Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Наш край»

Туяна Харгатханова
Программа дополнительного образования «Наш край»

Программа дополнительного образования

«Наш край»

Пояснительная записка

В наше время высоких технологий современный ребёнок – это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Развитие творческих возможностей – процесс тонкий, и в тоже время сложный, поскольку творческие возможности ребёнка находятся в скрытом состоянии, они не могут реализоваться сами по себе, и чтобы развитие личности было полноценным, необходимо постоянно умелое управление этим процессом со стороны взрослых. Внутренние резервы ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, литературной, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что так ему комфортнее и всё можно успеть. Он быстрее, чем взрослые, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, обладает многими знаниями о других странах, космосе и т. д. Однако по собственным наблюдениям знаем, что всё же есть такой пробел у ребят – очень ограничены знания о нашем крае (нашей малой Родине, старших детей привлекает больше далёкое. Поэтому и появилась эта программа дополнительного образования «Наш край», посредством которой хочу привлечь внимание детей к нашему краю, пробудить любознательность, желание познавать свой край и любить его.

Публикация «Программа дополнительного образования „Наш край“» размещена в разделах

Новизна программы в том, что осуществление задач программы будет реализовано, через образовательную область: «Художественно – эстетическое развитие», поскольку это любимая деятельность детей дошкольников». Важным принципом данной программы является принцип интеграции разнообразных видов художественной и творческой деятельности детей, (рисования, аппликации, музыки, художественной литературы).

Дошкольный возраст – период становления личности, благоприятный для формирования чувств патриотизма, любовь к своей маленькой Родине. Участники программы: дети старшей и подготовительных групп, воспитатели, родители. Условия реализации дополнительной программы предусматривает интеграцию с другими образовательными областями, а именно в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру. Так как стержнем этой программы выступает художественное творчество, то это будет создание рисунков – коллажей, использование нетрадиционных техник, выполнение индивидуальных и коллективных работ о нашем крае. Попутно с этим будет создаваться фотоальбом «Наш край» вместе с детьми, воспитателями, родителями. Разрабатывая эту программу, основывалась на положении о том, что художественно – эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка.

Благодаря программе «Наш край» ребята узнают много нового интересного о нашем крае: озере Байкал, о городах и сёлах, о нашем городе, о природе и животном мире, о Красной книге. Все эти знания найдут отражение в продуктивной деятельности. Ведь в дошкольном возрасте ребёнок особо эмоционально относится к окружающему миру, а также большое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Программа экспериментальная. Содержание занятий по знакомству детей с родным краем выстраивается на близком материале, что облегчает их включение в различные виды деятельности, способствующие развитию творческих способностей – обогащению социального опыта, взаимодействию с окружающим. Программа познавательна и полезна для детей старшего возраста. Дошкольники получают возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Таким образом, через взаимосвязь различных видов познания и творчества с опорой на развитие совместного творческого потенциала у детей формируется интерес и любовь к своей малой Родине.

Цель программы : развитие творческой активности и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира родного края в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи программы:

• Дать детям понятие – Родина (малая Родина, о жизни человека на земле, о значении природы в нашей жизни.

• Развивать у дошкольников интерес к родному краю, городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, к выдающимся людям нашего края: художникам, композиторам, писателям.

• Дать понятие о жизни наших соседей – бурят, их быте, культуре

• Развивать чувство гордости за свою малую Родину, её достижения и культуру, традиции.

• Формировать представление о природе, животном мире родного края, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, передавая свои впечатления на бумаге (состояние природы в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, степной пейзаж и т. д.).

• Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству

• Развивать наблюдательность, умение замечать красоту каждого мгновенья, каждого состояния природы, желание переносить эту красоту в свои работы.

• Познакомить ребят с Красной книгой Забайкалья, вызвать желание беречь и охранять животных и редкие растения, изготовить плакаты в защиту природы.

• Воспитывать у детей любовь ко всему живому, к природе, художественный вкус, творческую активность.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста

(детей 5-7 лет):

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребёнка, в этот период начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, эмоциональные реакции становятся уравновешенными. Ребята не так быстро утомляются, становиться более выносливым психически. Формируются социальные представления морального плана, дети уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле. Расширяются интеллектуальные возможности, общий кругозор, интересы выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные факты и события, их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далёких стран. С 5 лет начинается расцвет идей. Возрастает возможность памяти, более устойчивым становится внимание, совершенствуется речь, увеличивается словарь, развивается продуктивное воображение. Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки своих рисунков, гордятся своими успехами. Они активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, им хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребёнка в своих глазах, помогает почувствовать своё взросление и компетентность. Содержательное разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием полноценного развития.

Вид детской группы – экспериментальный, её состав переменный.

Набор детей осуществляется по следующим критериям:

1. Желание ребёнка заниматься в кружке.

2. Ребёнок инициативен и активен в процессе деятельности.

Может самостоятельно определять замысел будущей работы.

3. Охотно принимает тему, предложенную педагогом или свою, может её конкретизировать.

4. Уверенно использует освоенные техники, пытается создать выразительный образ.

5. Аккуратен в создании изображения, отображает свои впечатления, использует разнообразный материал.

Количество воспитанников по годам обучения:

старшая группа – 20 детей,

подготовительная к школе группа – 20детей.

Количество занятий в год – 32: теоретических 6 и практических 26.

в неделю 1занятие – старшая группа 25 минут;

1занятие – подготовительная к школе группа 30 минут.

Ключевые понятия: Родина, малая Родина, Забайкалье – земля за Байкалом, родная сторона, краеведение, Красная книга.

Учебно-тематический план:

Раздел программы Тема Количество часов

Теория Практика

1 – этап Человек и Земля. Славное море – Байкал, земля за Байкалом. 1 3

2 – этап Наш край – Забайкалье: города, сёла, посёлки, озёра, реки.

В гостях у наших соседей – бурят (жилище, одежда, бурятский орнамент сказки, стихи).

1 5

3 этап Наш город: его улицы, достопримечательности, красивые здания 1 5

4 этап Известные люди нашего края: композиторы, художники, писатели, творческие коллективы: (танцевальные, народные, вокальные и т. д.).

1 3

5 этап Природа Забайкальского края: растительный и животный мир 1 5

6 этап Охрана природы, Красная книга нашего края.

1 5

Формы подведения итогов.

Показ результатов на родительском собрании в виде «живой газеты» на тему: «Что мы знаем о своём крае», оформление выставок детских работ, буклетов, книжек – малышек,

Методическое обеспечение.

1. Виды и формы занятий.

Контрольно – диагностический; беседы; рассматривание картин; рисование, выполненное нетрадиционными способами; занятия путешествия.

2. Методы и приёмы обучения.

Методы Приёмы

Наглядный Наглядно – зрительные,

Тактильно – мышечные,

Предметная наглядность,

Наглядно – слуховые.

Информационно – рецептивный Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Уточнение и воспроизведение известных действий по образу.

Практический Придумывание вариантов упражнений и подвижных игр, собственные и имитационные движения.

Словесный Краткое одновременное описывание и объяснение физических упражнений, образный сюжетный рассказ.

Проблемного обучения Творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений.

Исследовательский Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов.

Соревновательный Нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе.

Ожидаемый результат:

• Преобладание эмоционально – положительного отношения к малой Родине, краю, городу, улице, своей семье.

• Проявление любознательности к Забайкалью, к родному городу, его людям, жалости к животному миру, бережное отношение к растениям и птицам.

• Охотное включение детей в проектную деятельность, связанную с познанием родного края, активное участие в создании альбома «Наш город».

• Отражает свои впечатления на бумаге, использует нетрадиционные методы рисования и разнообразный материал, участвует в изготовлении макетов, коллективных работ для оформления к праздникам, коллажей, открыток ветеранам и т. д.

• Проявляет творческую активность и воображение, умение включаться в творческую деятельность, желание сделать красивее свой детский сад, ближнее окружение.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Наш край»
Опубликовано: 14 октября 2021 в 08:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Наш край»» (включая файлы) размещена пользователем Туяна Харгатханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД