Папки-передвижки

Конспект НОД «Программа абазинского языка»

ирина дзамыхова
Конспект НОД «Программа абазинского языка»

Сентябрь

1неделя. «Здравствуй детский сад».

«Х / г / адрайгвит / асабиг / зарта».

Форма проведения: Беседа (Айчважвара)

Цель: привить детям элементарные навыки вежливости, научить здороваться, прощаться на родном языке. Ознакомление с речевыми образцами: «Уыщымта бзита!» (доброе утро) - так обращаются к мужчине; «Быщымта бзита!» (доброе утро) - так обращаются к женщине и т. д.

Авторский метод материал Дзамыхова И. В.

Сентябрь.

2 неделя. «Адзын». «Осень».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Публикация «Конспект НОД „Программа абазинского языка“» размещена в разделах

Цель: научить детей различать и называть признаки осени, словосочетания: падают листья, осень наступила, дни стали короче, ночи длиннее Ознакомление с речевыми образцами: «Запш гIамтайа уыжвжвы хIызту?» - «Адзын» (Какое сейчас время года? – осень). «Адзын г / аталт /» (наступила осень). Ац / лаква рыбыгъьква йг / ак / ап / лит /. (Листья падают с деревьев). Амшква айшысхат / (дни стали короче). Ац / хква ауырахат / (ночи стали длиннее).Разучивание стихотворения «Адзын» (осень)

«Адзын» Дзамыхова И. В.

Сентябрь.

3 неделя. «Собираем урожай». «Йг / ац / аг / гахит / атшыг / вра».

Форма проведения: НОД. (апхьарасах / ат).

Рассматривание иллюстрации.

Цель: учить называть и произносить правильно слова на абазинском языке. Знакомим со словами:

Фрукты – ац / лашвырква

Овощи – адгьылшвырква

Урожай – тшыг / вра

Орфографический словарь абазинского языка. Табулова Нурия.

Сентябрь.

4 неделя. «Дни недели». «Амчыбыжь амшква».

Форма проведения: Беседа. Айчважвара.

Цель: развитие навыков мыслительной речи, научить детей произносить название дней недели на абазинском языке. Закрепить знания о рабочих днях и выходных. Ознакомление с днями недели «Амчыбыжь амшква»

(Дни недели)

Понедельник - швахьа

Вторник - гIваша

Среда - хаша

Четверг - пщаша

Пятница - хваша

Суббота - сабша

Воскресенье - мтшаша.

Рабочие дни – анхара амшква.

Выходные дни – тшпсщара амшква.

Журнал «Марамыз». Медот. копилка Дзамыхова И. В.

Сентябрь.

5 неделя. «Заучивание колыбельной». «Агара ашва».

Форма проведения: НОД. (апхарасах / ат).

Цель: учить детей правильно произносить слова колыбельной, развивать чувство тепла и нежности. Потешка «Колыбельная. «Агара Ашва». Апхьага «Ц / арак / выжв сак / вп /».

Рассматривание и составление рассказа по картинке «Грибы». Атурых алац / ара «Ахъварпква».

Форма проведения: НОД. (апхьарасах / ат).

Цель: научить детей мыслительной речи, рассуждению, воображении. Учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке, составлять из двух трёх слов предложение. Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами.

Гриб – хъварп

Грибы – ахъварпква

Грибы бывают разные – ахъварпква зиг / вап /

Они бывают съедобные и несъедобные ауат йыуфа йауаши йамуаши рылап /

Детям одним за грибами ходить нельзя – асабиква рхъазы хъварпгара йца йгьауашым. Метод. материал Дзамыхова И. В.

Октябрь.

1 неделя. Беседа. Айчвжвара.

Мой аул. «Сара скыт»

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: расширять и закреплять знание детей о родном ауле; воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине; развивать устную речь. Аул, село – кыт

Жители – абзазаг / чва

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Октябрь.

2 неделя. Составление рассказа «Мой дом». Турых алац / ара «Сара сунаг / ва».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: учить правильно произносить отдельные слова на абазинском языке, развивать любовь и уважение к родным, семье, отчиму дому, воспитывать уважение к старшему поколению, учить составлять рассказ о родном доме из 2-5 педложений.

Дом – тдзы

Семья – тг / ачва

Старший - ах / ба

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Октябрь.

3 неделя. Беседа: «Один день - год кормит». Айчважвара: «мшык / сквшык / уарчахит /».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: воспитывать уважение к труду; расширить и уточнить знание об уборке урожая. Ознакомление детей с пословицами и поговорками о труде на абазинском языке. Рассказ «Уаридада». Журнал «Марамыз», «Къараба - хъабаба» Меремкулов В.

Октябрь.

4 неделя. Знакомство. Диалог «Абадырра».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: развивать устную речь; научить детей вести правильный диалог на абазинском языке, умению называть свое имя и место жительство.

Диалог:

«Уыхьыз ачIвыйа?» (как тебя зовут)

«Быхьыз ачIвыйа?» (как тебя зовут)

«Уабабзазауа?» (где ты живешь) и т. д.

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Октябрь.

5 неделя. Птицы. «Апссг / ач / вква». Рассматривание иллюстрации.

Форма проведения: Нод (апхьарасах / ат).

Цель: познакомить с зимующими птицами, учить произносить правильно название птиц на абазинском языке. Птицы –аппссаг / ач / ква

Ворона – къанджьа

Картины художников Агачева М., Киблаховой З.

Физминутка Дзамыховой И. В.

Сказки про Хаджу Х / ваджьа йтурых «Х / ваджа ах / дшг / айжьаз». Чтение сказки.

Цель: познакомить детей со сказочным героем Хаджой, учить отвечать на вопрсы на абазинском языке. «Х / ваджьа ах / дшг / айжьаз» «ЦIаракIвыжв сакIвпI» (Я Царакуж) Тугов Владимир.

Ноябрь.

1 неделя. Рассматривание иллюстрации: «Ежик». Асурат алыхра».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: развивать устную речь, учить правильно произносить отдельные слова на абазинском языке.

Еж – пыжвбана

Иголки – амыгъква

Ауыса рдыра «Апыжвбана». Разучивание стихотворения «Ёжик». Апсовой Фатимы.

Ноябрь.

2 неделя. Я – человек. «Сара сг / выч / вг / высп /». Рассматривание иллюстрации. Асурат алыхра.

Форма проведения: Нод (апхьарасах / ат).

Цель: развивать устную речь; научить детей правильно произносить части тела на абазинском языке.

Учим слова:

Человек – г / выч / вг / выс

Голова – хъа

Шея – хъвда

Руки - анап / ква

Туловище –

Ноги – ащап / ква

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Ноябрь.

3 неделя. Рассматривание иллюстрации «Воробьи и петух». Асурат алыхра «Ац / аракви арби».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: развивать устную, правильно поставленную речь, учить различать домашних и диких птиц, правильно произносить слова на абазинском языке, отвечать на поставленные вопросы.

Учим слова:

Воробей – ац / араква

Петух - арыба

Чтение рассказа «Птички и петух» Апсовой Фатимы. Алок / г / апхьара «Ац / искви арби».

Ноябрь.

4 неделя. Знакомство с куклой. Ак / ьанджь х / лабадырит / . Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат). Знакомство с куклой «Т / имой», во что она одета.

Цель: учить элементарным правилам этике, развивать бережное отношение к предметам, учить правильно произносить слова на абазинском языке, отвечать на вопросы и уметь задавать вопросы на абазинском языке.

Учим слова:

Кукла – ак / ьанджь

Платье – ахвтан

Колготки – тлапад

Обувь – амг / а.

Разучивание песенки: «Т / има, Т / има уа».

Ноябрь.

5 неделя. День матери. Ан лымш. Беседа: «Моя мама». Айчважвара: «Сара сан». Форма проведения. НОД (апхьарасах / ат).

Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, ценить и уважать маму.

Учим слова:

Мама – ан

Мамины руки – ан лнап / ква

Я люблю свою маму – сара сан бзи дызбит / .

Разучивание стихотворения. Дзамыховой И. В. «Сан». Вот и осень уходит. Адзын тыц / хит /. Рассматривание иллюстрации. Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: формировать элементарные представления о поздней осени, учить составлять рассказ – описание об осени по картине на абазинском языке. Учим слова:

Осень – адзын

Желтые листья – абыгъь г / важьква

Голые деревья – ац / ла къьат / амзква

Учим отрывок стиха «Золотая осень» Шебзуховой Ларисы. «Адзын хьапщ».

Рассматривание и составление рассказа «В лесу». Турых алац / ара «Абна апны».

Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат)

Цель: научить детей мыслительной речи, рассуждению, воображении. Учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке, составлять из двух трёх слов предложение.

Лес – бна

Дерево – деревья

Медведь – амшв

Лиса – бага

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Декабрь.

1 неделя. «Наступила зима». «Агъны г / аталт».

Асурат алыхра. Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: научить детей называть признаки зимы, учить отвечать на поставленные вопросы на абазинском языке.

Учим слова:

Время года – г / амта

Зима – агъны

Снег – сы

Учим предложения.

Наступила зима - агъны г / аталт / .

Стало холодно – ахьта г / адзат / .

Снегом покрыта вся земля – шашыквта асы адгьыл йыхънаг / ват /.

Метод. материал Дзамыхова И. В.

Декабрь.

2 неделя. Разучивание стихотворения. Ауыса рдырра «Агъны г / айит /». Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).

Цель: продолжаем учить детей с признаками зимы, учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке.

Учим произносить слова:

Одевает –тшг / аснарг / вычат /

Санки - джьанах Абаза саби литература Батал Късей

Декабрь.

3 неделя. Рассматривание картины «Зимние забавы». Асурат алыхра «Агъны хъвмарщаква». Форма проведения: (апхьарасах / ат).

Цель: развитие навыков устной речи, познакомить детей и зимними играми, продолжать учить правильно, произносить слова и составлять предложения из 2 – 3 слов на абазинском языке.

Учим слова

Снежинка – сыха

Игра – хъвмарща

Кататься – таг / взра

Картинка интернет ресурс. метод. материал Дзамыхова И. В.

Декабрь.

4 неделя. Составление рассказа «Дед мороз». Турых алац / ара «Ахьта дада». Форма проведения: НОД (Апхьарасах / ат).

Цель: учить правильно поставленной устной речи, составлять предложения из 2-3 слов на абазинском языке, перевести слова с абазинского на русский / язык, и с русского на абазинский язык.

Учим слова:

Дед мороз – ахьта дада

Подарки - сог / а

Учим стихотворение Копсергеновой Валентины "Дед мороз".

«Ахьда дада» азбар рдырра. Марамыз.

Декабрь.

5 неделя. "К нам приходит Новый год". "Асквш ш / ыц х / зг / айит / ".

Форма проведения: "Беседа". "Айчвжвара".НОД (апхьарасах / ат).

Цель: познакомить детей с предстоящим праздником, развивать праздничное настроение, продолжаем учить и правильно произносить слова на абазинском языке.

Учим песню «Новый год». Ауарад х / ырдырит / «Асквш ш / ыц» Ажурнал «Шыйач / ва».

Публикации по теме:

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД «Программа абазинского языка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ирина дзамыхова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Программа абазинского языка»
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 07:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД