Получи документы

Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет

Галина Жигалова
Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-краеведческой направленности «Мои корни» для детей 5-6 лет

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы :

Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми дошкольного возраста в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Публикация «Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах

В основе лежит познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность детей. В процессе реализации программы происходит интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Основными документами, регламентирующими, методологические основы данной программы являются :

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»).

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

6. Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования ;

7. Конвенцией ООН оправах ребенка;

8. Декларацией прав ребенка;

9. Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

10. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Актуальность программы.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т. к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.

Отличительные особенности.

Особенностью программы является то, что ее содержание построено на основе эколого - краеведческого материала. В программу включены темы о природе родного края. В усвоении программы большое значение имеют знакомство с календарными и семейными обрядами. Особенностью программы является и то, что кружок предоставляет больше возможностей для раскрытия творческих способностей детей.

Новизна.

Новизна программы заключается в том, что занятия помогут дошкольникам раскрыть неразрывную связь прошлого и настоящего, помогут почувствовать причастность к этому семьи, каждого человека; формировать в них потребностей в изучении родного края.

Педагогическая целесообразность программы.

Значимость образовательной области программы заключается в развитии личности ребёнка путём активизации познавательных способностей детей и реализации их устойчивого интереса к истории родного края. Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Адресат программы образовательного процесса.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет. Дети 5-6 лет проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей : более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.

Практическая значимость.

Вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Преемственность программы.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Объем и срок освоения программы.

Сроки реализации программы - 1 год.

Программа реализуется в кружковой работе.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, в год 36 часов. Продолжительность одного занятия 25-30 минут во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей.

Особенности организации образовательного процесса.

Подходами к построению образовательной деятельности стали:

– гуманитарный подход, как основа учета индивидуального процесса освоения ребенком данной программы, как основа учета потребностей ребенка в самовыражении в процессе выполнения творческих заданий;

– краеведческий (региональный) подход, как основа формирования у детей нравственно – патриотического воспитания, любви к своему родному краю;

– культурологический подход, как основа формирования общей культуры ребенка, приобщение к истокам культуры малой Родины;

– непрерывность и преемственность педагогического процесса;

– дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

– системно – деятельный подход, как основа учета ведущего вида деятельности – игровой. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога;

– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Программа предполагает индивидуальные, групповые, коллективные формы деятельности; активные формы деятельности: беседы, ролевые игры, экскурсии, практические работы.

Методы обучения и воспитания.

1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми информации.

2. Репродуктивный – воспроизведение детьми полученных знаний.

Данные методы конкретизируются по трем группам:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядные: показ изделий, иллюстраций.

Практические: игры, самостоятельная работа.

Методы воспитания: поощрение, мотивация, создание проблемных ситуаций, убеждение, стимулирование.

Форма обучения: очная.

Цель и задачи программы.

Цель: дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к поселку, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.

Задачи воспитания:

Воспитывать осознанно-бережное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.

На примере жизни людей родного края воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.

Задачи развития:

Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Кезского района.

Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.

Расширять знания детей о родном поселке, как частице Удмуртской Республики.

Задачи обучения:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.);

Формирование умения набирать необходимую информацию.

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

Дети:

• Ребенок проявляет осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

• Понимает красоту природы родного края и нравственного отношения к ней.

• Проявляет чувства гражданской ответственности, гордости за боевые подвиги своих земляков.

• Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.

• Проявляет знания детей о родном поселке, как частице Удмуртской Республики. Знает свою нацию, удмуртскую культуру, традиции.

• Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.) : испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.

• Сформированы некоторые умения набирать необходимую информацию.

• Развиты навыки исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

• Знает домашний адрес, название района, республики, страны. Знает флаг, герб, гимн своего района, республики.

• Знает столицу нашей Родины – Москву. Ее достопримечательности, знает флаг, герб, гимн России.

• Знает столицу Удмуртской Республики – Ижевск.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (старшая группа) по программе «Мои корни»

1. Вводное занятие.

Ц: Определение первичного уровня знаний детей.

Теория: Беседы с детьми. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Практика: Тестирование. Дидактические игры.

2. Осень в нашем крае.

Ц: Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Теория: Беседы об осенних приметах в родном поселке. Чтение произведений об осени.

Практика: Рисование осенних пейзажей. Дидактическая игра: «Когда это бывает».

3. Транспорт наших предков.

Ц: Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян.

Теория: Чтение литературы о развитии транспорта.

Практика: Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».

4. Деревни рядом с нами.

Ц: Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Теория: Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Практика: Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

5. Моя улица.

Ц: Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу.

Теория: Беседы о родной улице. Загадки о правилах дорожного движения. Презентация «Улицы Кеза»

Практика: Рисование: «Моя дорога в детский сад».

6. Хлеб всему голова

Ц: Дать детям знания об истории появления хлеба, его разновидностях и особенностях выращивания.

Теория: Презентация «Откуда пришел хлеб» Беседа с детьми «Чем отличается пшеница и рожь»

Практика: Дидактическая игра «Угадай из чего сделан хлеб»

7. История Кезского района.

Ц: Побуждать интересоваться историей родного края. Расширять знания детей о родном поселке. Познакомить с историей появления поселка.

Теория: Рассматривание карты Кезского района. Беседа о родном районе.

Практика: Дидактическая игра «Угадай достопримечательность Кеза»

8. Животный мир Удмуртии.

Ц: Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения.

Теория: Беседы о животных нашего края. Рассматривание альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

Практика: Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».

9. Птицы Удмуртии.

Ц: Знакомить с многообразием мира птиц родного края. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас.

Теория: Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». Рассматривание фотоальбомов с различными птицами. Беседы о зимующих и перелётных птицах.

Практика: Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.

10. Человек без роду, что дерево без корней.

Ц: Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной.

Теория: Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Практика: Рисование: «Мои бабушка и дедушка».

11. «Красна изба углами»

Ц: Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.

Теория: Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Практика: рассматривание экспонатов в музее (в детском саду).

12. «Щи да каша пища наша»

Ц: Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.

Теория: Беседа о национальных блюдах удмуртов. Презентация «Кухня удмуртов».

Практика: Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи.

13. Забавы вокруг печки.

Ц: Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок.

Теория: Беседы о самом важном предмете дома – печке. Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи.

Практика: Рассматривание макета печи и печной утвари.

14. Видео-экскурсия по улицам города.

Ц: Закрепление знаний о родном поселке, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства.

Теория: Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.

Практика: Составление рассказов о Кезе. Рисование «Мой поселок».

15. Что делали в старину зимой?

Ц: Расширять знания детей о быте удмуртского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому.

Теория: Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя.

Практика: Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».

16. Проведение промежуточного мониторинга.

Ц: Выявление уровня знаний детей.

Теория: Беседы, игры с детьми.

Практика: Дидактические игры.

17. Рождественские праздники, народные традиции и культура края.

Ц: Дать представление о народных традициях и культуре удмуртского народа. Воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.

Теория: Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках. Рассматривание иллюстраций.

Практика: Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».

18. О древних именах удмуртов.

Ц: Познакомить детей древними именами удмуртов. Знакомить значениями имен.

Теория Рассказ воспитателя. Беседа.

Практика: Дидактическая игра «Придумай имя».

19. Детский фольклор.

Ц: Познакомить детей с колыбельными удмуртскими песнями, учить разучивать наизусть закличку или дразнилку.

Теория: Чтение и заучивание пословиц, поговорок и дразнилок, колыбельные песни на удмуртском языке.

Практика: Заучивание заклички или дразнилки на удмуртском языке.

20. Деревья нашего края.

Ц: Знакомить детей с природой родного края, его лесами.

Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев.

Практика: Дидактическая игра «Угадай дерево»

21. Народный костюм.

Ц: Знакомить детей с национальным костюмом удмуртского народа, его цветовой гаммой, способами украшения.

Теория: Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Удмуртии.

Практика: Аппликация «Украшаем фартук удмуртским орнаментом»

22. Масленица.

Ц: Знакомить с традициями удмуртского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям.

Теория: Рассказ воспитателя. Беседа. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».

Практика: Разучивание закличек, обрядовых песен.

23. Как наши предки защищали Родину.

Ц: Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями.

Теория: Беседы. Чтение художественных произведений и защитниках Родины.

Практика: Рисование на тему «Наши Защитники».

24. День Защитников Отечества.

Ц: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Теория: Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.

Практика: Изготовление подарков для пап и дедушек.

25. Знаменитые люди нашей республики.

Ц: Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать уважение к труду и подвигам.

Теория: Рассказ воспитателя.

Практика: Рассматривание книги «Кезский район».

26. Музыкальная жизнь края.

Ц: Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края.

Теория: Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни.

Практика: Прослушивание народных песен.

27. Чтение сказок удмуртского народа.

Ц: Воспитывать любовь к литературе родного края.

Теория: Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию.

Практика: Рисование иллюстраций.

28. Легенды и мифы, сказки и былины.

Ц: Познакомить с богатством удмуртской народной культуры – сказками, понимать их глубокий смысл.

Теория: Чтение легенд и былин удмуртского народа.

Практика: Рисование героев мифов, былин.

29. Символы нашего поселка, республики и страны.

Ц: Знакомство детей с символами поселка. Формировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага.

Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного поселка. Рассматривание герба на монетах, документах.

Практика: Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

30. Удмуртские народные игры.

Ц: Познакомить детей с народными играми удмуртов.

Теория: Беседа, рассказ воспитателя.

Практика: игры с детьми в удмуртские народные игры.

31. Что делали в старину весной?

Ц: Расширять знания детей о быте удмуртского народа. Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому.

Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин.

Практика: Рисование на тему «Что можно делать весной?».

32. Растительный мир родного края.

Ц: Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Теория: Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья.

Практика: Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?»

33. Лекарственные растения родного края.

Ц: Расширять представления детей о природе родного края. Познакомить с лекарственными растениями, их использовании в лечебных целях.

Теория: Рассматривание альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.

Практика: Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

34. Насекомые нашего края.

Ц: Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми удмуртского края, напоминать о бережном отношении к ним.

Теория: Чтение книг о насекомых. Беседа.

Практика: Рассматривание насекомых на прогулке. Рисование насекомых.

35. Малая Родина (итоговая)

Ц: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Теория: Беседа. Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

Практика: Дидактические игры.

36. Проведение итогового мониторинга.

Ц: Определение уровня знаний детей.

Теория: беседы с детьми.

Практика: дидактические игры, тестирование.

Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение: для успешной реализации программы необходим педагог, знающий удмуртский язык, педагогику и возрастную психологию, отвечающий всем требованиям профессионального стандарта.

Материально-техническое обеспечение:

1. Помещение группы, кабинет музея

2. Компьютер, проектор. Информационное обеспечение: книги.

Мониторинг.

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга в форме бесед с детьми, наблюдений за играми, самостоятельной деятельностью, образовательным процессом, анализа продуктивных видов деятельности. В ходе бесед используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.

Отслеживание личностного развития дошкольников осуществляется методом наблюдения и собеседования.

Оценочные материалы

Уровни усвоения Программы

Чтобы выявить уровень знаний детей о родном крае, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности:

Отношение к окружающим : сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.

Знания о родном доме (улица, двор, квартира); детском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).

Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт, знаменитые земляки.

Отношение к природе родного края.

Знание государственных символов города, области, страны.

Отношение к народному творчеству.

Высокий.

Ребенок знает, в каком поселке, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных родного края. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях поселка, района, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) района, Удмуртии и России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России (музыкальное сопровождение гимна, песни о родном крае.

Средний

Ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем богат родной край. Узнает и называет достопримечательности поселка. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.

Низкий.

Ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о поселке, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы педагога с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб) России.

Способы проверки результата – отзывы детей и родителей, наблюдения педагога, творческая деятельность детей, анкетирование, тестирование и т. д.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 16:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Галина Жигалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД