Лучший педагог года

Проектная работа в рамках практики дошкольного образовательного учреждения «Адаптация для всех»

Соловьянова Юлия Юрьевна
Проектная работа в рамках практики дошкольного образовательного учреждения «Адаптация для всех»

Пояснительная записка

Период адаптации к новым условиям является очень важным, как для детей, так и для взрослых участников образовательного процесса. Традиционно, чаще рассматривается детская адаптация к переменам, все сопутствующие факторы остаются на втором плане. В нашем детском саду в течение нескольких лет проводилось наблюдение за социально - психологическим климатом. По результатам которого, мы определили, что смотреть на процесс адаптации нужно на много шире. Из года в год, когда дети из группы раннего возраста переходят в группу от 3 до 4 лет, к новому педагогу и в новое пространство, возникает одно и то же явление. Вне зависимости от личности воспитателя, общего настроения родительской общественности и численности группы детей, процесс такого перехода сопровождается - повторной, чаще сложной адаптацией детей, повышением озабоченности педагогов, повышением конфликтности родителей и это нормой для дошкольного учреждения не является. Из года в год администрация принимала, что называется реактивные меры, с целью минимизировать проблемы связанные с повторной адаптацией детей. Мы понимали что, нужно искать инструмент, для того, чтобы предотвращать сложности повторной адаптации, чем устранять их последствия. Дополнительной мотивацией для детального изучения ситуации и поиска такого инструмента стало - появление в коллективе нового – молодого педагога. Человека, получившего профильное педагогическое образование, но опыта работы с детьми и в дошкольном учреждении не имеющего. В нашем детском саду молодые специалисты свой трудовой путь начинают с работы в группах младшего возраста. Мы сделали вывод о том, что в одной точке сошлись 4 проблемы одномоментно.

Публикация «Проектная работа в рамках практики дошкольного образовательного учреждения „Адаптация для всех“» размещена в разделах

Как мы сформулировали проблемы:

1. Сложная адаптация детей, перешедших из группы раннего возраста в группу от 3 до 4 лет,к незнакомому педагогу и в незнакомое пространство;

2. Сложная адаптация родителей, которые попадая повторно в процесс адаптации детей, недоумевают каковы причины смены настроения детей, нежелание детей идти в новую группу к другому воспитателю. Родители очень насторожено начинают относиться как к самому процессу пребывания детей в ДОУ, так и к личности педагога принимающей группы;

3. Педагог, который только что выпустил детей в школу, принимает малышей и так или иначе начинает переживать период адаптации, к новому коллективу детей и родителей, к новому режиму дня и смене возраста детей;

4. Проблема на первый взгляд не явная, но не менее важная для руководства ДОУ. Руководитель заинтересован в том, чтобы молодой специалист проработавший с детьми в группе раннего возраста год и более, не воспринял трудный процесс адаптации детей на свой счет, не посчитал это своей неудачей по причине некомпетентности и не прервал свой профессиональный путь;

Для детей процесс и степень адаптации (социальной готовности) обусловлена уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Заинтересованным родителям, столкнувшимся с проблемами повторной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо бы сформировать у ребенка положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Но, большинство родителей начинают подозрительно относиться как к ситуации, так и к педагогам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка. Принимающий воспитатель, человек, который должен контролировать процесс адаптации в группе. В свою очередь, переживая свою собственную адаптацию к новым условиям, работая над адаптацией детей, взаимодействует с родителями, большинство из которых испытывает разную степень недоверия педагогу.

Молодой специалист, воспитатель который передает детей, также находится в замешательстве и у этого могут быть две причины. Я не имею опыта, я плохой воспитатель, я все делаю не правильно, почему у детей такая реакция? Такой вывод, может привести к неудовлетворенности качеством своей работы и увольнению. Может быть и другой вариант. Я очень хороший воспитатель, дети не хотят идти к другому педагогу? Вывод не плохой отчасти, но мы получаем специалиста, который дал себе высокую оценку и отменил себе мотивацию расти и развиваться.

Раскрыв проблемную ситуацию, мы выдвинули гипотезу: если всех участников образовательного процесса - воспитанников, родителей, воспитателя группы раннего возраста (молодой специалист) и воспитателя принимающей группы замкнуть в общей деятельности, в которой они смогут взаимодействовать, то дети и их родители будут иметь возможность заранее познакомиться с принимающим воспитателем, также молодой специалист в рамках взаимодействия с опытным воспитателем получит педагогический опыт, обретет опыт тесного и планомерного взаимодействия с коллегой в самом начале своего трудового пути.

Вторая гипотеза, которую мы выдвинули, звучит так : если адаптацию как процесс начать заранее, а именно за год до реального перехода детей из группы раннего возраста в первую младшую группу, распланировать и целенаправленно организовать, то адаптация пройдет безболезненно для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, родился проект «Адаптация для всех»

Цель проекта: создать условия для тесного длительного взаимодействия участников образовательного процесса – дети, родители, воспитатели.

Задачи Ожидаемый результат

1. Создать условия, обеспечивающие детям постепенное знакомство и привыкание к новому пространству и педагогу / Воспитанники группы раннего возраста знакомы с пространством группы, легко ориентируются в ней, играют в предложенные педагогами игры. Воспитанники группы раннего возраста знакомы с воспитателями принимающей группы, легко взаимодействуют с педагогами, доверяют им.

2. Создать условия обеспечивающие родителям знакомство с пространством группы и педагогом, с правилами и требованиями детского сада, а также с результатами проведения совместных мероприятий. / Родители воспитанников группы раннего возраста знакомы с пространством группы, режимом дня, расписанием занятий, знают о результатах проведения совместных мероприятий и участвуют в них. Родители воспитанников группы раннего возраста знакомы с воспитателями принимающей группы, легко взаимодействуют с педагогами, доверяют им.

3. Создать условия обеспечивающие воспитателям принимающей группы знакомство и узнавание детей и родителей прибывающей в следующем году группы / Воспитатели принимающей группы знакомы с особенностями детей, знают их предпочтения в еде, в играх, особенности засыпания и т. д. Воспитатели принимающей группы знакомы с пожеланиями родителей, особенностями взаимодействия родителей с детьми, способами взаимодействия родителей с воспитателем.

4. Создать условия обеспечивающие молодому специалисту включенность во взаимодействие с педагогом наставником и принятие педагогического опыта. / Молодой специалист приобретает навыки взаимодействия с коллегами внутри образовательной и внеурочной деятельности. Через взаимную работу с старшим наставником принимает ответственность за разработку и проведение мероприятий. Может сравнить свои методы работы с работой старшего наставника. А самое главное, через процесс наблюдения за успешной адаптацией детей и родителей, сам проще переживает свою адаптацию. Молодой специалист приобретает навыки организации пространства в группе, навыки общения педагога с родителями, имеет возможность посоветоваться с старшим наставником о проблемных ситуациях в своей работе.

Основные участники проекта:

• дети;

• родители;

• воспитатели подготовительной группы;

• воспитатели группы раннего возраста (вновь принятые воспитатели);

Сроки реализации: сентябрь- май (долгосрочный)

Основное содержание проекта

Таблица 1

Подготовительный этап

1. Выявление проблемы;

2. Анализ психолого-педагогических источников по проблемам исследования;

3. Формулирование гипотез.

4. Постановка цели и задач;

5. Определение актуальности и значимости проекта;

6. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

7. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап

1. Ознакомление детей с будущей группой и воспитателями;

2. Знакомство принимающего педагога с семьями детей;

3. Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);

4. Проведение совместных праздников,

5. Проведение совместных детских и детско-родительских мероприятий;

6. Совместное просматривание и обсуждение мультфильмов;

7. Совместное рисование с детьми подготовительной группы различными нетрадиционными техниками на определенную тематику;

8. Совместная лепка с детьми подготовительной группы на определенную тематику;

9. Создание презентации или видеоролика «Большой секрет для маленькой компании».

Заключительный этап

1. Наблюдение;

2. Определение уровня

адаптации детей:

- к новому воспитателю,

- к новому пространству,

- к новым требованиям;

3. Определение уровня

адаптации родителей: - к новому воспитателю,

- к новому пространству,

- к новым требованиям;

4. Определение уровня

адаптации принимающего педагога: к детям, к родителям;

6. Определение уровня

адаптации педагога -молодого специалиста: - к работе в дошкольном учреждении;

7. Анализ результатов проекта.

Типология проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Дети совместно с родителями получают информацию о новой группе и воспитателях. Воспитатели добиваются мягкой адаптации детей и родителей к ДОУ через, выстраивание совместной работы с детьми, родителями, коллегами по работе.

Доминирующей деятельностью в проекте является ознакомительно-ориентировочная деятельность. Совместно идет организация творческой, познавательной, и игровой деятельности.

С учетом предметно-содержательной области проект является межпредметным. В него включены пять образовательных областей.

В рамках ОО «Речевое развитие» идет владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества.

В рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие» работа направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и с детьми старшего возраста, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

В рамках ОО «Физическое развитие» становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие» идет реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

По характеру контактов он представляется межгрупповым. В него включены дети группы раннего возраста, дети подготовительной к школе группы детского сада, их родители и педагоги.

По продолжительности проект является долгосрочным, рассчитан на один учебный год.

Основные формы деятельности участников проекта – межгрупповая и групповая.

Методы, используемые в проекте, на основе выделения источников передачи содержания – словесные, практические, наглядные.

Заключение:

Адаптация процесс глубокий, оказывающий свое влияние не только на детей, но и их родителей. Сомнения и тревоги родителей в этот период абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение занимает существенную часть жизни ребенка. К тому же, именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье детей. Поэтому очень важна своевременная, совместная работа.

Анализируя результаты работы по реализации проекта возвращаясь к нашим гипотезам, которые звучали так : если всех участников образовательного процесса - воспитанников, родителей, воспитателя группы раннего возраста (молодой специалист) и воспитателя принимающей группы замкнуть в общей деятельности, направленной на взаимодействие в рамках образовательного процесса в течении одного года, то адаптация пройдет безболезненно для всех участников образовательного процесса.

Сегодня мы можем говорить о том, что предполагаемые нами гипотезы подтверждены. В результате реализации проекта, мы смогли перевести повторную адаптацию детей совсем в другое качество. И если например сложность детской адаптации отчасти заключалась в том, что дети боятся оставаться без родителей в незнакомой обстановке, новой группы. Мы нашли способ хорошо познакомить детей с новой группой в присутствии родителей, дать ребенку освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями. Процесс повторной адаптации детей в нашем ДОУ можно назвать теперь комфортным, растянутым во времени и управляемым.

Мы знаем, что важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Также воспитатель должен быть спокойным, организованным, уметь находить общий язык с родителями. Трудно показать родителям все достоинства воспитателя, когда родители выискивают недостатки и подтверждения им. И с этой сложностью мы справились, мы постепенно показывали воспитателя детям и родителям. Адаптация педагогов в рамках проекта также качественно изменилась, это длительный, дозированный, целенаправленный и полностью контролируемый процесс.

Наша методика применима в любом детском учреждении, если там существует проблема повторной адаптации, если каждый воспитатель для учреждения дорог и уникален.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы)Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы) Возраст : 6 -7 лет. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Создавать условия для реализации творческой продуктивной деятельности в.

Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород»Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород» Ежегодно, в теплый период, я со своими детьми и воспитанниками осуществляю практические занятия на приусадебном участке по выращиванию овощей.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Фотоотчёт «Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период»Фотоотчёт «Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период» Фотоотчёт "Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период" Все мы знаем, что лето – самая благоприятная пора для сохранения.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Стенд в рамках социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»Стенд в рамках социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» Наше ДОУ является постоянным участником различных конкурсов. Вот и в этот раз, когда было объявлено о природоохранном социально-образовательном.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа в рамках практики дошкольного образовательного учреждения «Адаптация для всех»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 14:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД