Лучший педагог года

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра

Филатова Анна Васильевна
Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра

Введение

Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». «Кинезиология» (от латинского корня «Kinesis») - наука о движении человеческого тела.

Работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения, требует творческого подхода, вдумчивого планирования занятий. Обязательного включения в структуру занятий образовательных технологий. В результате появился комплекс кинезиологических упражнений, основной целью которого является повышение уровня логопедического воздействия на коррекционно – развивающих занятиях. Образовательные кинезиологические упражнения обеспечивают:

Публикация «Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра» размещена в разделах

• Развитие межполушарной специализации.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы чтения и письма.

Упражнения включаются в индивидуальное логопедическое занятие. Однако при необходимости (особенно на подготовительном этапе логопедической работы с детьми, имеющими особенности психомоторной и волевой сферы, выделяю кинезиологические упражнения в полноценное занятие. Занятия, как правило, начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, также увеличивается объем выполняемых заданий.

Продолжительность занятий от 5-10 минут до 20 -35 минут в зависимости от потребности ребенка. Доброжелательная, спокойная обстановка вызывает положительные эмоции у ребенка, повышает интерес к выполнению упражнений. Для закрепления результатов и повышения эффективности использования образовательной кинезиологиии рекомендую присутствие родителей на занятиях. Также упражнения рекомендую для ежедневного выполнения в качестве домашнего задания. При условии выполнения сотрудничества «логопед – ребенок – родитель» в среднем длительность одного цикла кинезиологических упражнений составляет 45-60 дней.

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки».

Исходное положение : выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести. Помогают деткам проснуться и настроиться на логопедическое занятие. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

2. «Замочки».

Исходное положение : можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Упражнение помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизирует работу "интеллект– тело". Упражнение особенно советую использовать для детей, которые в силу индивидуальных психоэмоциональных состояний приходят на занятия расторможенными, чтобы успокоиться и переключить внимание.

3. «Колено – локоть».

Исходное положение : стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз. Активизируется зона обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивая причинно – обусловленный уровень мышления.

4. «Сгибание стопы».

Исходное положение : сидя. Положить лодыжку на другое колено. Найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, и разгибать стопу. Повторить тоже для другой ноги. Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности ребенка.

5. «Кулак - Ребро - Ладонь».

Исходное положение : сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения. Особенно рекомендую для детей с ЗПР.

6.«Слон».

Исходное положение : стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки ; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти сначала левой рукой, прижатой к левому уху, затем столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Это наиболее интегрирующее упражнение. Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение и боль в спине. Детям это упражнение особенно нравится.

7. «Ленивые восьмерки».

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа на лево и слева на право, сверху вниз. Упражнения выполняется 8-10 раз. Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей.

8. «Зеркальное рисование».

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Также можно рисовать на уже готовых обводилках.

9. «Позеваем».

Исходное положение: сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5-8 раз. Снимается напряжение с мышц лица, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Это упражнение также способствует устранению гиперсаливации при наличии дизартрического компонента у детей.

10.«Дум -дум».

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз. На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Таким образом, под влиянием кинезиологических упражнений сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Что в свою очередь является очень важным залогом эффективной коррекционной работы с детьми с различной степенью речевых нарушений, а также имеющими в анамнезе основные и сопутствующие заболевания различного генеза.

Образовательную кинезиологию рекомендую в качестве основной здоровьесберегающей технологии для работы в условиях СРЦН.

Публикации по теме:

Декоративная композиция во дворе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Оформление участкаДекоративная композиция во дворе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Оформление участка «Уютное местечко» Вашему вниманию представлена декоративная арка, автором которой является педагог дополнительного образования Армавирского.

Конспект открытого занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Строгание древесины» План - конспект открытого занятия «Строгание древесины» Раздел: «Технология обработки древесины» Тема: «Строгание древесины». Цель: ознакомление.

Задача воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Воспитателем надо родиться, Чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться, И заботой уметь окружить! В социально-реабилитационный.

Организация работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике самовольных уходов «Профилактика самовольных уходов» В последнее время одной из проблем социально-реабилитационных центров, школ-интернатов и других государственных.

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Программа по поддержке ветеранов ВОВ для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Не жалейте добрых слов привета Для больных, усталых стариков. Чтобы их душа была согрета, Им не надо слишком много слов. Иногда достаточно.

Занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «В мире интересных профессий» Тема занятия: «В мире интересных профессий». Цель: Подготовить учащихся к выбору профессии. Задачи: - показать значение трудовой деятельности.

Конспект занятия для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вредные привычки» Тема: «Вредные привычки». Цель: развитие у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность. Задачи:.

Занятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 7–16 лет «Личность в семье» .

Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни»Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни» Занятие: «Семья - волшебный символ жизни»Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности. Задачи:.

Библиотека изображений:

Публикация Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Филатова Анна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 10:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД