Получи документы

Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте

Светлана Сюзёва
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте

Сюзёва Светлана Анатольевна, учитель-логопед

СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15

Филиппова Светлана Анатольевна, педагог-психолог

СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15

Современная школьная педагогическая практика ставит перед логопедией новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Публикация «Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Любая психическая деятельность - сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности. Анализ состояния высших психических функций ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев. Вынося каждому неуспевающему школьнику вердикт - дисграфия, мы можем целостной концепцией речевой деятельности противопоставить симптоматический рефлекторный подход.

Нарушение процесса письма - сложный механизм и может быть выявлен только при комплексном медико-педагогическом обследовании. При отсутствии такового или при обследовании «на глаз» квалификация трудностей письменной речи как дисграфия представляется не вполне обоснованной.

Зрелость психических процессов - предпосылок для успешного усвоения грамоты и чистописания - может быть проверена до поступления ребенка в школу. Моя логопедическая практика подтверждает - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

На мой взгляд, профилактика - это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем.

Профилактику трудностей овладения чтением и письмо можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма.

Вторичная профилактика предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

При целенаправленном использовании определенной программы, а не разрозненных методов и приемов, есть реальная возможность помочь большинству детей успешно овладеть чтением и письмом в дошкольном возрасте.

РАЗДЕЛЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПЕРВЫЙ БЛОК. 1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

ЗАДАЧИ:

-формирование поисковой деятельности;

-расширение поля зрения;

-выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти;

-развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве;

-анализ зрительного образа.

2. Развитие зрительно-моторной координации. ЗАДАЧИ:

-развитие глазодвигательной функции;

-улучшение ощущений артикуляционных поз и движений;

-формирование восприятия различной модальности;

-развитие тактильных ощущений;

-выработка навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;

-развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.

-развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела. ЗАДАЧИ:

-выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках;

-развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве;

-активизация ощущений тела как системы координат;

-формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

-формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственно-временных представлений.

ЗАДАЧИ:

-ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;

-развитие зрительно-предметного восприятия;

-вычленение признаков предмета;

-восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;

-дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

-формирование интегрированного образа буквы.

ВТОРОЙ БЛОК. 1. Развитие слухового внимания.

ЗАДАЧИ:

-расширение рамок слухового восприятия;

-развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;

-формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки;

-совершенствование фонематического восприятия;

-осознание звуковой стороны речи.

2. Развитие чувства ритма.

ЗАДАЧИ:

-формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного);

-формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

-знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков;

-развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма;

-формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.

3. Формирование фонологического структурирования.

ЗАДАЧИ:

-формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных;

-анализ слогов и слов;

-развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;

-формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова;

-развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Эффективность коррекционной работы зависит от определенных условий, которые, на мой взгляд, являются слагаемыми успеха:

-интегрированный характер занятий;

-включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;

-своевременное переключение на другую деятельность;

-разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;

-создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;

-систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.

Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы коррекционного сопровождения по профилактике нарушений письма и чтения. Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации.

Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:

Публикация Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Сюзёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 18:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД