Папки-передвижки

Профессиональная ориентация обучающихся и выстраивание системы дополнительного образования в системе СПО

Катаева Маргарита
Профессиональная ориентация обучающихся и выстраивание системы дополнительного образования в системе СПО

Актуальность: В статье рассматриваются взаимодействие воспитательных и образовательных программ как единой системы становления востребованного квалифицированного специалиста среднего звена, обладающего профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям современного рынка труда. Решение проблемы в формировании как базовых профессиональных, так и дополнительных профессиональных компетенций будущих специалистов.

Публикация «Профессиональная ориентация обучающихся и выстраивание системы дополнительного образования в системе СПО» размещена в разделах

«Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».

Гиппократ.

Главная задача любого учебного заведения, это воспитание иформирование конкурентоспособной молодежи. Будущему работнику, претендующему на конкурентоспособность, требуется общая и профессиональная подготовка, которая даст ему возможность быть востребованным на рынке труда в любой момент. С нашей точки зрения, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование компетентности в сфере профессиональной, социальной и личностной. Только так можно обеспечить современному выпускнику профессионального образовательного учреждения конкурентоспособность на рынке труда.

Воспитание будущих медицинских работников, студентов медицинских колледжей и ВУЗов, имеет свои особенности. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Грамотный медицинский персонал, это очень важно, но… Что ждет пациент, обращаясь в больницу?

Согласно опросам, проведенным студентами на практических занятиях на базе КОГБУЗ «Омутнинская центральная районная больница», для больных моральные качества медицинского персонала играют главную роль. Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:

- чуткости;

- исключительной добросовестности;

- тактичности;

- честности;

- терпеливости и внимательности;

- способности к самоотверженности;

- и главное - любви к людям и своей работе.

Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности в подготовке специалистов в образовательном учреждении медицинского профиля. В современной медицине усиливается значение морально-этического фактора. Испытания «на прочность» сотрудники больниц проходят ежедневно, лечебное дело-это постоянные стрессы и напряжение, а это самое сложное в профессии медика. Пациенту важно чувствовать здоровый оптимизм медицинского персонала, который должен быть разумным, основанным на глубоких знаниях и практическом опыте. Наличие у медика некоторых качеств темперамента и характера (повышенная возбудимость, раздражительность, медлительность и т. д.) могут препятствовать установлению доверия между пациентом и медработником.

Таким образом, перед современным преподавателем стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.

Медработник всегда должен учитывать, что при встрече с пациентом последний оценивает его личность, так же как он изучает и оценивает психологию особенности пациента. Медработник вызывает доверие у больного, если он гармоничен как личность, уверен и решителен при принятии решений.

Проведенное студентами исследование, подтверждают сказанное Гиппократом еще в 460 г. до н. э. :«медицинский сотрудник должен быть скромным и сдержанным, добрым и вежливым, постоянно обогащать свои знания и прислушиваться к мнениям коллег, видеть свою цель не в добывании славы и денег, а в облегчении страданий и исцелении больных, в самоотверженном служении людям, которые обращаются к нему за помощью и за советом».

И как в современном мире следовать заповеди Гиппократа?

Дополнительное образование поможет любому специалисту выработать эти качества,и быть востребованным на рынке труда. В условиях обновления содержания образования подрастающего поколения одной из главных задач становиться воспитание и обучение творческой личности, готовой к принятию самостоятельных решений и несению ответственности за эти решения, а также умеющей воплощать свои идеи в действительность, используя уже имеющиеся и приобретая новые знания.

В связи с этим учреждения профессиональной сферы призваны решать ряд стратегических задач:

- организация внеучебной деятельности обучающихся;

- стимулирование здорового образа жизни;

- приобщение обучающихся к культуре;

- создание учебно-производственного коллектива;

- воспитание культуры общения;

- привлечение обучающихся к планированию.

В решении названных задач поможет интеграция основного профессионального и дополнительного образования в СПО. Воспитывающая среда образовательных учреждений представляется как динамическая целенаправленная система отношений, опосредованных доминирующими нравственными нормами в которую входят:студенческое самоуправление, волонтерское движение, взаимодействие с производством, спортом, искусством, бизнесом – работа с социальными партнерами, дополнительное образование и досуг.

Целью дополнительного образования на данном уровне является организация досуга обучающихся. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Дополнительное образование способно решить целый комплекс задач воспитательной работы:

- Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- Содействовать самореализации личности студента.

Таким образом объединяя в единый процесс обучение, воспитание и развитие студента.

В качестве вероятного результата процессов интеграции дополнительного образования и среднего профессионального образования можно выделить реализацию «сквозных» программ, программ совместной деятельности образовательных организаций по профессиональному самоопределению обучающихся, досуговых программ, создание условий для творческого развития иадаптации к социальным изменениям каждого обучающегося.

Образовательные организации за счет собственных ресурсов и взаимодействие с различными социальными партнерами решают следующие задачи:

- получение дополнительных профессиональных знаний, умений, навыков (расширения, углубления основного профессионального образования) и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся через открытие объединений профессиональной направленности;

- организация полноценного досуга, укрепление физического здоровья обучающихся, привитие им норм здорового образа жизни через занятия в спортивных объединениях;

- усиление воспитательной составляющей.

- решаются проблемы занятости подростков в свободное от основных занятий время, формирования социального опыта обучающихся через продуктивную творческую деятельность.

Любой досуг должен быть содержательным, работающим на совершенствование личности. Формы, в которых может осуществляться дополнительное образование : организация и реализация различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) — фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т. д. При организации дополнительного образования в учреждениях профессионального образования повышается уровень занятости подростков в свободное время и возможность определения спектра их внеурочных интересов.

Рассматриваемая интеграция способствует созданию единого образовательного пространства для социально-профессионального самоопределения личности, способствующее формированию социальной и профессиональной мобильности выпускника.

В колледже в настоящее время работают 3 группы дополнительного образования : секция волейбола, студенческий совет, волонтеры-медики.

100 % несовершеннолетних обучающихся колледжа вовлечены в систему дополнительного образования колледжа. Работая в данном направлении специалисты медицинского колледжареализуют одну из важнейших задач - совершенствование личности. Формы, в которых может осуществляться дополнительное образование : организация и реализация различного рода коллективных творческих дел - массовых досуговых мероприятий, фестивалей, конкурсов, соревнований, экскурсий и т. д. ставших уже традиционными в колледже.

К традиционным мероприятиям колледжа, в организации которых принимают активное участие студенты, относятся:

- внутриколледжные мероприятия: «День знаний», мероприятияпосвященные дню защитника Отечества,спартакиада колледжа на звание «Самая спортивная группа», экологические акции: «Субботник» и «Зеленая весна», создание буклетов, памяток и санбюллетеней для дальнейшего использования в лечебных учреждениях и т. д.

- мероприятия вне колледжа: участие в спортивном празднике «СтуДень», посвященного Дню студента, «СтудОсень», Участие в открытом городском фестивале молодежных направлений «КРЕАТИВ. RU»,участие в спортивных состязаниях и т. д.

Работа в сфере допобразования, несмотря на молодой коллектив ведется весьма успешно, т. к. сформированные качествастудентов медиков:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида) привело к заинтересованности организациейи привлечение волонтеров- медиков в организацию мероприятий районного масштаба. Студенты медики организуют обучение школьников, проводят беседы, и лекции: «Первая медицинская помощь при ДТП», «Половае воспитание подростков». Студентами медицинского колледжа снято множество образовательных фильмов : «Школа здоровья», «Профилактика курения электронных сигарет». Волонтеры привлекаются в работу судейской бригады на таких соревнованиях как: «Сила Вятки», «Лыжня России», «Кросс нации», легкоатлетический кросс в день города и «День Металлурга». Волонтерский отряд участвовал в организации мероприятия «День семьи, любви и верности».

Отсюда я делаю вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.

Согласованная работа всех структурных подразделений (педагог-организатор, библиотекарь, психолог, методист, кураторы групп, руководитель физического воспитания, способна обеспечить становление высококвалифицированных специалистов среднего звена, способных самостоятельно проектировать профессиональную карьеру, характеризующиеся нравственной зрелостью и ответственностью, отличающиеся умением критически мыслить, анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения и успешно лечить.

Организация воспитательной работы помимо профессиональных навыков способствует развитию волевых качеств, самоорганизованности. Учит ставить цели и достигать их. Правильно организованный досуг учит будущего медицинского работника держать удар, правильно переживать не только победы, но и поражения, делать работу над ошибками, преодолевать страх провала. Художественная самодеятельность, которая реализуется как на уровне колледжа, так и на районном уровне, научит нашего студента ораторскомуискусству, что очень важно в работе с пациентом, ведь известно, что одни и те же лекарства могут иметь разную эффективность при назначении их знаменитым, авторитетным врачом и малоизвестным, молодым (эффект плацебо).

Еще один важный фактор. Во время активных занятий интересными любимым делом вырабатываются эндорфины (в частности, бета-эндорфины, которые отвечают за хорошее настроение и самочувствие. Исследования показывают: если человек в депрессии начинает регулярно заниматься спортом, ему становится легче. Он выздоравливает быстрее, чем тот, кто только принимает лекарственные препараты или ходит к психотерапевту.

Опыт показывает, что наиболее перспективным являются студенты, реализующие успешно себя в допобразовании. Свой «стереотип успеха» ребята переносят на достаточно сложный процесс учебы, а в дальнейшем и процесс работы в медицине и не только.

Подводя итог можно сделать следующий вывод – современному работодателю требуется работник высокой квалификации и широкого профиля, который готов обеспечить выполнение стандартов всех видов работ. При переходе к рыночным отношениям изменились условия труда медицинского работника, а следовательно, и требования к работнику, как специалисту, на рынке труда. Новые требования определяют не только профессиональные особенности специалиста (профессиональная компетентность, отношение к профессии, трудовая мотивация и дисциплина, но и общую образованность специалиста (интеллектуальное развитие, готовность к саморазвитию, умение логически мыслить, анализировать, планировать, а также психологические особенности (умение работать с другими людьми, уверенность в себе).Любая активная деятельность закладывает фундамент уверенности в себе, а значит учит студента побеждать и быть профессионалом своего дела.

В связи с вышесказанным в учреждениях,имеющих творческие объединения художественно-эстетической, научно-технической, социально-педагогической, спортивной направленностей дает положительные результаты для всех субъектов образовательного процесса. Выигрывают обучающиеся, педагоги, учреждение.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная ориентация обучающихся и выстраивание системы дополнительного образования в системе СПО
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 15:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД