Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Наталья Геннадьевна
Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Этапы проектов:

Первый этап – выбор темы (разработка проектного замысла).

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» : что знаю? чего хочу узнать? как узнать?

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта.

Публикация «Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – подведение итогов проектной деятельности.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

• Метод наблюдения – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

• Игровой метод

• Опыт

Из словесных методов использовали следующие:

• Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно - речевых умений детей. Художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, видеокамера, фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

• фронтальные;

• групповые;

• индивидуальные.

Формы реализации программы :

-целевые экскурсии;

-чтение художественной литературы;

-конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Организация предметно-развивающей среды проектной деятельности :

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники;

- библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой и природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т. д. ;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

Разные виды бумаги;

Красители: гуашь, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование :

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, карточки - схемы проведения экспериментов.

1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми проектной деятельности

Программу по проектной деятельности в образовательном процессе дошкольников можно использовать во всех возрастных группах детского сада

Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по проектно-исследовательской деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей :

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.

Планируемые результаты:

Ребенок может:

• увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;

• проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;

• грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;

• принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе :

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как : наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

3 блока:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. ;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др. ;

3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

2. Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности

2.1 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы от 2 х до 3 х лет

• Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

• Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

• Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Месяц Тема Формы деятельности

Сентябрь «Воздух повсюду»

• дать понятие о воздухе,

• познакомить с некоторыми свойствами воздуха.

• Проблемная ситуация «Что в пакете?»

Наблюдение за листочками на деревьях.

Наблюдение за летающими предметами.

Игра «Бумажный вихрь».

Октябрь «Солнышко лучистое»

• дать представление о том, что солнце излучает тепло,

• развитие сенсорных ощущений (тепло-холодно). Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»,

Игровое упражнение «Спрячемся в тени»,

Рисование «Солнышко»,

Проблемная ситуация «Куколке холодно».

Ноябрь «Водичка, водичка…»

• познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, льётся и др.) «Водичка, водичка умой моё личико»

Проведение опыта «Я тебя вижу»

Игра «Весёлые кораблики»

Проблемная ситуация «Куколка заболела»

Декабрь «Проказы зимушки-зимы»

• продолжать знакомить со свойствами воды,

• показать, как вода меняет цвет. Беседа «Где же водичка»

Опыт «Согреем снежинку»

«Цветные льдинки»

Игра «Спрячь игрушку»

Рисование «Белый снег пушистый»

Январь «Бумага, ее качества и свойства»

• научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,

• познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.) Проблемная ситуация «Что шуршит?»

«Такая разная бумага»

Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

Игра в «снежки» (из бумаги).

Февраль «Снег-снежок»

• познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;

• развивать наблюдательность. «Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

Март «Мой организм»

• познакомить детей с организмом человека;

• развивать желание узнать что-то новое. «Для чего нужны глаза»

«Руки помощники»

Наблюдение за работой дворника. Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Апрель «Расти, расти, росток»

• дать понятие живых объектов,

• подвести детей к тому, что необходимо растению для роста. «Веточка тополя встречает весну»

Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»

Уход за комнатными цветами.

Май «Песок и его свойства»

• познакомить со свойствами сухого и влажного песка,

• развивать умение играть с песком. Чтение сказки «Маша и медведь»

Проблемная ситуация «Как помочь Маше?»

Индивидуальные беседы «Вы любите, ребята, пересыпать песок?»

2.2 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей разновозрастной группы от 3 х до 5-и лет

2.2.1 Для детей группы от 3 х до 4 х лет

• Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

• Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

• Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

• Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

• Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Месяц Тема Формы деятельности

Сентябрь «Каменная дорога»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.

Октябрь «Песочный замок»

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный-формуется; сухой-сыпется.

«Горшочек для каши»

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.

Ноябрь «Домик для крота»

Цель: закрепить представления об элементарных свойствах песка и камней. Развивать мелкую моторику, речь, память, наблюдательность.

Декабрь «Волшебная вода»

Цель: закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой. Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет.

Январь «Праздник снега»

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.

Февраль «Что растет вниз головою и не летом, а зимою»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды : превращение в лёд (сосульку, в тепле тает и снова превращается в воду.

Март «Путешествие на чудо-корабле»

Цель: закрепить у детей представления о том, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие плавают.

Апрель «Радужные шары»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух». Воздухом дышат люди, животные, растения.

Май «Праздник мыльных пузырей»

Цель: закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:

Публикация Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Геннадьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2023 в 14:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД