том, что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных

качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,

самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а

участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность

проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

Новизна программы :

– в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем

вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам

самостоятельного добывания знаний;

– в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

– способствовать формированию и развитию познавательных интересов

детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Практическая значимость программы

8

Данная программа направлена на формирование интеллектуальных

способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс

рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные

представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с

другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что

способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В

совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому

старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате

тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить

экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует

интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в

дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает

успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при

которых дети:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения

познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

– развивают системное мышление.

Работа по развитию познавательной активности детей через

экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

– подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и

практически апробированными методиками;

– содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в

практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

– построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту

формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей

дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

– решение программных задач в совместной деятельности взрослых и

детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

– обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач

развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

– повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям

применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

– формирование у детей динамических стереотипов в результате

многократных повторений.

9

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

– реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей

гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и

обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

– обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные

особенности ребенка.

Принцип целостности:

– комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности

процесса опытно – экспериментальной деятельности;

– решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей

и родителей.

Принцип активного обучения:

– организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе

которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных

проблемных задач;

– использование активных форм и методов обучения дошкольников,

способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности

переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной

деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно

находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

– получение положительного результата проводимой работы по теме

независимо от уровня интеллектуального развития детей

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой деятельности «Юные строители»Фотоотчет о кружковой деятельности «Юные строители» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с кружковой деятельности "Юные.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьмиФотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьми В детском саду дети учатся предметному, сюжетному и декоративному рисованию. Последний вид более других имеет эстетическую направленность.

Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУОпыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУ Опыт работы: по кружковой работе экспериментальной деятельности «Познаю мир» в МБДОУ "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности.

Отчёт о кружковой деятельности «Мастерилка» Реализация современных образовательных технологий и вариативных программ в образовательном процессе ДОО Отчёт кружковой деятельности «Мастерилка».

Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет)Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет) Сентябрь. Тема: «Разная бумага» Задачи. Рассматривание бумаги разной фактуры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к труду.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновые картины» 2 младшая группа Пояснительная записка. В последние годы специалисты в области раннего развития пишут о том, что развитие интеллекта малыша.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Публикация Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Анатольевна Гудожникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД