Папки-передвижки

Программа кружка «Творческая мастерская»

Елена Дресвянина
Программа кружка «Творческая мастерская»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шарьинская школа-интернат Костромской области

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА КРУЖКА

художественно - эстетического направления

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Воспитатель:

Дресвянина Елена Витальевна

2020 – 2021 уч. год

Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка „Творческая мастерская“» размещена в разделах

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Согласно календарно - учебному графику ГКОУ «Ширьинской школы – интернат» данная рабочая программа будет реализована в объеме 33 часа на 2020-2021 учебный год.

«Творческая мастерская» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с соленым тестом, атласными лентами, капроном, проволокой, с гофрированной бумагой и др., и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными нетрадиционными материалами. Программа состоит из нескольких разделов. На каждый раздел программы отводятся практические и теоретические часы.

При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раз в неделю.

Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Творческая мастерская» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи:

• научить делать различные поделки в разных техниках;

• развивать конструктивное мышление и сообразительность;

• прививать настойчивость в достижении цели;

• обогащать и активизировать словарный запас;

• вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

• формировать умение работать ножницами, иглой;

научить экономному и разумному использованию материалов;

• тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

• создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

• учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

• способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Практическая значимость: Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Планируя работу кружка, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении выставок, праздников. Поэтому планируется участие детей в городских и областных конкурсах.

Прогнозируемый результат :

- скоординированы движения кистей рук;

- развито творческое воображение;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

- приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.

- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.

- практическое применение своих умений и навыков.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей, так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Ведущие принципы программы

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Учебно-тематический план

№ Тема Всего часов

Вводное занятие. 1

1. Работа с бумагой и картоном. Оригами. 9

2. Работа с природным материалом 3

3. Лепка из солёного теста 3

4. Поделки из бросового материала 7

5. Новый вид старым вещам 2

6. Поделки из всего на свете 5

7. Картонные забавы 3

Итого 33

Требование к уровню подготовленности обучающихся

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная, композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла, контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль, приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приё мы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т. д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Условия реализации программы :

Данная программа рассчитана на 1 года обучения и предусмотрена для детей школьного возраста (1 год - 33 часа)

Содержание основных разделов

1. Работа с бумагой – 9 часов

Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.

Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

2. Работа с природными материалами – 3 часа

Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

3. Лепка из солёного теста – 3 часа

Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.

Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.

4. Поделки из бросового материала – 7 часов

Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.

Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

5. Новый вид старым вещам – 2 часа

Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.

Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ.

6. Поделки из всего на свете – 5 часов

Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

7. Картонные забавы – 3 часа

Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием.

Практические работы: Различные поделки в подарок.

Учебно-тематическое планирование кружка «Творческая мастерская»

№ Тема занятия Кол-во часов Дата

1 Вводное занятие. Инструктажи. 1 01.09

2 Оригами. Знакомство с Квадратиком. Оригами Бабочка 1 08.09

3 Аппликации из листьев и цветов 1 15.09

4 Паучок в паутинке (бросовый материал) 1 22.09

5 Беседа о квиллинге 1 29.09

6 Стрекоза (конструирование из природного материала). 1 06.10

7 Оригами. Красивые рыбки 1 13.10

8 Квиллинг. Божья коровка 1 20.10

9 Поделки из шишек «Сова» 1 03.11

12 Квиллинг. Яблонька 1 10.11

11 Оригами. Стаканчик из бумаги 1 17.11

12 Снежинки (бумага) 1 24.11

13 Снеговик (соленое тесто) 1 01.12

14 Квиллинг. Снежинка 1 08.12

15 Зимний пейзаж из клея и соли 1 15.12

16 Оригами. «Птичка – синичка» 1 22.12

17 Ежик (соленое тесто) 1 12.01

18 Ежик (соленое тесто) раскрашивание 1 19.01

19 Квиллинг. «Верба» 1 26.01

20 Оригами. «Зайчик» 1 02.02

21 Аппликация из салфетных жгутиков 1 09.02

22 Квиллинг. «Мимоза» 1 16.02

23 Аппликация. Гусеница из ватных дисков. 1 02.03

24 Оригами «Пароход» 1 09.03

25 Поделка из CD диска «Божья коровка» 1 16.03

26 Квиллинг. «Первые листочки» 1 06.04

27 Оригами «Дом» 1 13.04

28 Объемная аппликация. «Цветы» 1 20.04

29 Цыпленок из мятой бумаги 1 27.04

30 Оригами «Лисичка» 1 04.05

31 «Радужная птица счастья» 1 11.05

32 Техника «Декупаж» 1 18.05

33 Техника «Папье-маше» 1 25.05

Итого: 33

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе,

3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

4. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

5. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам ишаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Публикации по теме:

Творческая мастерская на дачеТворческая мастерская на даче "Творческая мастерская!" Уважаемые коллеги! Лето - замечательная пора, когда можно отдохнуть и душой и телом, насладиться всеми красками.

Фотоотчет «Творческая мастерская августа»Фотоотчет «Творческая мастерская августа» Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето.

Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями» Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они.

Проект «Творческая мастерская»Проект «Творческая мастерская» Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Творческая мастерская «Букеты для мам»Творческая мастерская «Букеты для мам» Рукотворных цветов, мы букет соберем. Лепесток к лепестку, мы для вас подберем. Из наших ладошек, цветные букеты. Они все для ВАС! Ведь,.

Творческая мастерская «Я курочка-наседка! Я мама для цыплят!» в рамках кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)Творческая мастерская «Я курочка-наседка! Я мама для цыплят!» в рамках кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа) Я курочка наседка! Я мама для цыплят! Куда собралась, детка? Все под крылом сидят. Я курочка наседка! Заботливая мать! Я буду ночью,.

Творческая мастерская «Летний букет»Творческая мастерская «Летний букет» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию еще одну поделку нашей творческой мастерской "Летний букет". В Воронеже испортилась погода.

Творческая мастерская. Поделка «Лето красное»Творческая мастерская. Поделка «Лето красное» Уважаемые коллеги! Заканчивается учебный год, и сегодня я представляю вашему вниманию заключительный проект нашей «Творческой Мастерской».

Библиотека изображений:

Публикация Программа кружка «Творческая мастерская» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Дресвянина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа кружка «Творческая мастерская»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 10:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД