Папки-передвижки

Профилактическая работа с агрессивным ребенком

Валя
Профилактическая работа с агрессивным ребенком

За время моей работы педагогом-психологом приходилось сталкиваться с агрессивными детьми в детском саду. За последние 3 года повысилась у детей физическая агрессия, с гиперактивностью. Свое неудовлетворение, начиная с двух-трех лет дети выражали весьма непосредственно: (особенно в адаптационный период, один из воспитанников кричал, падал на пол, топал ногами, визжал, царапался, кусался, бил головой и ногами в дверь плевался с пеной у рта. Ребенок не русскоязычный. Другой менталитет, никаких ограничений и табу, воспитание свободное. Использование уговоров, запретов педагогов не привели к положительным результатам. Строгое «нет» ребенок воспринимал, как ущемление своих прав и начинал их отстаивать всеми способами. Воспитанием ребенка занимались бабушка и дедушка, а родители в отъезде постоянно. Внимание, любовь и ласка к ребенку со стороны педагогического коллектива помогли ребенку успешно преодолеть адаптационный период и быть среди сверстников успешным. Истерические состояния у ребенка стали проявляться намного реже.

Публикация «Профилактическая работа с агрессивным ребенком» размещена в разделах

Другой случай. Родители живут гражданским браком. Семья неблагополучная. Трое детей. Живут по своим меркам. Младшему ребенку год, старшему семь лет и четыре с половиной года. Комната в общежитии маленькая без ремонта. Гуляют с детьми редко, домашнее воспитание очень примитивное. Активный по своей природе мальчик зажат, с ним не играют, его должным образом не развивают, обделяют вниманием. Конфликты в семье. То есть ребенок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усвоил соответствующий стиль взаимодействия. В детском саду он получил должное внимание, но в один прекрасный день ребенок срывается. Когда он начинает общение с людьми, детьми вне его круга, он переносит усвоенную модель поведения на окружающих; детей, воспитателей. Смахивает со стола поделки детей, ломает постройки, бросает стульчики, тарелки со стола. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, воспитатель держит его возле себя. Постепенно имя ребенка становится нарицательным. Он популярен в плохих поступках. Его имя на слуху и у детей и у взрослых. После беседы с родителями, они стали уделять время своему ребенку, хотя бы для того, чтобы поругать или наказать. Постепенно у ребенка сформировался новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция поведения, заданная внешними обстоятельствами. Поведение его становится травмоопасным для детей группы. С таким ребенком, сложно, а порой не хочется работать воспитателям. Уговоры, убеждения не действовали, порицания вызывали всплеск отрицательных эмоций. Тактильный контакт (обнять, прижать к себе) не срабатывал, ребенок вырывался всеми частями тела, плевался, пытался освободиться руками и ногами, убежать.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у ребенка-это проявить к нему любовь. Сменить обстановку группы, например, на кабинет психолога, где я с ним провожу обучение приемлемым способом выражения гнева, ярости, раздражения. Учу ребенка рассказывать о своих чувствах, а не драться и разбрасывать предметы.

Применяю телесно-ориентируемую терапию:

- снятие психомышечного напряжения

-дыхательные упражнения

-упражнения на релаксацию

Арт-терапию

Психологическая игра «Черная рука» .

«Черная рука» способствует развитию самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Взрослый рассказывает детям сказку про черную руку.

У одного ребенка была черная рука. Рука была очень хитрой, она становилась черной только в определенные моменты, когда делала что-нибудь злое, а все остальное время она была обычной и ничем не отличалась от остальных рук других мальчиков и девочек.

Черная рука всех обижала: отнимала игрушки, ломала вещи, толкала и даже била тех, кто слабее. Руке все это доставляло радость, и она очень хотела стать сильнее всех. Но ребенок, у которого была черная рука, старался с ней справиться. Он учился не давать руке делать плохие вещи, даже когда бывал зол или обижен, и однажды справился с ней. После того случая его рука больше никогда не становилась черной. Беда покинула его и больше не возвращалась.

Теперь она бродит по свету и ищет тех, кто не умеет сдерживать свои руки. Она проявляется у тех, кто сердится и из-за этого дерется, специально ломает вещи и обижает слабых.

Затем спросите детей, была ли у них когда-нибудь черная рука. Каждый из детей обязательно вспомнит, когда он кого-то обижал.

- Хорошо иметь черную руку? Из-за нее у вас будет больше друзей? Кто хочет, чтобы у него была черная рука?

Дети, конечно, не захотят иметь черную руку. Но если кто-то захочет, чтобы у него была черная рука, спросите почему. Скорее всего, ответ будет приблизительно такой: «Чтобы меня боялись и не обижали». В этом случае, нужно постараться логически объяснить ребенку, что быть сильным не значит быть злым.

Затем детям предлагается поучиться превращать черные руки в добрые. Для этого при словах «черная рука», дети напрягают мышцы рук и скрючивают пальцы, а при словах «добрая рука» — расслабляют. Упражнение повторяется несколько раз.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Арт-терапевтическое упражнение "Маска"

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т. к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Арт-терапевтическое упражнение "Цветок"

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Песочная терапия «Кактус» и другие

Использую игровые ситуации и упражнения: «Выбьем пыль из подушечки», «Каратист», «Боксер», «Выпьем воды», постучи пластсмассовой бутылочкой о что-либо», скажи себе «Замри», «Возьми себя в руки», «Стоп», «Выпускаем пар», «Коврик злости», «Коврик мира», «Брыкалочки, «Бодливая лошадка», «Тух-тиби-дух», «Жуки», «Тот кто плюется и кусается, в колючий кактус превращается», «Дыши правильно и красиво», «Два барана», «Толкалки», «Тряпичная кукла и солдат», «Буратино», «Макаронина», «Снеговик», «Лодочка», «Кошка добрая – кошка злая» и др.

Самым эффективным способом снятия агрессивного поведения у ребенка оказалась песочная терапия, работа с интерактивным песком с различными формочками, а также игры «Кактус», «Обидчик», «Лабиринт», «Прятки», «Найди домик», «Поставь в ряд», «Нарисуй по точкам», «Угадай-ка», «Пишем на песке» и др.

Игры с пластсмассовыми бутылочками поролоном, бумагой приносят положительный результат. Ребенок измельчает поролон, бумагу в игре «Рвакля» и затем по одному кусочку опускает в бутылочку, затем таким же способом вытаскивает из нее и делает фейерверк. Игра занимает у ребенка продолжительное время, она ему интересна, ребенок успокаивается, снимает агрессивные проявления.

Подготовила:

Педагог-психолог

Животикова В. Г

Публикации по теме:

Фотоотчет. Профилактическая акция «Здоровый образ жизни»Фотоотчет. Профилактическая акция «Здоровый образ жизни» Акция «Здоровый образ жизни». В нынешнем октябре воспитанники нашего Центра приняли участие в акции «Здоровье- это здорово!». Цель акции:.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультация для родителей «С ребенком на природу» Прогулки на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Нам лишь надо.

Консультация для родителей «Во что поиграть с ребенком?» Консультация для родителей: "Во что поиграть с ребёнком?" Очень часто, находясь с детьми в машине, очереди или кафе, родителями приходится.

Профилактическая акция «Белый цветок надежды» (фотоотчёт)Профилактическая акция «Белый цветок надежды» (фотоотчёт) Ежегодно, 24 марта, во всем мире проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом призванный привлечь внимание общества к этому опасному.

Профилактическая акция по безопасности дорожного движения «Ладошка безопасности»Профилактическая акция по безопасности дорожного движения «Ладошка безопасности» В целях активизации работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма и предупреждения дорожно – транспортных происшествий,.

Профилактическая беседа о вреде употребления психоактивных веществ «Опасности, которые нас окружают» для подростковПрофилактическая беседа о вреде употребления психоактивных веществ «Опасности, которые нас окружают» для подростков Профилактическая беседа с элементами кинолектория по профилактике употребления ПАВ. Цель: -формирование у несовершеннолетних представления.

Профилактическая беседа с подростками по ПДД «Знатоки дорожного движения». ФотоотчетПрофилактическая беседа с подростками по ПДД «Знатоки дорожного движения». Фотоотчет Профилактика безопасности дорожного движения Цель: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам.

Профилактическая беседа с воспитанниками СРЦН «Забота о здоровье»Профилактическая беседа с воспитанниками СРЦН «Забота о здоровье» Беседа «Забота о здоровье» Цели: - дать понятие личной гигиены; - сформировать ценностное отношение к своему здоровью; - познакомить.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактическая работа с агрессивным ребенком
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 11:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактическая работа с агрессивным ребенком» (включая файлы) размещена пользователем Валя на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД