Лучший педагог года

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

гульмира тожибоева
Профессиональная компетентность учителя начальных классов

СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ «РИВОЖ» (РАЗВИТИЕ) В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

старший преподаватель

Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

mirak5275@gmail.com

Аннотация

Публикация «Профессиональная компетентность учителя начальных классов» размещена в разделах

В данной статье раскрыты особенности подготовки будущего учителя начального образования (БУНО). В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки БУНО, рассматривается специфика работы школы «Ривож» (Развитие) в развитии профессиональной компетентности БУНО. Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-методической системы подготовки студентов в развитии профессиональной компетентности. В результате выделены и охарактеризованы четыре уровня подготовки студентов (стандартный, алгоритмический, эвристический, авторский, которые направлены на поэтапное развитие профессиональной комптентности.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, мотивация, диагностика, проектирование

Конкурентоспособность на рынке труда сегодня требует от каждого специалиста наличия профессиональной компетентности, ее последовательного развития. Что такое компетентность? Какие качества должны быть отражены в основе профессиональной компетентности? Какими компетентностными качествами должен обладать будущего учителя начального образования (БУНО?

В то время как английское понятие «competence» буквально означает «способность», в содержательном плане оно означает совокупность способностей, позволяющих демонстрировать теоретические знания на практике с высоким уровнем профессионализма, навыков и способностей.

Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя начального образования (БУНО) представляет собой поэтапный процесс. К профессионально важным качествам деятельности (БУНО) на основе «Я-концепции» относятся формирование и развитие функциональных и личностных компонентов (проектный, организаторский, конструктивный, аналитический). Мы рекомендуем будущему учителю начальных классов строить свою деятельность на основе трех этапов:

Шаг 1 - Адаптация. БУНО определяет объем своих обязанностей и компетенций, а также выявляет пробелы в своих навыках и способностях для разработки программы адаптации.

2 этап - Шлифовка. БУНО разрабатывает и реализует программу адаптации, шлифует свои профессиональные навыки, создаёт программу самосовершенствования.

3 этап - Диагностика. БУНО проверяет уровень своего профессионализма, определяет уровень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В развитии профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов мы разработали программу целевого сотрудничества, организовали деятельность школы «Развитие» так, чтобы у учащихся было четкое представление о целях и задачах программы. В этой школе в качестве «болевых точек» педагогической деятельности будущих учителей начальных классов были выделены различные проблемы, такие как профилактика типичных ошибок в обучении, формирование устойчивых принципиальных позиций в проведении урока. Эта программа служит:

дифференциации и целевому планированию методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей будущего учителя начальных классов;

повышению профессионального уровня будущего учителя начальных классов с учетом его потребностей, трудностей и достижений;

развитию творческого потенциала будущего учителя начальных классов, стимулированию его участия в инновационной деятельности, мониторингу динамики развития профессиональной деятельности;

повышению практической продуктивности будущего учителя начальных классов и эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении;

созданию условий для удовлетворения потребности в самообразовании будущих учителей начальных классов.

Наши усилия были направлены на активизацию и усиление мотивации будущих учителей начальных классов, освоение эффективных способов преодоления трудностей, возникающих в процессе работы.

В школе «Ривож» (Развитие) тщательно подобраны формы и методы обучения будущих учителей начальных классов : проблемно-педагогическая игра; рефлекторная педагогическая игра; работа в составе творческой группы; лекции, семинары, практические занятия; педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видео записанных уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ базовых школ; мастер-классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями осуществлялось на лекциях и педагогических чтениях. Но этого было недостаточно для формирования практических навыков. Поэтому применялись комплексные методы работы : педагогические семинары, мастер-классы, работа в творческих группах, где БУНО знакомился с передовым педагогическим опытом, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, проводил открытые уроки и так далее. При высоком уровне мотивации будущий учитель начальных классов обсуждает свои профессиональные проблемы в группе и получает реальную помощь от сокурсников. В процессе развития профессиональной компетентности мы разработали следующие уровни и использовали их в экспериментальной работе:

1. Стандартный уровень – будущий учитель начальных классов реализует компетенции, определенные в «Концепции профессиональных компетенций», разработанной нами на основе приведенных образцов, исходя из стандарта высшего образования.

2. Алгоритмический уровень – самостоятельно выполняет алгоритм компетенций, определенный в «Концепции профессиональных компетенций».

3. Эвристический уровень – способность самостоятельно разрабатывать новые алгоритмы на основе изменений компетенций, определенных в «Концепции профессиональных компетенций», самостоятельно искать новую информацию для решения учебной задачи.

4. Авторский уровень - обогащение индивидуально разработанными решениями в процессе выполнения заданий.

В своей работе мы выполнили следующие задачи:

работали над учебно-методическим модулем по компетентностному образованию;

познакомили будущего учителя начальных классов с новыми педагогическими технологиями;

разработали программу внедрения компетенций в образовательный процесс по направлению;

использовали школу “Ривож”(Развитие) как оптимальную форму работы;

включили в план работы БУНО информацию о новых и параллельных программах и учебниках.

Новые нетрадиционные или модернизированные формы работы более эффективны, чем традиционные формы работы (беседы, консультации, посещение и обсуждение) : психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические рабочие игры, дебаты, конкурсы, круглые столы, «мозговой штурм», урок-разработка и презентация моделей, презентация себя как классного руководителя, защита творческой работы, передача педагогического опыта «от ученика к ученику». Именно они ускоряют процесс доступа БУНО к образовательной деятельности, педагогической среде. Он чувствует себя более уверенно, укрепляется его уверенность в выборе профессии, в результате чего развивается профессиональная компетентность.

Литература:

1. ГР. Таджибоева. Психолого-педагогическая компетентность учителей начальных классов. Наука и мир, международный научный журнал, №1 (77, 2020, том 2, 32-34стр.

2. Г. Р. Тожибоева, Д. Т. Пулатова. Педагогическая компетентность : теория и практика. Академические исследования в области педагогических наук Том 1 | Выпуск 3 | 2020 Issn : 2181-1385 Импакт-фактор научного журнала (Sjif) 2020: 4.804, 209-215 .

3. Г. Р. Тожибоева, Алтаева К., Роль педагогической компетентности в становлении профессионализма учителей начальных классов

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Презентация опыта работы учителя начальных классов Пояснительная записка к презентации по представлению опыта работы учителя начальных классов, классного руководителя 2 класса МБОУ «Красногорская.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Стихи-посвящение учителям начальных классовСтихи-посвящение учителям начальных классов Когда наши дети покидают детский сад, они попадают в надёжные руки педагогов школы. Понятны волнения родителей и,конечно же,самих детей.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

Библиотека изображений:

Публикация Профессиональная компетентность учителя начальных классов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем гульмира тожибоева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Опубликовано: 19 мая 2022 в 16:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД