Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Земля — наш дом»

Нагорнова Светлана Юрьевна
Программа дополнительного образования «Земля — наш дом»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Белочка»

I Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

Публикация «Программа дополнительного образования „Земля — наш дом“» размещена в разделах

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Разработанная программа «Земля - наш дом» направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

II Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы :

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео - и аудиозаписи.

III Основные принципы содержания программы :

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип экологического гуманизма;

• принцип краеведческий;

• принцип практической направленности.

IV Ожидаемые результаты.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Дети должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- неживое и живое в природе;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- основные виды диких животных и птиц;

- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Дети должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-ухаживать за культурными растениями (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы

V Тематическое планирование

1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 занятия

№ занятия

Тема занятия Количество занятий

теория практика

1. Введение 1

1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 1

2. Дикие животные 9 10

2 Заяц - «Длинное ухо» 0,5 0,5

3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 0,5 0,5

4 Серый хищник - волк 0,5 0,5

5 Хозяин леса - медведь 0,5 0,5

6 Любознательный зверёк -белка 0,5 0,5

7 Куница - охотник на белок 0,5 0,5

8 Лесной красавец - лось 0,5 0,5

9 Сердитый недотрога- ёж 0,5 0,5

10 Подземный житель - крот 0,5 0,5

11 Всеядное животное — барсук 0,5 0,5

12 Бобр-строитель 0,5 0,5

13 Запасливый бурундук 0,5 0,5

14 Кабан - дикий родственник домашней свиньи 0,5 0,5

15 Мышка-норушка 0,5 0,5

16 Рысь - родственник кошки 0,5 0,5

17 Соболь - «дорогой» зверёк 0,5 0,5

18 Тигр - самая большая кошка на Земле 0,5 0,5

19 Косуля - самый маленький европейский олень 0,5 0,5

20 Обобщающие занятие о диких животных 1

3. Пернатые жители 6 7

21 Воробей - самая распространённая птица на Земле 0,5 0,5

22 Ворона - «интеллектуальная» птица 0,5 0,5

23 Ворон - красивая, умная птица 0,5 0,5

24 Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Экскурсии в лес 0,5 0,5

25 «Лесной доктор» - дятел 0,5 0,5

26 Соловей - «великий маэстро» 1

27 Галка - городская птица 0,5 0,5

28 Загадочная птица - кукушка 0,5 0,5

29 «Пернатая кошка» - сова 0,5 0,5

30 Любимая птица - снегирь 0,5 0,5

31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 0,5 0,5

32 Наш добрый сосед - скворец 0,5 0,5

33 «Золотая птица» — иволга 0,5 0,5

34 Обобщающее занятие о птицах 1

16 17

Итого: 33

Содержание курса. 1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 занятия

«ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо»

Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Рисование лисы.

Тема 4. Серый хищник – волк

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В. Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь

Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Конкурс «Знатоки сказок».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В. Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Беседа «В природе всё взаимосвязано»

Тема 7. Куница - охотник на белку

Знакомство с куницей, рассказ В. Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось

Загадки, рассказ воспитателя, чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Беседа «Какую пользу природе и человеку приносят ежи»

Тема 10. Подземный житель – крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ воспитателя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ воспитателя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ воспитателя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто, Где, Когда?.»

Тема 15. Мышка-норушка

Знакомство с мышью, сообщения детей, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»,«Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Беседа о вреде и пользе мышей для природы.

Тема 16. Рысь - родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Составление портрета тигра (высказывания детей)

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень

Рассказ воспитателя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2.. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Беседа о подкормке птиц зимой.

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – белобока». Экскурсия в лес с целью наблюдения за птицами и их кормлением.

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро»

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Прослушивание фонограммы с песней соловья.

Тема 27. Галка - городская птица

Беседа о галке, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Беседа «Чем полезна сова для леса?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Изготовление кормушек.

Тема 32. Наш добрый сосед - скворец.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».Беседа о необходимости изготовления скворечников.

Тема 33. «Золотая птица» — иволга.

Беседа, сообщение воспитателя, показ открыток со знакомыми птицами. Разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах.

Рассказ – беседа «О чём поют птицы.» Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут?»

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.

2. Николаева С. Н. «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.

3. Бидюкова Г. Ф. – Благосклонов К. Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.

4. Подъякова Н. Н. «Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М. 2001

5. Виноградова Н. Ф. «Природа и мир вокруг нас.» М. - 2004г.

6. Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.

7. С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства» Москва «Мозаика-синтез» -2004

8. Бахарева А. С.»формы экологического воспитания детей»М. -1998

9. Дмитриева Ю. Д. «Земля у нас одна»М. детская литература-1997

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика» Творческая мозаика Рабочая программа дополнительного образования г. Ленинск - Кузнецкий МБУ «Реабилитационный центр» 2018 г. Составители:.

Фотогазета «Наш дом — земля»Фотогазета «Наш дом — земля» ФОТОГАЗЕТА «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ» ЦЕЛЬ: продолжать экологическое образование детей с целью воспитания у них норм и правил поведения в природе,.

Фотоотчет «Наш дом родной, наш общий дом — Земля, где мы с тобой живем»Фотоотчет «Наш дом родной, наш общий дом — Земля, где мы с тобой живем» ели и задачи: углублять экологические знания детей и родителей; воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности.

Программа дополнительного образования «Мы туристы» Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития. Формирование навыков здорового образа жизни.

Проект «Наш дом — планета Земля. Планета Земля в Солнечной системе» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Задачи: - Расширять.

Программа дополнительного образования «Английский язык для малышей» Содержание Пояснительная записка 2 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы и подходы к формированию Программы 5 Особенности организации.

Программа дополнительного образования «Шахматное королевство» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Цели и задачи реализации программ Целью программы является создание условий для личностного и интеллектуального.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Шахматы» Цели и задачи программы: 1. Развитие и тренировка психических процессов: - Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть.

Программа дополнительного образования в средней группе «Занимательная математика» Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста познавательной направленности «Занимательная математика».

Программа дополнительного образования «Здоровейка» На 2017 – 2018 учебный год направление: физкультурно - оздоровительное срок реализации: 1 год возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Библиотека изображений:

Публикация Программа дополнительного образования «Земля — наш дом» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нагорнова Светлана Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Земля — наш дом»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 21:12
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД