Получи документы

Программа кружка «Моделирование и конструирование» для учащихся 1–2 классов

Лариса Беспалько
Программа кружка «Моделирование и конструирование» для учащихся 1–2 классов

Программа кружка для учащихся 1–2 классов

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА пгт ЛЁВИНЦЫ ОРИЧЕВСКОГО РАЙОНА»

Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор КОГОБУ СШ пгт Лёвинцы

от «30» августа 2023г. ___ Тупицына А. А.

Протокол №1 «30» августа 2023г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Конструирование и моделирование»

Направленность программы: техническая

Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Срок реализации: 2 года.

Публикация «Программа кружка „Моделирование и конструирование“ для учащихся 1–2 классов» размещена в разделах

Автор – составитель программы Беспалько Лариса Ивановна, учитель начальных классов первой категории Лёвинской средней школы

пгт. Лёвинцы, 2023г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа

«Конструирование и моделирование» технической направленности.

Уровень сложности программы: базовый.

Актуальность программы

Объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, т. к. в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

Отличительные особенности программы

Программа «Конструирование и моделирование» направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.

Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.

На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.

Адресат программы – программа рассчитана для обучающихся 6- 11 лет, увлеченных конструированием.

Условия приема – принимаются в объединение все желающие заниматься дети по заявлению родителей.

Структура программы

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса: формируется группа учащихся одного возраста (одновозрастная группа). Состав группы постоянный.

Цель программы: создание условий для реализации коммуникативных, технических, эвристических способностей учащихся в процессе проектирования и конструирования с использованием информационных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

- дать знания в области моделирования и конструирования;

- формировать у обучающихся ценностные ориентации через интерес к моделированию и конструированию;

-формировать технологические навыки конструирования;

Развивающие:

-развивать способности к самореализации, целеустремленность;

-развивать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию;

-развивать ассоциативные возможности мышления.

Воспитательные:

-формировать коммуникативную культуру, внимания, уважения к людям;

-воспитывать творческий подход при получении новых знаний.

Прогнозируемый результат обучения:

К концу обучения по программе дети будут знать: правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования; приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда; простейшие правила организации рабочего места; названия основных частей изготовляемых макетов и моделей.

Дети будут уметь: собирать модели из конструктора; готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану; определять основные части изготовляемых макетов и моделей, правильно произносить их названия; находить в различных источниках информацию, доводить начатую работу до конца;

Содержание программы

1 года обучения

Задачи 1 года обучения:

Обучающие:

-формировать основные знания, умения и навыки, связанные с конструированием;

-учить самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках;

-дать знания о технике безопасности при моделировании и конструировании;

Повышать информированность учащихся в вопросах конструирования.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к моделированию и конструированию;

-развивать творческую активность детей;

-развивать внимательность и наблюдательность;

-развивать логическое мышление, пространственное воображение;

Воспитательные:

-воспитывать инициативность и самостоятельность;

-формировать толерантность, культуру общения.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:

-основы конструирования;

-основы моделирования.

Будут стремиться:

-анализировать, обобщать, систематизировать;

-работать в режиме творчества;

-работать с литературой, журналами, в интернете.

Получат опыт:

-самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования моделей;

-применения полученных знаний (приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов);

-создавать модели на основе металлического конструктора.

Содержание 1 года обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с коллективом, ознакомление с историей предмета, планами работы на год. Инструктаж по технике безопасности в кружке и при выполнении практических занятий.

Формы контроля: Устный опрос по ТБ.

2. Основы моделирования и конструирования.

Теория: Техника безопасности при работе в кружке.

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности. Определение видов, свойств бумаг. Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практика: Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка». Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону, где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта из конструктора.

3. Первые модели.

Теория: Технология сгибания и складывания бумаги; Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практика: Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования. Выполнение моделей наземного транспорта из конструктора. Выполнение моделей воздушного транспорта. Выполнение моделей водного транспорта. Конструирование моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный.

4. Летающие модели и игрушки.

(9 часов).

Теория: Понятие об авиации, её назначении. Знакомство с разновидностями самолётов: пассажирские, грузовые, военные, спортивные. Взлёт и посадка самолёта. Устройство планера. История создания парашюта, его устройство, применение. Знакомство с основными частями ракеты. Как взлетает ракета. Способы запуска летающих моделей, техника безопасности ракетных стартов. Понятие о планере. История создания парашюта, его устройство, применение.

Практика: Творческая работа «На страже неба». Парашют «Гном»».

5. Аппликация. (8 часов).

Теория: Понятие об аппликации. Виды аппликации. Беседа «Мечты человека о полёте в космос».

Практика: Плоскостная аппликация «Самолёты». Плоскостная аппликация «Покорение космоса» (спутник)

6. Теория:

Подведение итогов за учебный год. Анализ творческих работ обучающихся. Награждение обучающихся.

2 год обучения

Задачи 2 года обучения

-формировать у обучающихся ценностные ориентации через интерес к конструированию;

-продолжить развивать знания в области моделирования и конструирования;

-продолжать формировать технологические навыки конструирования;

-развивать самостоятельность в конструировании;

-развивать ассоциативные возможности мышления;

-формировать коммуникативную культуры, внимания, уважения к результатам труда других;

-воспитывать творческий подход при получении новых знаний.

К концу второго года обучения обучающиеся:

Будут знать:

-теоретические основы создания моделирования и конструирования;

-элементарную базу при помощи которой собирается устройство;

-правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

-находить примеры симметрии в окружении и пояснять их;

-использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач.

Содержание 2 года обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Введение в науку моделирование и конструирование. Повторение изученного в 1 год обучения. Техника безопасности на занятиях. Новейшие достижения науки и техники в различных областях.

2. Основы конструирования.

Теория: Выполнение теста. Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности. Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Правила безопасной работы с конструктором.

Практика: Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем.

3. Постройка моделей

Теория: Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Технология изготовления моделей из бумаги и картона. Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Практика: Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона моделей космонавта, грузовика, вертолета с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам. Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей. Изготовление модели «Космонавт». Изготовление модели «Грузовик». Изготовление модели «Вертолёт». Изготовление моделей из конструктора.

4. Автомобили и игрушки

Теория: Автотранспорт, его значение в жизни человека. Назначение грузового автотранспорта. Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин. История спортивного автомобиля. Использование метода оригами.

Практика: Объёмная аппликация «Молоковоз». Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин. Легковой автомобиль методом оригами. Изготовление машины с помощью конструктора.

5. Аппликация.

Теория: Выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов. Выполнение коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов.

Практика: Аппликация «Мой автомобиль будущего», «Пароход», «Поезд», «Ракета».

Формы контроля: Выставка.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Представление и защита проекта.

Формы контроля: Представление и защита проекта.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Формы контроля полученных результатов: практическая работа,

Оценка теоретических знаний проводится методом опроса, беседы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: практическое занятие; занятие с творческим заданием, занятие – мастерская, занятие – соревнование.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия – теоретические и практическое занятие, соревнование, мастерская.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы –индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного обучения.

Алгоритм учебного занятия

• Разминка (упражнения для настроя)

• Завязка (проблемная ситуация)

• Основная часть (изучение теоретического материала)

• Актуализация (отработка практических умений)

• Подведение итогов. Рефлексия.

Формы и порядок аттестации обучающихся:

Формы текущей и промежуточной аттестации наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурс, соревнование.

Периодичность аттестации: после завершения изученной темы.

Порядок аттестации: аттестацию проходит вся группа.

Оценочные материалы

Результативность обучения определяется опросом, педагогическим наблюдением, уровнем выполнения практических заданий, динамикой активности обучающихся, качеством выполнения проектов. При оценке знаний и умений учитывается активность и инициативность участия в работе объединения, стабильность посещения занятий.

Методы оценки и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей.

Методы и формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: демонстрация моделей, защита творческих работ, портфолио, соревнование.

Методический материал:

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-инструкции по охране труда и техники безопасности;

-инструкции по сборке моделей;

-творческие задания;

-рабочие тетради по конструированию для 1-2 классов;

-электронные и видео лекции.

Демонстрационный материал: Видеоролики по темам, обучающие видео, схемы, фотографии.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет с набором учебной мебели

Шкаф для хранения

Наборы элементов для конструирования

Школьный проектор

Ноутбук (ПК)

Список литературы

1. Журнал «Моделист – конструктор» М. : 2005.

2. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М. : Лирус, 2005.

3. Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М. : Изд-во ДОСААФ, 2008.

4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2016.

5. Проснякова Т. Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса. - 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2018.

6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2015.

7. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М. : Лирус, 2005.

8. Майорова И. Г., Романина В. И.. Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М. : Просвещение, 2016.

9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М. : Просвещение, 2008.

10. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В. П. Голованов- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

11. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М. : АСТ, 2015.

Календарный учебный график

1. Комплектование учебных групп осуществляется с 1 по 14 сентября. Начало учебного года: с 01 сентября г. Окончание учебного года: 25 мая г.

2. Летние каникулы с 26 мая по 31 августа г.

3. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе – 33 учебные недели, во 2 классе – 34 учебные недели.

4. Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).

5. Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 40 минут.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Моделирование плотика из бумаги. Внеурочное занятие для начальных классовМоделирование плотика из бумаги. Внеурочное занятие для начальных классов Занятия: 07.10.2021 группа №7 школы №10 (2 класс) 09.10.2021 группа №6 школы №10 (3 класс) Здравствуйте. Тема сегодняшнего занятие: "Моделирование.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Программа кружка по футболу для учащихся средней школы МКОУ СОШ № 16 Утверждаю: Директор школы ___ Л. А. Концевая Руководитель Денибеков Ахмед Алиевич 2018 год.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Библиотека изображений:

Публикация Программа кружка «Моделирование и конструирование» для учащихся 1–2 классов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Беспалько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружка «Моделирование и конструирование» для учащихся 1–2 классов
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 20:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД