МААМ-картинки

Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Здоровая спинка»

Наталья Капитонова
Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Здоровая спинка»

Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 4-7лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости. Такие дети предрасположены к различным заболеваниям и травмам.

Публикация «Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет „Здоровая спинка“» размещена в разделах

В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым фактором создания данной программы.

Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Занятия в кружке «Здоровая спинка» дадут возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.

«Дополнительная программа Физкультурно-оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №100». Время специально организованной образовательной деятельности и ее количество в день регламентируется ФГОС, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

В ее основу легли следующие программы и технологии:

• «Здоровье», В. Г. Алямовская.

• "Развивающая педагогика оздоровления" В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров

• «Точечный массаж и дыхательная гимнастика» – В. Т. Кудрявцев, Б Б. Егоров;

• «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)», Пензулаевой Л. И

• Технология «Фитбол-аэробика» авторов Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной.

• «Массаж с массажными мячиками» – К. К. Утробина.

• «Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики В. Г. Алямовская.

Актуальность программы.

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня. В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные реб нка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни. Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т. к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью. Для укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения разработана Программа оздоровительного кружка «Здоровая спинка».

Занятия в кружке «Здоровая спинка» проводятся в группе детей 4-7 лет:

Занятия проводятся два раза в неделю.

Структура занятий.

Вводная часть:

Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек.

Основная часть:

ОРУ – блок физических упражнений направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса и силы мышц торса, укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж.

ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание – с акцентом на формирование осанки и профилактику плоскостопия.

ИГРЫ – различной подвижности, помогающие формированию правильной осанки и способствующие профилактике плоскостопия.

Заключительная часть:

Дыхательные упражнения, релаксация.

Цели и задачи программы:

Цели :

Основными целями данной программы являются - содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и коррекция дефектов осанки и свода стопы (если они уже есть, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни и стремления к соблюдению правильных навыков осанки.

Задачи программы.

Оздоровительные:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные:

1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .

3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные:

1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

2. Воспитывать положительные черты характера.

3. Воспитывать чувство уверенности в себе.

4. Воспитать потребность самостоятельно заниматься упражнениями.

Принципы и подходы к формированию программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Особенности развития детей от 4 до 7 лет

4-7 летний ребенок осознает себя как личность, самостоятельный субъект деятельности и поведения. Успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость,

выносливость, выдержка, настойчивость, организованность (дисциплинированность, дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).

Дети 4-7 лет уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности;

Структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения

предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств

(схематизированные, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение, мышление, воображение, внимание, речь, образ Я.

В результате освоения программы дошкольник:

Будет знать: правила поведения на занятиях в спортивном кружке, что такое оздоровительная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка.

Будет уметь: Обучающиеся будут уметь выполнять упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; уметь демонстрировать общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками; дыхательные упражнения.

Планируемые результаты освоения Программы:

1 Созданы необходимые условия для осуществления оздоровительных

мероприятий по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

2 Повышены представления у детей о здоровом образе жизни.

3 Создана система оздоровительной работы с детьми.

4 Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

5 Снижен уровень заболеваемости.

Содержательный раздел программы:

Основные направления программы:

Программа «Здоровая спинка» включает четыре раздела.

В каждый раздел входит теоретический и практический материал.

I. Профилактика и коррекция нарушения осанки

Теоретический материал:

•знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение

•правила безопасности при их выполнении

Практический материал:

•специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них

•специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них

•самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление нарушений осанки

•подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки

•дыхательные упражнения

•упражнения на расслабление

•общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех

мышечных групп с предметами и без них.

II. Профилактика и коррекция плоскостопия

Теоретический материал:

• знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и

способствующие нормальному развитию стопы

•для чего надо заботиться о здоровье своих ног

Практический материал:

• самомассаж стоп и голени

• специальные упражнения в исходном положении лежа

• специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера

• специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)

• специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе

•игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений

III.Совершенствование двигательных умений

Теоретический материал:

• техника безопасности во время бега и ходьбы

•во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не наталкиваться

Практический материал:

• игры и упражнения на развитие двигательных навыков

• упражнения в ползание

• ходьба по гимнастичекой скамейке на четвереньках

• формирование навыка рациональной техники бега

• совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

- Упражнения для коррекции осанки

-Корригирующая гимнастики

- Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики (по методике Алямовской)

-Занимательные разминки

-Различные виды массажа

-Пальчиковая гимнастика

-Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой

-Ходьба по массажным дорожкам

- Различные виды игр

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

-Традиционные

-Круговые тренировки

-Игровые

-Занятия – путешествия

-Обучающие

-Познавательные

Формы и методы обучения:

-Словесные – объяснение;

-Наглядные – показ, книги, иллюстрации;

-Поисковые – поиск новых идей, материалов;

-Креативные – творческий подход.

Инвентарь и оборудование используемое на занятиях:

1. Гимнастические скамейки;

2. Гимнастическая стенка;

3. Наклонная доска;

4. Мячи;

5. Гимнастические палки;

6. Плоские кольца;

7. Обручи;

8. Набивные мячи;

9. Скакалки;

10. Мешочки с песком;

11. Массажные диски;

12. Фитболы;

13. Кегли;

14. Дуги;

15. Мячики-ежики;

16. Массажные дорожки;

17. Гимнастические маты;

18. Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые футляры от киндер-сюрпризов, крышки от бутылочек, камешки, резиновые жгутики, деревянные палочки.

Календарно-тематический план

№ Тема

Сентябрь

1. Вводная беседа. Упражнения на коррекцию плоскостопия, укреплению мышечного корсета спины.

2. Упражнения в различных видах ходьбы. Ходьба по канату, с различным положением стопы.

Октябрь

3. Упражнения около гимнастической стенки. Игры с мячом.

4. «Дорожка здоровья» по принципу круговой тренировки.

Ноябрь

5. Упражнения на гимнастической скамейке Упражнения на ковриках

6. Упражнения возле стены

7. Игры и упражнения с обручем. Массаж для глаз. Самомассаж стоп и голени.

Декабрь

8. Упражнения в парах с малым мячом, с кеглями.

9. Упражнения на ковриках. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика.

Январь

10. Коррекционные упражнения с мешочками, гимнастическими палками.

11. Игры и упражнения с мячом, гимнастическими палками.

Февраль

12. Эстафеты с оборудованием для коррекции плоскостопия.

13. Упражнения с нетрадиционным оборудованием

Март

14. Упражнения с нетрадиционным оборудованием.

15. Игры, упражнения со скакалкой.

Апрель

16. Игры, эстафеты с мелкими предметами.

17. Пальчиковая гимнастика. Массаж ушей.

Май

18. Упражнения на фитболах.

19. Занятия по интересам.

Система мониторинга планируемых результатов освоения программы

Диагностика проводится 2 раза в год.

Цели диагностики:

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.

На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики

Метод диагностики:

-метод педагогического наблюдения;

- тестирование.

Метод педагогического наблюдения.

Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.

Метод тестирования нарушения осанки:

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко

тест для мышц шеи:

И. П. - лежа на спине, руки вниз

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

тест для мышц живота:

И. П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

тест для мышц спины:

И. П. - лежа на животе, руки вверх

1 - прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:

И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах

- 0 от скамейки) .

Уровни освоения :

3 балла- высокая двигательная активность реб нка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.

2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но реб нок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

• Диагностика физического развития детей.

• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

•Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.

Список используемой литературы

1. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М. : УЦ «Перспектива», 2011.

2. Бабенкова Е. А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» - М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб. : Речь, 2007.

4. Клюева М. Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

5. Г. В. Каштанова «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2007.

6. Картушина М. Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад.» М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Козырева О. В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.

8. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

9. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М. : ТЦ Сфера, 2012.

10. Карепова Т. Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2011г.

11. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»- М. : Новая школа, 1994.

12. Шарманова СБ., Федоров А. И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

13. средствами физического воспитания: Учебное пособие» -Челябинск:УралГАФК,1999.

14. Лосева В. С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М. : ТЦ Сфера, 2007.

15. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и

16. педагогов ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

17. Пенькова И. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010

18. Потапчук А. А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.

19. Подольская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М. : Учитель, 2008.

20. Подольская Е. И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников». М: «Скрипторий 2006.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:

Публикация Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Здоровая спинка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Капитонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Здоровая спинка»
Опубликовано: 13 октября 2021 в 19:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД