Лучший педагог года

Профессиограмма воспитателя

Тельминова
Профессиограмма воспитателя

Содержание

Введение…. 3

1. Общая характеристика профессии…4

2. Должностные обязанности воспитателя…. 5

3. Характеристика обобщенных трудовых функций….6

1. требования к образованию и обучению…. 6

2. профессиональные компетенции воспитателя…. 6

3. особые условия допуска к работе…8

Заключение….9

Список литературы….10

Введение

Педагогика - это наука о воспитании, обучении, образовании человека на всех возрастных этапах его развития.

Публикация «Профессиограмма воспитателя» размещена в разделах

История педагогики изучает закономерности становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.

Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учителю-практику в осмыслении профессионально-педагогической деятельности как таковой и своих взглядов на нее. Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах.

1. Общая характеристика профессии

В формировании личности ребенка дошкольного возраста огромная роль отводится педагогу дошкольного учреждения – воспитателю. Детский сад является первым звеном в системе образования. Здесь впервые становится возможным регулярное обучение и воспитание ребенка по программе, закладываются основы формирования его личности, возникает общественное мнение, первый детский коллектив. Осознание важной роли воспитателя подрастающего поколения вызывает пристальный интерес к его деятельности, педагогическим способностям, мастерству.

Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т. п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.

Какой должен быть воспитатель, как он должен готовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни? Каким он должен быть, чтобы в его действиях гармонично сочетались человеческие и профессиональные качества, педагогическое мастерство и чуткое отношение к детям?

2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием.

Воспитатель детей дошкольного возраста: содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников; создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника; способствует развитию общения; способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; соблюдает права и свободы воспитанников; несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса; проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм; разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников; работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников; участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы; участвует работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; участвует в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим); вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

3. Характеристика обобщенных трудовых функции

3.1. Требования к образованию и обучению

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.

3.2. Профессиональные компетенции воспитателя

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;

знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Иметь практический опыт:

анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;

участия в создании предметно-развивающей среды;

изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;

оформления портфолио педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

участия в исследовательской и проектной деятельности.

Очень важны личностные качества воспитателя. Из необходимых качеств личности воспитателя нужно выделить : добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Так же педагог должен обладать такими качествами, необходимыми для работы как любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение. Хорошо, если воспитатель умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актерские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

3.3. Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Медицинские противопоказания: заразные заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Заключение

Профессиональный стандарт разработан на основе:

Конвенции ООН о правах ребенка, Законе «Об образовании», Конституции РФ, Законодательства РФ.

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие педагога, а лишь давать ориентиры объективных современных требований профессии. В соответствии с профессиограммой, воспитатель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности детей, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.

Список литературы

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование";

профессиограммы педагога, разработанные под руководством

В. А. Сластенина (1980-90-е годы);

Люблинская А. А., Кулачковская С. Е. Современный воспитатель.

Какой он? – Киев, Знание, 1981;

Смыш В. П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва,

Просвещение, 1989;

Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – Москва,

Просвещение, 1979;

Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – Москва, Просвещение,

1973;

Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – Москва,

Просвещение, 1989;

А. И. Пискунов «Функциональный подход к описанию педагогической деятельности».

Публикации по теме:

Эссе воспитателя «Эссе воспитателя» Выполнила: Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник,.

Фотоотчет «Плакат ко Дню воспитателя»Фотоотчет «Плакат ко Дню воспитателя» Уважаемые коллеги, вот и настал самый добрый, нежный, осенний праздник- День воспитателя и дошкольного работника. Воспитатель- слово такое.

Профессиограмма педагога ДОО Профессиограмма педагога ДОО. Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального.

Резюме воспитателяРезюме воспитателя Жаркова Наталья Васильевна Дата рождения: 14 августа 1979 г. Семейное положение: замужем Адрес: Республика Крым Джанкойский район.

Стенгазета ко Дню воспитателяСтенгазета ко Дню воспитателя Стенгазеты оказывают положительное влияние на развитие ребенка и его эстетическое воспитание. Будь то праздничная, развивающая, либо информационная.

Стенгазета ко Дню ВоспитателяСтенгазета ко Дню Воспитателя 27 сентября в России отмечается главный праздник представителей гуманнейшей профессии – воспитателей детских садов и других учреждений дошкольного.

Видеоотчет «Перевоплощения воспитателя» «Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко.

Эссе воспитателя Эссе воспитателя. «Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство есть период жизни, и часто лучший ее.

Эссе ВоспитателяЭссе Воспитателя Я воспитатель! Мне нравится моя профессия. Еще помню с детства со школьной скамьи, мне нравилась эта профессия. Когда я ходила в школу,.

Эссе воспитателя «Мое призвание» Автор: Скрипникова Валентина Михайловна. От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Профессиограмма воспитателя (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тельминова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профессиограмма воспитателя
Опубликовано: 19 октября 2020 в 18:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД