Лучший педагог года

Программа изостудии «Каляка Маляка»

Светлана Чебоксарова
Программа изостудии «Каляка Маляка»

Программа

дополнительного образования

студии «Каляка Маляка»

(по изобразительной деятельности с использованием

нетрадиционных техник рисования)

для детей от 1 года до 4 лет

срок реализации 4 года

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования студии «Каляка Маляка» представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально - положительного отношения к ДОО, дополнение и систематизацию уже полученных знаний в художественно - продуктивной деятельности, совершенствование художественно - эстетических навыков, воспитание самоорганизации, развитие познавательной активности творческих способностей путем применения нетрадиционных техник.

Публикация «Программа изостудии „Каляка Маляка“» размещена в разделах

Педагогическая целесообразность. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования –рисование пальчиками, ладошкой, монотипия, рисование ватными палочками, крупами, песком и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Световой планшет и стол для игр с песком – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В них можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.

Реализация программы : В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Цель программы : Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

Обучающие

1. Учить правильно, держать инструменты, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки во время рисования.

2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».

3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.

4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

Развивающие

1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.

2. Развитие познавательной активности, творческого мышления.

3. Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные

1. Воспитание эстетического вкуса.

2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

3. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

Отличительными особенностями программы являются :

- работа с различными материалами (манная и пшенная крупы, песок, гуашь.);

- использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, рисование пальчиком или ладошками, и др.)

Принципы построения программы :

Личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку;

Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной деятельности;

Обогащение сенсорно-чувственного опыта;

Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность, сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;

Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

- Письмо МиноборнаукиРоссии от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Устав МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко».

Организация работы студии:

• Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13

Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 1года до 4 лет, не имеющих противопоказаний для работы с красками и песком:

1. дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

2. аллергия на пыль и мелкие частицы;

3. легочные заболевания;

4. кожные заболевания, порезы на руках.

Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая.

Группа может насчитывать 3-5 детей.

Периодичность занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность образовательной деятельности 20 минут во второй половине дня в рамках работы студии.

Методы: беседы, объяснения, конкурсы, выставки. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Материалы:

крупы (манка, пшено);

чистый сухой песок;

кинетический «живой» песок;

гуашь;

листы бумаги различного цвета и формата.

Оборудование:

Световой планшет. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок.

Разносы.

Мелкие фигурки (Киндер).

Мини конструктор.

Матерчатые салфетки;

Стаканы для воды;

Трубочки коктельные;

Подставки под кисти; кисти;

Формочки, трафареты, ситечки;

Декоративные камушки, палочки;

Массажные мячи;

Паралоновые палочки;

Музыкальное сопровождение на CD.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

• просеивание (сквозь пальцы)

• расхлопывание ладошкой

• дождик (сыпем из кулачка)

• торнадо (сыпем из двух кулачков)

• волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы) :

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;

Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.

Особенности в работе с песком на световом планшете:

• Рисование отличается простотой.

• Песочное рисование это – КРАСОТА!

• Пластичность.

• Уменьшение стресса.

• Воздействие светом, цветом, музыкой.

Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть ручки.

Формы проведения итогов реализации программы :

• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Ожидаемый результат работы студии:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы (см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трё м уровням: сформирован, не сформирован, в стадии формирования.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

Публикации по теме:

Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольникамиАннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Предметно-пространственная развивающая среда группы. Оформление изостудииПредметно-пространственная развивающая среда группы. Оформление изостудии Вот и наступил учебный год! Все, конечно, старались и оформляли свои группы. Мы тоже постарались. Хочу представить вашему вниманию центр.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Роспись стен в детском саду. Оформление изостудииРоспись стен в детском саду. Оформление изостудии Спешу поделиться с вами результатом своей кропотливой работы по росписи стены для кабинета изо. В последнее время меня очень привлекает.

Фотоотчет о занятии по художественно-эстетическому развитию «Узоры зимы» детей 6–7 лет в изостудииФотоотчет о занятии по художественно-эстетическому развитию «Узоры зимы» детей 6–7 лет в изостудии Занятие детей 6-7 лет по рисунку и живописи изостудии "Акварелька" (кружковая работа) ТЕМА: "Узоры зимы" РИСУНОКЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Познакомить.

Занятие по рисунку и живописи для детей 6–7 лет изостудии «Акварелька» на тему: «Ваза с хризантемами» (натюрморт)Занятие по рисунку и живописи для детей 6–7 лет изостудии «Акварелька» на тему: «Ваза с хризантемами» (натюрморт) Занятие по рисунку и живописи с натуры на тему "Ваза с хризантемами" (натюрморт) Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и просто.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа изостудии «Каляка Маляка»
Опубликовано: 15 января 2023 в 15:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа изостудии «Каляка Маляка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чебоксарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД