Папки-передвижки

Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников

Алена Селезнева
Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников

Одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса является проектная деятельность воспитателя в детском дошкольном учреждении по ФГОС. Для создания проектов, которые принесут пользу, необходимо учитывать многочисленные факторы и особенности современных тенденций в педагогике и воспитании подрастающего поколения.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах

В наши дни дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых лет. В их быт с малолетства вошла сложная техника и электроника, доступ к телевидению и интернету, прогрессивным игрушкам и интерактивным технологиям. Этих детей трудней заинтересовать, включить в яркую жизнь коллектива, чтобы они развивались как активные творческие и свободные личности. Современная педагогика и воспитательный процесс должны непрерывно развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать духу времени и повышенным требованиям к новому поколению. От педагогов и воспитателей зависит формирование будущих граждан страны – грамотных, физически и духовно развитых, смышленых, социально адаптированных, подготовленных к переходу на более высокую степень развития, творческих и самостоятельных.

Проектная деятельность – это метод работы с детьми, показавший свою высокую эффективность в современных условиях. Воспитанники получают возможность поиска новых знаний, их классификации и концентрации, творческого свободного развития, формирования необходимого жизненного опыта с учетом возрастной группы учащихся. Дошкольники намного лучше усваивают полученный материал, поэтому у них формируются устойчивые знания и навыки. При этом педагог становится наиболее близок к своим воспитанникам, а это крайне важно для формирования прочных доверительных отношений.

История совместной работы детей и педагогов – не новшество, хотя в современной педагогика рассматривается как инновационная теория. Она начала применяться еще в начале ХХ века при распространении прагматической педагогики Дьюи. Но наиболее важной и востребованной она стала в наши дни.

Использование проектной деятельности в ДОУ по ФГОС позволяет детям получать следующие возможности:

Активное развитие самостоятельности, свободного критического мышления, инициативы при участии в различных проектах.

Внедрение полученных теоретических знаний в свою обычную жизнь.

Установка границ между знанием и незнанием.

Опыт совместной работы со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Проектная деятельность приносит значительную пользу и самому воспитателю, поскольку дает возможность успешного раскрытия потенциала воспитанников, качественную подготовку детей к самостоятельной учебе в школе, совершенствование собственных профессиональных навыков и возможностей.

Для успешного осуществления проектной деятельности в ДОУ работа проводится в средних и старших группах. Это связано со спецификой психики детей. Устойчивое внимание, достаточная зрелось для проведения простейшего анализа, познавательные способности и определенная наблюдательность формируются у детей приблизительно к 4 – 5 годам. Поэтому темы проектной деятельности для воспитателей обязательно должны учитывать возрастные особенности воспитанников.

Основными чертами проектной деятельности в ДОУ являются следующие:

Проблема, которую предлагается решить, должна базироваться на ситуации, имеющей важное значение для детей. Она должна быть связанной с ситуацией, которая уже была или может стать причиной трудностей в будущем. При этом нужно понимать, что дети охотнее решают задачи, выдвигаемые ими самими, чем те, которые предлагаются им взрослыми.

Для проекта нужно выбирать тематики, предусматривающие отсутствие слишком простого или очевидного решения. Если ответ будет находиться «перед глазами» воспитанников, никакого полезного результата проект не даст.

По результату осуществления проектной деятельности должен получиться продукт, который можно представить в виде слов, схем или символов. На решение задачи должно отводиться фиксированное время, что позволяет выработать у воспитанников навыков следований плану и быстрого реагирования на задачи.

Во внедрении новых методик большое значение имеет самообразование воспитателя по проектной деятельности. Он должен четко и твердо усвоить отличие этого типа работы от методики. Строгая последовательность действий противопоставляется свободной интерпретации в рамках определенной образовательной направленности. Эффективность применяемого способа подтверждает отчет воспитателя по проектной деятельности в средней или старшей группе.

В зависимости от возраста можно выделить следующие этапы формирования и развития такого типа активности у детей дошкольного возраста :

3,5 – 4,5 года – подражательно-исполнительский период. В этом возрасте малыши ориентированы на повторение действий взрослых, подражанию им. Их самостоятельность и проявления инициативы находятся в стадии формирования, поэтому в проектах они участвуют на вторых ролях как помощники воспитателя.

5 – 6 лет – развивающий этап. В это время дошкольники уже могут участвовать в процессе наравне со взрослыми, способны делегировать задачи, брать на себя командные функции, способны достаточно объективно оценивать собственную работу или результаты других детей.

6 – 7 лет – это творческий период, когда дошкольники активны и проявляют личную инициативу, могут концентрироваться на задаче и ориентироваться на достижение долгосрочных целей.

По типу деятельности все проекты можно разделить на следующие:

Творческо-исследовательские, плодами которых являются стенды, витрины, стенные газеты, плакаты и так далее. Проектно-исследовательская деятельность воспитателя в этом случае направлена на развитие способности детей экспериментировать.

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации, преобразование ее в материальные объекты типа стендов или различных поделок.

Использование проектов с применением ролевой игровой тематики позволяет решить задачу с использованием различных персонажей.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольниковФотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольников Фотоотчет спортивно-познавательного досуга "Полет в космос" для старших дошкольников, посвященный дню космонавтики. Уважаемые коллеги, доброго.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов»Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей Задачи: • Развить мышление, любознательность; • Познакомить.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; углублять представления детей о причинах отлёта птиц в тёплые края.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:

Публикация Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Селезнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 18:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД