МААМ-картинки

Профилактика девиантного поведения дошкольников

Ирина Пронина
Профилактика девиантного поведения дошкольников

В настоящее время проблемы, которые связаны с психическим и психологическим здоровьем ребенка дошкольного возраста, являются актуальными в практической деятельности педагогов и психологов дошкольного образовательного учреждения.

Несмотря на то, что понятие «девиация» чаще используется для оценки поведения подростков и взрослых, у детей дошкольного возраста довольно часто встречаются нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Исследования многих отечественных педагогов (Овчарова Р. В., Галагузова М. А., Беличева С. А., Олиференко Л. Я., рассматривающих девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, доказывают, что воспитанники дошкольного образовательного учреждения в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения. Девиантное поведение (также отклоняющееся поведение) (лат. Deviatio — отклонение) — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам[1, стр. 12].

Публикация «Профилактика девиантного поведения дошкольников» размещена в разделах

Причины возникновения девиантного поведения[2, стр. 2-8].

1. Медико-биологические. Данную группу можно разделить на три подгруппы: врожденные, приобретенные и наследственные причины. Поражением генетического материала вызваны наследственные причины (хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур). К наследственным так же относятся дефекты слуха, речи, нарушения умственного развития. Врожденные медико-биологические причины отклоняющегося поведения ребенка обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности.

2. Социально-психологические. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

3. Психолого-педагогические. К этим причинам относятся: искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения, отрицательный пример взрослых, злоупотребление запретами или вседозволенностью, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Типы девиантного поведения :

1 тип: поведение импульсивное и неуравновешенное, характерное для быстровозбудимых детей (вспышки гнева, громкий плач, обида). Данный тип

поведения приводит к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления быстро угасают.

2 тип: негативное отношение к общению (надолго задерживаются в памяти недовольство и обиды). Дети данного типа избегают общения, пытаясь скрыть испуг и неуверенность в себе. С нежеланием посещать детский сад связано эмоциональное неблагополучие.

3 тип: неустойчивость внутреннего мира, наличие многочисленных страхов.

Для выявления девиантного поведения необходимо провести исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника. Можно выделить два этапа выявления отклоняющегося поведения : констатирующий и подтверждающий. Цель первого этапа заключается в выявлении детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Для достижения данной цели проводится беседа с воспитателями группы, применяются проективные методики.

На втором этапе исследования необходимо подтвердить наличие признаков отклоняющегося поведения у детей. Для этого проводятся дополнительные методики, как методика «Лесенка» (диагностика самооценки, методика «Рене Жиля» (изучение социальной потребности ребенка, а так же его взаимоотношение с окружающими) и т. д.

Существует несколько путей профилактики и коррекции девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

1. Сформировать интерес ребенка к окружающим людям и желанию их понять.

2. Закрепить навыки общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Выработать навыки адекватного поведения.

4. Обучить ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развить умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Для коррекции отклоняющегося поведения ребенка наиболее эффективной является игротерапия, так как игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.

Для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка могут использоваться:

- подвижные и коммуникативные игры;

- ритмические игры со словами;

- разыгрывание «трудных ситуаций»;

- танцы и музицирование;

- чтение и обсуждение сказок.

Последний пункт стоит особенного внимания, так как сказки и игры тесно связаны, следовательно, сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Благодаря сказкам ребенок учится

различать такие понятия, как «добро» и «зло», учится правильно оценивать поступки и свои, и окружающих.

Помимо игр и корректирующих занятий ребенку с отклоняющимся поведением необходим твердый режим дня и правильное питание, контроль за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Во время анализа отклоняющегося поведения дошкольника необходимо знать и учитывать психологические и личностные особенности ребенка. Отклонения в поведении могут являться следствием нарушения эмоциональной сферы и произвольности поведения. Снизить риск возникновения отклонений в поведении старших дошкольников поможет оказание своевременной квалифицированной помощи.

Список использованной литературы:

1. Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.

2. Г. Г. Зайдуллина, Причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. –https://cyberleninka.ru., статья в интернете.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика девиантного поведения дошкольников
Опубликовано: 19 октября 2021 в 12:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД