Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Учимся читать»

Кашина Ольга Руслановна
Программа дополнительного образования «Учимся читать»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Учимся читать»

Для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации 5 месяцев

Социально-педагогическая

Составила:

Учитель-логопед

Кашина О. Р.

Ярославль 2021

Оглавление

I. Пояснительная записка…3

II. Учебный план и календарно-тематический график…5

III. Содержание образовательной программы….….6

IV. Ожидаемые результаты…11

V. Контрольно-измерительные материалы…. 11

Публикация «Программа дополнительного образования „Учимся читать“» размещена в разделах

Список литературы…. 12

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ФЗ № 185 от 20.07.2013;

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)

• Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области «(п. 14, п. 17)

.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Т. Р. Кисловой с учетом возраста дошкольников.

Цель данной Программы – развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а также формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы :

• Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», как они строятся, из каких частей состоят; развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи.

• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

• умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

• Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматической стороны речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Количество обучающихся от 6-10 человек.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

Место реализации образовательной программы : МДОУ «Детский сад №29»

Условия реализации программы :

Реализация программы осуществляется за рамками образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.

Занятия проводятся 1раза в неделю, в групповой форме, во второй половине дня.

Материально-технические условия реализации программы :

Логопедический кабинет с освещением и оборудованием.

Столы и стулья для обучающихся.

Автор- составитель: Учитель-логопед Кашина Ольга Руслановна,

I квалификационная категория, высшее педагогическое образование.

Методическое обеспечение программы :

Сказочные герои: Лисенок, Ежик и Мудрая Сова, карта волшебной страны Азбука,

«Чудесный мешочек» с буквами, карточки различных цветов (красные, синие, зеленые)

Магнитные буквы различного цвета.

Раздаточный материал:

карандаши, счетные палочки на каждого ребенка, фасоль, пластилин. Карточки для звукового и слогового анализа слов. Обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зеленый цвета).

Модели слов.

Карточки слогов; дидактические игры по обучению грамоте «Тим и Том», «Чей поезд длиннее» «Фокус-мокус»

Т. Р. Кислова «По дороге к Азбуке» «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению в школе» (Авторы Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова)

II. Учебный план

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении 5 месяце (январь-май)

Продолжительность одного занятия 25 мин, что составляет 1 академический час. Всего занятий 17. Всего 17 академических часов

Календарно-тематический график

I Модуль (1 год обучения для детей 5-6 лет)

/ январь-май/

№ п/п Тема занятия Количество часов

1 Звуки и буквы 1

2 Слова и звуки 1

3 «Звук и буква «А» 1

4 «Звук и буква «О» 1

5 «Звук и буква Э» 1

6 «Звук и буква И» 1

7 «Звук и буква «Ы» 1

8 «Звук и буква «У» 1

9 «Гласные звуки и буквы» 1

10 «Звук [М], буква «М» Согласные звуки. Слоги 1

11 «Звук [М’]. Твердые и мягкие согласные 1

12 «Звук[Н], буква «Н»» 1

13 «Звук [Н’] 1

14 «Звук [П], буква «П» 1

15 «Звук [П’] 1

16 «Звук[Т], буква «Т» 1

17. «Звук [Т’] 1

Итого :17

№ Тема раздела Всего часов Теория Практика

Модуль I

1. «Звуки и буквы» 1 0,25ч 0,75

2. «Слова и звуки» 1 0,25 0,75

3. «Звук и буква А» 1 0,25 0.75

4. «Звук и буква О» 1 0,25 0,75

5. «Звук и буква Э» 1 0,25 0,75

6. «Звук и буква И» 1 0,25 0,75

7. «Звук и буква Ы» 1 0,25 0,75

8. «Звук и буква У» 1 0,25 0,75

9. Гласные звуки и буквы 1 0,25 0,75

10. «Звук [М] Согласные звуки. 1 0,25 0,75

11. «Звук [М’]. буква «М» Твердые и мягкие согласные 1 0,25 0,75

12. «Звук [Н] 1 0,25 0,75

13. «Звук [Н’] и буква «Н» 1 0,25 0,75

14. «Звук [П] 1 0,25 0,75

15. «Звук [П’]» и буква «П» 1 0,25 0,75

16. «Звук [Т]» 1 0,25 0,75

17. «Звук [Т’] и буква «Т» 1 0,25 0,75

Всего: 17 ч

Итого: 17ч

III. Содержание образовательной работы.

Раздел 1. «Звуки и буквы»

Теория:

1. подготовительный этап.

Знакомство со сказочными героями

2. Постановка учебной задачи. Формулировка темы занятия.

Знакомство с картой «страны Азбука», загадки

Практика:

3. Работа по теме занятия.

Дидактическая игра «Что мы слышим», физминутка,

артикуляционная гимнастика.

Раздел 2. «Слова и звуки»

Теория:

1. Знакомство с «городом Звуков»

2. Знакомство с понятием «Слово»

Практика:

3. Дидактические игры: «Длинное-короткое»- развитие слухового внимания, физминутка, работа с символами (красная полоска- короткое слово, зеленая -длинное.)

Раздел 3. «Звук и буква А»

Теория:

1. «Из чего состоят слова?»

2. Знакомство со звуком А, загадки от Лисенка.

Практика:

3.«Артикуляция звука А»

Д/и «где живет звук А»

д/и «Сколько звуков»

Выложи из счетных палочек букву А. Заучивание стихотворения про букву А

(С, Маршака).

Раздел 4. «Звук и буква О»

Теория:

1.«Чем звук отличается от буквы?»

2. Знакомство со звуком О, загадки. «Вопрос- ответ»- задание от Мудрой Совы.

Практика:

3.«Вспомни-назови» д/и, артикуляция звука О

работа со схемой (начало-середина-конец слова)

Штриховка, д/и «Превращения». заучивание стихотворения Е. Тарлапан

Раздел 5. «Звук и буква Э»

Теория:

1. Знакомство со звуком Э,

2. загадки. Артикуляция -объяснение.

Практика:

3.«Соедини стрелками», рече двигательная игра «Это тоже я могу», д/и «добавим

букву», выложим из фасоли букву Э, «Превращения», заучивание стихотворения В. Степанова про букву Э

Раздел 6 «Звук и буква И»

Теория:

1. Вспомните слова со звуком Э.

2. Знакомство с мышкой Иришкой., загадки

Практика:

Артикуляция звука И. д/ и «Где звук И» д / и «Длинные -короткие», физминутка, ребусы, штриховка, заучивание стихотворения В. Степанова про букву И

Раздел 7 «Звук и буква «Ы»

Теория:

1. Как звали мышку? Назови слова со звуком И.

2. Чтение рассказа – запомни назови все слова со звуком ы. загадки от Ежика.

Практика:

Артикуляция звука Ы, лепка буквы Ы, Заучивание стихотворения о букве «Ы» В,Степанова

Раздел 8 «Звук и буква «У»

Теория :

1. д/и «Скажи ласково» Дифференциация звуков «И» и «Ы»

2. Артикуляция звука «У», Загадки от Лисенка.

Практика:

д/и «Найди и определи,где звук У», «Длинное-короткое». физминутка, штриховка, заучивание стихотворения про букву «У» Е,Тарапан, «Превращения»

Раздел 9 «Гласные звуки»

Теория:

1 Объяснение д/и «Карнавал», «Одинаковый звук»

2. «Только гласные»- развитие слухового внимания.

3. д/и «Карнавал», «Фотографии», «Где какой звук»

Раздел 10. «Звук и буква «М». Согласные звуки.

Теория:

1. Рассматривание карты -улицы Гласных звуков.

2. Поиск улицы Согласных звуков. Объяснение понятия слог.

3. Артикуляция звука «М». Отличия гласных и согласных. «Придумай-назови», работа со слогами (прямым и обратным, работа со схемами-обозначениями.

Чтение слогов и слов. МА, АМ, Мама, ум.

Раздел 11 «Звук [М’] и буква «М». Твердые и мягкие согласные.

Теория:

1. «Вспомни-назови»

«Что такое слог?»

2. «Чем похожи слова?», «Зарядка для ума», д/и «Подбери слова»

Практика:

3.«выложим слоги»- при помощи звуковых обозначений.

Сравнение звуков [М] и [М’]. Введение символов -обозначений.

Д/и «Тим и Том».Заучивание стихотворения Е,Тарлапан

Раздел 12. «Звук [Н]»

Теория:

1. Чем звук отличается от буквы.

Что такое слог?

2. С какого звука начинаются слова, нарисованные на картинках Загадки от Ежика.

3. Артикуляция звука[Н]. Определи, где находиться звук [Н].

Чтение слогов и слов. «Чудесные превращения»

Раздел 13. «Звук [Н’ и буква «Н»

Теория:

1Вопросы от Мудрой Совы.

2. «Как зовут девочку?» Загадки от Мудрой Совы.

3. Д/И «Тим и Том», «Определи место звука в слове по картинкам». Физминутка. Выложи букву Н из палочек. Штриховка. Заучивание стихотворения Е. Тарлапан

Чтение слогов и слов.

Раздел 14. «Звук [П]

Теория:

1. Задание от Лисенка- «назвать все гласные звуки»

Задание от Ежика –«найди и выложи на магнитной доске согласные буквы.»

2. Артикуляция звука[П]. Загадки от Совы.

3. Придумайте слова со звуком [П] (одежда, головные уборы, обувь)

Работа со слогами ПА, ПО, ПУ, ПЫ и обратными УП, АП, ОП.

Работа со звуковыми схемами.

Раздел 15. «Звук [П’] и буква «П»»

Теория:

1. Вопросы от Мудрой Совы о звуках [П] и [П’]

2. Артикуляция звука. Определи, где звук.

3. Выложи звуковые схемы. Выложи слоговые схемы и прочитай слово. Выложи букву «П» из косточек. Заучивание стихотворения про букву «П» Г. Виеру. «Чудесные превращения буквы П в стул, стол, шкаф и тд). Чтение слогов и слов.

Раздел 16. «Звук [Т]»

Теория:

1. «Вспомните слова со звуками [П’] и [П]».

Какие звуки обозначает буква «М», буква «Н»

2. Объяснение артикуляции звука [Т], загадки от Лисенка.

3. Работа со звуковыми схемами по отгадкам к загадкам (звуковой анализ и

Синтез). Превращения слов.

Раздел 17. «Звук [Т’] и буква «Т»

Теория:

1. Вопросы от Мудрой Совы «Назовите твердые согласные?» «Назовите мягкие

Согласные»

2. Отгадайте какой звук прячется в словах тюльпан, тесто, тетя. «Задания от

Мудрой Совы»

3. Игры со словами. Ребусы. «Сколько звуков в слове» «Скажи по-другому»

«Игры Деда Буквоеда». Выложи их фасоли букву Т. Заучивание стихотворения

Про букву «Т» А. Шибаева. Чтение слогов и слов.

/Календарно-тематический график / январь-май/

№ п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения

Январь

1 «Звуки и буквы» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

2 «Слова и Звуки» Развитие фонематического слуха, совершенствование слухового восприятия развитие мелкой моторики рук.

3 «Звук и буква «А»

знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

4 «Звук и буква «О» формирование у детей стойких представлений о букве «О».

Февраль

5 Звук и буква Э» формирование у детей стойких представлений о букве «Э». развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

6

«Звук и буква «И» знакомство дошкольников с буквой «И» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

7 «Звук и буква «Ы» знакомство со звуком и буквой «Ы, совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Март

8 «Звук и буква У» Знакомство со звуком и буквой «У», совершенствование тонкой моторики пальцев рук развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

9 «Гласные звуки» Закрепление пройденного материала по гласным звукам, совершенствование фонематического восприятия и слуха развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

10 «Звук[М] буква «М»». Согласные звуки.

научить дошкольников правильному произношению звука[М] и различению буквы «М» чтение слогов: ам, ум, ом, ым, эм

Апрель

11 «Звук [М’],

твердые и мягкие согласные развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук чтение слогов: ма, мо, му, мы, ми

Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му

12 «Звук [Н]

сформировать представления дошкольников о звуке [Н], познакомить с буквой «Н»

13 «Звук [Н’], буква «Н»

сформировать представления у детей о звуке[Н’], чтение слогов: ,ни, ин.

на, но. ну, нэ, ны

Чтение слов: нам, мина, Анна, Нона Нина,

14 «Звук [П]

формировать представления у детей о звуке и букве «П»

Май

15 «Звук [П’] и буква «П»

познакомить дошкольников со звуком[П’ ]

чтение слогов: пи,ип оп. ап,уп, ып, эп.

Чтение слов : папа, пума, пони,пион

16

«Звук [Т]»

Познакомить со звуком[Т]»

17

«Звук [Т’] и буква «Т»

Сформировать представления о звуке [Т’], познакомить с буквой «Т» Чтение слогов и слов

Том Тим там тут тина Ната

VI. Ожидаемые результаты освоения программы

Планируемые результаты: дети свободно ориентируются в звуковой структуре слова, имеют навык первоначального чтения на уровне индивидуальных возможностей.

Планируемые результаты за пять месяцев (январь-май)

обучения (дети 5-6 лет)

Знакомятся с понятиями «звук», «слог», «слово».

Чтение (на материале пройденных букв) :

Называть пройденные буквы

читать слоги :

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

чтение слов.

Письмо (печатание на материале пройденных букв) :

овладевают позой пишущего человека;

ориентироваться на листе;

вписывать элементы букв;

V. Контрольно-измерительные материалы

Начальная диагностика проводится в начале курса программы :

Диагностика на основе «Речевой карты для обследования речи ребенка дошкольника» из пособия О. И. Крупенчук

Конечная диагностика проводиться в конце курса программы.

Состояние фонематического восприятия,

навыков фонематического анализа и синтеза.

1. Выделение начального ударного слога из слов в начале курса

№ Ф. И. ребенка Астра Арка Осень Озеро Улей Уши Иглы Искры

1

2

3

Выделение начального ударного слога из слов в конце курса

№ Ф. И. ребенка Астра Арка Осень Озеро Улей Уши Иглы Искры

1

2

3

2. Выделение конечного согласного из слов в начале курса

№ Ф. И. ребенка Кот Суп Сом Мох Лимон Сок

1

2

3

Выделение конечного согласного в конце курса

№ Ф. И. ребенка Кот Суп Сом Мох Лимон Сок

1

2

3

3. Определение количества звуков в словах в начале курса

№ Ф. И. ребенка Суп Чтение слогов Чтение слов

1

2

3

Определение количества звуков в словах в конце курса

№ Ф. И. ребенка Суп Чтение слов Чтение слов

1

2

3

3 балла самостоятельно

2 балла частично

1 балл не выполняет

Список литературы:

1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

2. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка. М. : «Мозаика-Синтез», 2001.

3. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : «Гном и Д», 2000.

4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : «Гном-Пресс», 1995.

6. Т. Р. Кислова «По дороге к Азбуке» «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению в школе» (Авторы Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова) ООО «БАЛАСС, 1999, 2003,2000

7. Крупенчук О. И «Речевая карта обследования ребенка дошкольного возраста. ООО «Издательский Дом «Литера», 2021

8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Сказка о веселом язычке. М. : Издательский дом «Карапуз», 2002.

10. Н. Созонова,Е. Куцина,Н,Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки» 1,2, 3 часть Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018

11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М. : «Гном и Д», 2000.

Публикации по теме:

Фото и видеоотчет «Учимся и развиваемся» о работе по программе дополнительного образования для детей раннего возрастаФото и видеоотчет «Учимся и развиваемся» о работе по программе дополнительного образования для детей раннего возраста Мы продолжаем нашу работу с детьми и родителями в дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования «Кроха», в группе раннего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Учимся читать»
Опубликовано: 13 марта 2023 в 10:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Учимся читать»» (включая файлы) размещена пользователем Кашина Ольга Руслановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД