Лучший педагог года

Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Лариса Панкратова
Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами

аутистического спектра

Баранник Л. В., воспитатель,

МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»

Важной задачей комплексной профориентации является возникновения у детей с РАС стимул соразмерный к деятельности, адекватной их возможностям. Необходимо определить, в чем конкретно состоит сдерживающий фактор профессиональной деятельности, связанные с аутизмом, каков ресурс человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и приоритетность, связанные с профессиональной деятельностью, индивидуальностью мотивации к профессии.

Публикация «Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Однозначную индивидуальную роль в мотивации к профессиональной деятельности может сыграть желание самовыразиться через деятельность, в которой удается добиться успеха; при этом важно, чтобы побуждающее и направляющее этот интерес одобрение взрослых не переходило грань соразмерности. В ряде случаев основа интереса к профессии закладывается некоторой социальной ситуацией. В наиболее тяжелых случаях в основе мотивации к занятости, к обучению простой безупречной деятельности, может лежать отработанный стереотип, привычная последовательность действий и стремление к ее завершению.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором.

Важно подчеркнуть, что при подборе возможной профессии или способов занятости ребенка с РАС специалисты и родители должны понимать, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.

Аутисты работают с такой тщательностью и вниманием к деталям, со столь фантастической точностью, что для некоторых профессий более подходящих специалистов просто не найти. Но даже при высокой хорошей подготовке шансы на рынке труда у аутистов - минимальные.

Конечно, проблемы людей с РАС решаются, но лишь отчасти. В специализированных классах их обучают по коррекционным программам, которые включают в себя общеобразовательные и развивающие предметы, с учетом индивидуальных особенностей. Но после школы идти некуда [3].

Существует масса профессий и сфер деятельности, где такие качества, как аккуратность, педантичность и склонность к порядку просто необходимы. И поэтому в области программного обеспечения аутисты являются бесценными кадрами. Ведь они зачастую обладают уникальной памятью, способной запоминать сложнейшие соединения цифр, особый интерес к деталям, логическим мышлением и умением быстрее усваивать иностранные языки.

Безусловно, профориентация имеет свою особенность, но необходимость разработки современных моделей профессионального самоопределения людей с РАС назрела уже давно.

На наш взгляд, необходимо создать общую структуру, в которой государство вместе с родительскими группами, будут работать над созданием системы сопровождения людей с РАС с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Очень важна система специального образования, способствующая найти свое место в жизни: многие из них с радостью будут заниматься в художественных мастерских, работать в сельском хозяйстве, получать навыки гончарного дела и т. д. Все это создает уникальную возможность социализации – ребенок научится что-то делать, а в последствии может улучшить свою профессиональную ориентацию.

Следует помнить, что взрослый аутист имеет такие же признаки, как и детский: неумение общаться, нежелание контактов с окружающими людьми. Многие аутисты «думают иначе» и поэтому способны найти для привычной работы нетрадиционный подход. Среди них есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем успешные состоявшиеся в жизни люди.

По мнению специалистов, аутисты обладают хорошими аналитическими способностями и высокоразвитым логическим мышлением, они способны серьезно концентрироваться на одной проблеме. У людей с аутизмом также часто выражено нестандартное мышление, и они всегда говорят правду [5].

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям человека с РАС.

Необходима комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию у обучающихся с РАС трудовых навыков и элементарных представлений о профессиях. Для проведения профориентации обучающихся необходима система организационно-методических и практических мероприятий, способствующая личностному развитию выпускников, а в дальнейшем, их социальной адаптации.

Такой работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле школьников с РАС. Необходимо также учитывать специфику вида РАС.

Методический функционал для реализации профессиональной диагностики должен соответствовать уровню развития и особенностям подростка-аутиста. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.

В профессиональной работе на наш взгляд необходимо ориентироваться на профессиональное консультирование и профориентацию родителей, имеющих детей с РАС.

Литература:

1. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М. : Терефин, 2006.

2. Кулишова Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М. : 2006. – 104 с.

3. Питерс Т., Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов - дефектологов / Тео Питерс; пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с. – (Коррекционная педагогика).

4. Чумаков И. В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.

5. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Моя первая профессиональная выставка!Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.

Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет)Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 17:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Панкратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД