Папки-передвижки

Программа кружковой театральной деятельности «В гостях у сказки»

Виктория Ивашкина
Программа кружковой театральной деятельности «В гостях у сказки»

Программа кружка «В гостях у сказки»

Автор (составитель)

Воспитатель

Ивашкина Виктория

Александровна

2020 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преобразования, происходящие в нашем современном обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.

Публикация «Программа кружковой театральной деятельности „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Возраст обучающихся: 5-6 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.

1.1 Актуальность

Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных передач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах телевизоров, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Агрессивность, разобщенность, замкнутость, нетерпимость, неуважительное отношение к труду, непочтительное отношение к старшим, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию детей.

1.2 Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.

1.3 Принципы отбора содержания и реализации программы :

Процесс обучения по данной программе строится на общих дидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному», «от легкого к трудному»).

следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования,

• принцип свободы и самостоятельности,

• принцип иллюзии жизненной правды,

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

1.4 Цели и задачи Программы

Целью программы является создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников; устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены».

Задачи

Для решения поставленной цели мною были сформулированы задачи:

Образовательные

Дать начальные знания о театре : истории его возникновения, назначении, различных направлениях театрального искусства, основах актёрского мастерства. Освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;

Развивающие

Развитие у детей: наблюдательности; творческой фантазии и воображения; ассоциативного и образного мышления; внимания и памяти; чувства ритма.

Воспитательные

Формирование партнерских отношений в группе, взаимного уважения, взаимопонимания;

Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

• дети овладеют элементарными навыками театральной культуры;

• научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его через движения, жесты и мимику;

• овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.

Перспективный план работы программы «В гостях у сказки»

№ п/п Тема Содержание Количество занятий

1 Беседа с детьми "Что такое театр" Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

2 Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки» Цель: Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. 1

3 Игра: “Попробуем измениться” Цель: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.

2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние. 1

4 “Рифмованные движения” Цель: Развивать способность понимать собеседника.

2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. 1

5 Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. 1

6 “Словесное комментирование” Цель: Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы 1

7 Драматизация

сказки «Почему помидор стал красным» Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями. Активизировать в речи детей образные выражения. 1

8 Беседа: “Театральные профессии” Цель : Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д., закрепить трудовые навыки. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. 1

9 Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” Цель: Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. Учить передавать ритмизацией движения

1

10 Драматизация

сказки «Теремок» (на новый лад) Цель: Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей. Расширять кругозор в историко – географическом развитии детей. 1

11 Ритмопластика

(отработка движений) Цель: Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. 1

12 Театральные игры Цель : Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. 1

13 Чтение «Сказка о глупом мышонке» Цель: Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. 1

14 Игра на действие с воображаемыми предметами Цель: Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно 1

15 Чтение скороговорок Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. 1

16 Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” Цель : Развивать у детей интерес к сценическому мастерству. Активизировать познавательный интерес к театру. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т. д. 1

17 Разыгрывание этюдов Цель: Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. 1

18 Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) Цель: Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. 1

19 Рисование: «Рисуем театральную маску» Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты. 1

20 Занятие – викторина: “Мы любим сказки” Цель : Развивать художественно – творческие способности детей. Учить создавать художественный образ, сюжет по сказкам, самостоятельно делать наброски, эскизы. Упражнять в рисовании по мотивам народных сказок 1

21 Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта Цель: Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли. 1

22 Лепка «Мой любимый герой в сказке «Теремок» Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность 1

23 Показ зрителям игры-драматизации «Теремок». Цель: научить инсценировать русскую народную сказку «Теремок», используя все средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику; совершенствовать исполнительские умения детей.

1

24 Психогимнастика. Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка. 1

25 Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) Цель: Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. 1

26 Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цель: учить передавать состояние персонажей, его настроение с помощью интонации играющего, вызвать интерес у детей 1

27 Сюжетное рисование «Моя любимая сказка» Цель: учить изображать персонажей литературных произведений по представлению, отразить в рисунке сюжет из любимой сказки, располагать персонажи на всем листе.

1

28 "Веселые сочинялки". Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). 1

29 Распределение ролей в сказке «Колобок»» Цель: Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа; 1

30 Показ сказки для малышей «Колобок». Цель: Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях. 1

31 Распределение ролей для показа сказки «Под грибом» Цель: Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ. 1

32 Отработка диалогов сказки «Под грибом» Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. 1

33 Свет мой зеркальце скажи Цель: Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое 1

34 Репетиция сказки «Под грибом» Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность 1

35 Подготовка к показу спектакля Цель: Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. 1

36 Драматизация сказки

«Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева Цель: Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев. Учить реализовывать свой творческий потенциал. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц Тема Содержание Кол-во занятий

Сентябрь Знакомство с театром 1. Беседа с детьми "Что такое театр" Мониторинг

2. Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки» Мониторинг

3. Игра: “Попробуем измениться”

4.“Рифмованные движения” 4 занятия

Октябрь Поиграем в сказку 1. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

2.“Словесное комментирование”

3. Драматизация Сказки «Почему помидор стал красным»

4. Беседа: “Театральные профессии” 4 занятия

Ноябрь Первая роль 1. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

2. Драматизация сказки «Теремока» (на новый лад)

3. Ритмопластика (отработка движений)

4. Театральные игры 4 занятия

Декабрь Что наша жизнь - игра 1. Чтение «Сказка о глупом мышонке»

2. Игра на действие с воображаемыми предметами

3. Чтение скороговорок

4. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” 4 занятия

Январь Театр – наш друг 1. Мониторинг

2. Мониторинг

3. Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо)

4. Рисование: «Рисуем театральную маску» 4 занятия

Февраль Первые зрители 1. Занятие – викторина: “Мы любим сказки”

2. Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

3. Лепка «Мой любимый герой в сказке «Теремок»

4. Показ зрителям игры-драматизации «Теремок». Психогимнастика. 4 занятия

Март Нарисуем сказку 1. Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо)

2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

3. Сюжетное рисование «Моя любимая сказка»

4. "Веселые сочинялки". 4 занятия

Апрель Главные герои 1. Распределение ролей в сказке «Колобок»»

2. Показ сказки для малышей «Колобок».

3. Распределение ролей для показа сказки «Под грибом»

4. Отработка диалогов сказки «Под грибом» 4 занятия

Май Вот мы выросли 1. Свет мой зеркальце скажи

2. Репетиция сказки «Под грибом».

3. Мониторинг

4. Мониторинг 4 занятия

Всего 36 занятий

Итоговый показ:

Драматизация сказки :

«Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева

Сведения о детях

№ п/п Ф. И. ребенка Дата рождения

1 Горелова Полина Романовна 25.07.2015г.

2 Жуков Максим Антонович 08.07.2015 г.

3 Земсков Вадим Александрович 15.06.2015 г.

4 Кугуракова Екатерина Сергеевна 16.05.2015 г

5 Лапшин Иван Дмитриевич 15.09.2015 г.

6 Симонова Людмила Владимировна 26.02.2015 г

7 Филюшкина Варвара Антоновна 27.06.2015 г

8 Хамидуллина Ксения Сергеевна 06.05.2015 г

9 Шалацкая Полина Романовна 23.03.2015 г

10 Шибелёва Юлия Павловна 22.06.2015 г

5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

№ Ф. И. ребенка Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Основы театральной культуры Общее кол-во баллов Уровень

Вступает в контакт со взрослыми и детьми Умеет согласовывать свои действия Умеет принимать на себя роль Мимика Жесты Пластика Интонационная выразительность Умеет строить диалог Умеет составлять небольшие сказки Знает различные виды театров Знает устройство театра и театральные профессии Владеет нормами поведения в театре

н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г

Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае. Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.

5.1. Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста

Оценка:

3 балла - ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения, мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки.

2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.

1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Оценка:

3 балла -ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения, мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки.

2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.

1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Высокий уровень: от 25 до 36 баллов Высокий уровень (н)___(к)___

Средний уровень: от 15 до 24 баллов Средний уровень (н)___(к)___

Низкий уровень: ниже 15 баллов

Низкий уровень (н)___(к)___

5.2. Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень (30-36 баллов) : Дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.

Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.

Средний уровень (22-29 баллов) : Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.

Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.

Низкий уровень (21 балл и ниже) : Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.

Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов. Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОМ

1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М. : Творческий центр, 2005.

2. Буренина, И. А. От игры до спектакля. – М. : Просвещение, 1985.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.

4. Доронова, Т. И. Играем в театр. – М. : Просвещение, 2005.

5. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.

6. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М. : Мнемозина, 1999.

7. Махнёва, М. Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М. : Творческий Центр, 2001.

8. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М. : Аркти, 2000.

9. Петрова, Т. Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т. Н Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2000.

10. Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.

11. Прохорова, С. П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.

12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М. : Аркти, 2002.

13. Сорокина, Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».

14. Сорокина, Н. Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М. : Аркти, 2004.

15. Фёдорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.

16. Чистякова, М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1999.

17. Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М. : Линка-Пресс, 1999.

18. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М. :Мозаика- Синтез, 2008.

19. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

1. Белянская Л. Н. Хочу на сцену! - Донецк, 1997.

2. Ищук В. В., Нагибина М. Н. Народные праздники. - Ярославль, 2000.

3. Казанский О. В. Игры в самих себя. - М., 1995.

4. Пикулева Н. К. Слово на ладошке. - М., 1997.

5. Раугул Е. П., Козырева М. А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.

6. «Любимые страницы». - Смоленск, 1999.

7. «Напиток Карабаса Барабаса». - Йошкар-Ола, 1996.

8. «Я познаю мир». - М., 1999.

9. Смолина К. В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.

10. Сухин И. А. Незнайка, Хоттабыч. - М., 1994.

11. Сыромятникова И. В. Искусство грима. - М., 1992.

12. Тарабарина Т. А. 50 развивающих игр. - Ярославль, 1999.

13. Успенские В. А. Мифы древней Греции. - М., 1993.

14. Успенский Э. А. Школа клоунов. - М., 1996.

Электронные ресурсы

1. https://chudesenka.ru/

2. https://www.maam.ru/users/christmas

3. https://www.musical-sad.ru/forum/10-63-3

4. https://dovosp.ru/

5. https://argonika.su/

6. www.pedportal.ru

Публикации по теме:

Фотоотчет о театральной кружковой деятельности для старшего дошкольного возрастаФотоотчет о театральной кружковой деятельности для старшего дошкольного возраста В нашем саду продолжает работу театральный уружок «Жар- птица» На занятиях ребята не только поют, танцуют, учат стихи и роли…Это лишь небольшая.

Фотоотчет о театральной деятельности в средней группе «Инсценировка сказки «Путаница»Фотоотчет о театральной деятельности в средней группе «Инсценировка сказки «Путаница» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Фотоотчет о театральной неделе «В гостях у сказки»Фотоотчет о театральной неделе «В гостях у сказки» Театр – это особый мир, имеющий собственную душу. Приобщение к этому миру делает жизнь человека ярче и интереснее. Чем раньше мы откроем.

Конспект театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»Конспект театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки» Цели: • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, • формировать положительное отношение к ней. • Учить детей вовремя.

Конспект занятия по театральной деятельности в подготовительной группе «Постановка по мотивам сказки «Дюймовочка»Конспект занятия по театральной деятельности в подготовительной группе «Постановка по мотивам сказки «Дюймовочка» Спектакль по сказке «Дюймовочка» Действующие лица: 1. Дюймовочка- Аня 2. Мама Дюймовочки – Милана 3. Волшебник- Арсений 4. Сказочница.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки»Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки» Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки» Занятие показано с коллегой Курченко О. А. Программное.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «В гостях у сказки» Цель и задачи: продолжать формировать у детей интерес к театральному искусству и приобщать к театрализованной деятельности. Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой театральной деятельности «В гостях у сказки»
Опубликовано: 18 января 2024 в 16:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД