МААМ-картинки

Программа кружка «Грамотейка» 5–6 лет

Алена Чеботарева
Программа кружка «Грамотейка» 5–6 лет

Рабочая программа кружка

«Грамотейка» для детей 5 - 6 лет

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование».

Количество занятий: 1 занятие в неделю.

Длительность занятия 30 минут.

Публикация «Программа кружка „Грамотейка“ 5–6 лет» размещена в разделах

Актуальность: Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

• развитию речи и подготовке к обучению грамоты

• введению в художественную литературу

• ознакомлению с окружающим миром

• введению в математику.

Цель программы : В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

• подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги

• составлению из слогов слов, из слов – предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,

• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,

• слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,

• сенсомоторные координации,

• точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Задачи программы : обучение дошкольников элементам грамоты

• Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

• Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.

Формы работы: Работа проводится с подгруппой детей с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

1. Артикуляционная / речевая гимнастика

2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

3. Новый материал:

• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

• буква, её образ и графическое написание

• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение

• составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения

• Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты.

1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

• умение ориентироваться в содержании этого общения,

• выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

• о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)

• о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

• о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4. Овладение ребё нком планирующей и регулирующей функций речи:

• наличие у него представления о модели и процессе моделирования

• способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

Основной материал изучения: звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы:

1. Подготовительный:

• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

• интонационное выделение заданного звука в слове

• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

• определение места звука / буквы в слове

• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

• чтение слогов с изученными звуками и буквами

• составление и чтение слов из знакомых букв

• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов

4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат

5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:

• звуковой (фонетический) анализ слова

• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

• переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов

6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

• переход к чтению несложных текстов

7. Повторение и закрепление пройденного материала

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматический строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Принципы создания программы :

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптированность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

- учет возрастных особенностей.

В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д. Б. Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.

Развивающая среда в группе:

Магнитная азбука; Дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы». Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц (№) Занятия, тема

Сентябрь Диагностика речевого развития

(1.) Тема: Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн. квад., место звука в слове (нач., сер., конец) место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. (2.) Тема: Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

Октябрь

(1.) Тема: Звуки буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. (2.) Тема: Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

(3.) Тема: Звук и буква Э : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). (4.) Тема: Чтение слогов АУ, УА, Закрепление пройденного матер.

печатание слогов.

Ноябрь

(1.) Тема: Слово, сравнение слов по звучанию, протяжённость слов (длинные и короткие).

Игра “Назови вкусные слова” (фишки).

Игра “Слова - друзья” (с мячом) “Звуковые часы” (2.) Тема: Сравнение слов по звуковому составу, находить одинаковые и разные звуки в словах, умение подбирать слова с заданным звуком.

Игра “Живые звуки”

Сравнение слов “дом” и “дым”

Игра “Назови слова”

(3.) Тема: Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, печатание буквы. (4.) Тема: Звук и буква М: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр., место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

Декабрь (1.) Тема: Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов (2.) Тема: Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения

(3.) Тема: Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. (4.) Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я, мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр., сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

Январь (1.) Тема: Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков, деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА, ударный слог и ударный гласный в слове (2.) Тема: Знакомство с предложением «МАМА МЫЛА РАМУ», чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

Февраль (3.) Тема : Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН, соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю, сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) (4.) Тема: Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА, сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

(1.) Тема - Буква Ё : место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА, сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). (2.) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

(3.) Тема:Закрепление пройденного материала Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А, фонетический разбор слова (ОРЛЫ, чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). (4.) Тема : Звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,

Март (1.) Тема: Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв Д и Т (2.) Тема: Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ

(3.) Тема:Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). (4.) Тема: Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ, составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

Апрель

(1.) Тема : Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но). (2.) Тема: Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ, письмо букв Ж и Ш.

(3.) Тема: Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но, чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ. (4.) Тема : Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ, составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ, чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

Май (1.) Тема: Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ, письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА, чтение стих-я (2.) Тема: Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ, изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ, чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ, письмо буквы Ь

(3.) Тема: Твё рдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ, изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й (4.) Повторение и закрепление пройденного материала

Диагностика речевого развития

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребё нок к концу года должен:

• проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

• ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

• понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;

• записывать слова, предложения печатными буквами;

• разгадывать ребусы, кроссворды;

• читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;

• ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

• рисовать предметы в тетради в линейку.

Литература:

1. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г

2. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.

3. Жукова Н. С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.

4. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках» : Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

5. Колесникова Е. В. От А доЯ (рабочая тетрадь для детей 5-6 лет). – М. : «Ювента»,2014г.

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Грамотейка» 5–6 лет
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 07:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД