Лучший педагог года

Проектная работа на тему «Развитие творческого воображения средствами декоративно-прикладного творчества»

Индыкина
Проектная работа на тему «Развитие творческого воображения средствами декоративно-прикладного творчества»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского и юношеского технического творчества»

Проектная работа на тему :

«Развитие творческого воображения средствами декоративно-прикладного творчества»

Педагог дополнительного образования Индыкина Любовь Витальевна

Первая квалификационная категория

Г. Серпухов 2023г

Оглавление

Введение…3

Публикация «Проектная работа на тему „Развитие творческого воображения средствами декоративно-прикладного творчества“» размещена в разделах

Глава 1. Теоретические основы воображения…. …. ….3

1.1. Особенности воображения как психического процесса…. ….….….3

1.2. Определение, виды и способы воображения…. ….5

2. Глава 2. Развитие творческого воображения младших школьников…. ….6

2.1. Особенности воображения детей младшего школьного возраста…. ….6

2.2. Методика изучения особенностей воображения…9

2.3. Формирование творческого воображения на занятиях бисероплетение. 11

2.4. Формы и методы развития творческого воображения на занятиях бисероплетения…. 11

Заключение…. …. …14

Введение

Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирование творческой активности личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать возникающие жизненные проблемы. В связи с этим важной задачей дополнительного образования является развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, его поведения в целом.

«Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоение учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебной - воспитательной деятельности».*

М. Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Действительно, с одной стороны,- освоения опыта воображения, воплощённого в творениях людей, с другой,- воспитание уважения к труду, вложенному в эти творения. Бисероплетение - один из старинных видов декоративно- прикладного искусства, который развивает такие нужные качества детях как: аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, мышление, воображение и творчество.

Глава 1. Теоретические основы воображения.

1.1. Особенности воображения как психического процесса.

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже 19- 20 веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функций воображения (С. Д. Владычко, В. Вунт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л. Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы всё более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путём исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л. С. Выготский, И. Г. Батоев, А. Я. Дудецкий, Г. Д. Кириллов, А. В. Петровский и др., с другой – функциональное развитие данного процесса (Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков и др.).

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности познания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося у него опыта и данного момента времени, т. е. он ориентируется в вероятной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счёт многократного переструктуирования имеющегося опыта.

Как писал Л. С. Выготский, воображение надо рассматривать, как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяющие говорить о следующих особенностях процесса воображения :

- воображение является одной из форм отражательной действительности сознания;

- специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путём переструктурирования имеющегося опыта, обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

- деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

- воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятиям, памятью, мышлением) и речью.

1.2. Определение, виды, функции и индивидуальные особенности воображения.

Воображение- особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Также воображение заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно- ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребёнок научается замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развития воображения идёт по нескольким направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. В- третьих, развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, например гиперболу, метафору, но самостоятельно их применяет. В- четвёртых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребёнок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определёнными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминая ему о прошлом, открывает будущее.

У человека имеются следующие основные виды воображения : активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активным называется такое воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека.

Пассивное - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса.

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким является воображение поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам и мотивам, тем самым обучаясь профессиональному мастерству.

По степени новизны создаваемых образов активное воображение может быть воссоздающим и творческим, теснейшим образом связаны друг с другом.

К числу основных приёмов воображения относятся комбинирование, акцентирование, типизация, преувеличение и преуменьшение, агглютинация.

При комбинировании в создаваемый образ включаются части различных объектов. Например, создавая образ литературного героя, наделяют его чертами нескольких известных лиц.

Акцентирование заставляет творческого работника, создавая образ героя, неправдоподобно изменять его внешность, подчёркивая наличие у него того или иного качества.

Типизация объединяет профессиональные черты, свойственные классу, профессии, возрасту, позволяя более ярко раскрыть типичные черты данной группы людей.

Преувеличение (гиперболизация) или преуменьшение (эвфемизм). То и другое может использоваться при характеристике внешности литературных героев, театральных персонажей. Например: Мальчик- Спальчик, Гулливер.

Агглютинация соединяет части совершенно разных персонажей, объектов. Это русалки, сфинксы.

Для занятии бисероплетением ребёнку необходимы следующие типы воображения : активное- это творческое и воссоздающее воображение, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Все эти типы воображения будут развиваться на уроках бисероплетения в течении всех годов обучения которые представлены по программе, а поможет в этом правильное проведение занятий и других мероприятий с детьми.

Глава 2. Развитие творческого воображения младших школьников.

2.1. Особенности воображения детей младшего школьного возраста.

Одной из важнейших задач психолога- педагогической работы является всестороннее изучение личности ребёнка. Как отмечал К. Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Отмеченные психологами Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, В. А. Крутецким, С. Л. Рубинштейном и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребёнка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребёнка внутри ведущей деятельности и посредством её, установление возрастной преемственности этих особенностей служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребёнка, в том числе воображения. «Воображение ребёнка,- писал К. Д. Ушинский,- и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека…

При поступлении ребёнка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках её происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. В возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольностью, внутренний план действий, рефлексию. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приёмы их достижения. У детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме.

Подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребёнком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выявить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические формы и имеют свои специфические задачи. Особенности игровой деятельности младших школьников заключается в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, становление которых происходит в русле учебной деятельности.

Следовательно, одновременное формирование в процессе обучения структурных и операционных компонентов творческого воображения обеспечит эффективное развитие данной психическо функции у детей, как в норме, так и в условиях нарушенного хода развития.

Из всего этого можно сделать вывод: что воображение является одной из форм деятельности сознания, специфика которой заключается в отражении действительности не как существующей реальности, а возможности, вероятности путём многократного переструктурирования имеющегося опыта.

Деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации.

Большое значение в развитии и функционировании воображения имеет речь.

2.2. Методика изучения особенностей воображения.

Бисероплетение- это интересный и увлекательный вид рукоделия. За очень короткий период времени ребёнок может себе изготовить украшение, одеть его на себя и радоваться результату своего труда. В младшем школьном возрасте имеются широкие возможности для развития творческого воображения детей.

Формирование творческого воображения следует начинать с определения уровня развития воображения ребёнка на нулевом этапе обучения. С этой целью психологическая служба проводит исследование на основе теста Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Ребёнку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур или контуры элементов отдельных предметов. Предлагают на основании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причём дорисовывание может проводиться как, внутри контура фигуры, так и за её пределами при любом удобном для ребёнка повороте листа и изображении фигуры, т. е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т. п. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест - фигур выполняется большое число рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса.

Следовательно, при организации процесса обучения особое внимание должно уделяться не только усвоению детьми определённых знаний, но и формированию умению гибко использовать эти знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. Недооценка значимости творческой продуктивной деятельности детей является серьёзным недостатком в обучении, приводящим к формированию стереотипного, шаблонного мышления.

2.3. Формирование творческого воображения на занятиях бисероплетение.

Бисероплетение, как и другой вид рукоделия способствует развитию у детей аккуратности, усидчивости, мышления, памяти, творческого воображения. Развитие творческого воображения происходит через следующие формы:

• Учебные занятия

• Посещение выставок

• Встреча с мастерами

• Совместный досуг детей и родителей

• Совместное творчество детей и родителей

Все эти формы способствуют развитию воображения детей, так как дети обучаются целенаправленной, творческой деятельностью.

На занятиях бисероплетение применяются разнообразные методы и приёмы, активизирующие творческую деятельность.

• Словесные

• Наглядные

• Практические

• игровые

В учебные занятия включаются дидактические игры, упражнения на развитие творческого воображения (схемы).

2.4. Формы и методы развития творческого воображения на занятиях бисероплетения.

Формированию творческого воображения способствуют использование на начальном этапе обучения заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно – действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков, способности к многократному переструктурированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленной задачи. Сюда относятся :

1. Игры на угадывание предмета по характерным частям:

«Чьи ушки»

«Пирамидка»

«Выпавший осколок»

2. Игры на нахождения сходства и различия в изображении:

«Найди отличие»

«Чего не хватает»

3. Игры на нахождение «спрятавшихся» в лабиринте линий предметов:

«Найди спрятавшуюся посуду»

«Спрятанные овощи»

«Зашумлённые цифры и буквы»

«Узнай геометрическую фигуру»

4. Игры на разгадывание клякс:

«Волшебная клякса»

«Загадочные пятна»

5. Игры на нахождение ошибок в изображении предметов, сюжетов:

«Что перепутал художник»

«Найди ошибку»

Такие игры – задания стимулируют развитие творческого воображения у ребёнка и используются на занятиях бисероплетения.

Каждый структурный элемент занятий по бисероплетению обладает определёнными возможностями в плане развития творческого воображения. Учёт особенностей структуры занятия и максимальное использование возможностей каждого этапа занятия может обеспечить эффективное формирование творческого воображения. Видя большой круг изделий из бисера, и зная, какая задача перед ним стоит, у ребёнка начинает развиваться логическое мышление. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся знаний более сложные изделия и их дополнения. Содержание этих изделий развивается и обогащается, в них привносится личностное отношение, которое характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. У ребёнка начинает развиваться творческое воображения. Оно становится опосредованным и преднамеренным. Так как ребёнок начинает создавать изделие в соответствии с поставленной целью и определёнными требованиями, по заранее предложенному плану. В процессе выполнения изделия происходит контроль со стороны педагога, степень соответствия результата поставленной задаче. В данном случае у ребёнка развивается активное творческое воображение. На начальном этапе обучения воображение ребёнка зависит от того, что он уже знает и видит (наглядность, схемы, иллюстрации) в результате возникают новые образы с участием воли ребёнка. Ребёнок ставит перед собой задачу придумать и далее выполнить необычное украшение не похожее ни на одно из увиденного. В любое время ребёнок может прекратить выполнение изделия по своей воли или изменить план своих действий в выполнении изделия. Ребёнок сам управляет данным психическим процессом. По результату выполнения изделия, можно определить какое воображение присутствовало у ребёнка на момент выполнения этого изделия. Если изделие, которое выполнил ребёнок, похоже на те, которые они уже видели, но в них есть элементы нового, это воображение будет репродуктивным, ребёнок создавал свои изделия по готовым образцам и добавлял своё. Изделия, у которых есть много нового, и мало того, что ребёнок видел в готовых изделиях или иллюстрациях в книгах, можно судить о том, что у ребёнка присутствовало репродуктивное воображение. Можно сделать вывод, что наличие у ребёнка продуктивного или репродуктивного воображения является результатом выполнения ребёнком творческих работ.

Развитие творческого воображения происходит не только на занятиях, но и через посещение выставок в музеях. Народное искусство в силу своей красоты и доступности, жизнерадостного живого характера играет важную роль в развитии творческих способностей детей, в развитии их воображения, самостоятельности, художественного вкуса.

С точки зрения исследователей, народное искусство, особенно декоративное, отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и отчасти воспроизведению. Знакомство детей с народным декоративным искусством приносит большую пользу в воспитательной работе, вносит яркие, радостные впечатления, повышает художественный вкус.

Как сказал М. Горький, что красивые вещи воспитывают творческое воображение у людей и уважение к их труду.

Бисер- это мелкие, блестящие, перламутровые шарики, которые привлекают внимание детей и радуют их глаз. К тому же он становится ещё привлекательней, когда дети делают из бисера украшения, тот же одевают их и идут домой. Поэтому если дети любят это занятие, то есть все основания предположить то, что в процессе занятий у детей будет развиваться творческое воображение. Развитие творческого воображения происходит на протяжении каждого занятия бисероплетения.

Заключение.

Декоративно – прикладное искусство содержит в себе все необходимые источники развития воображения ребёнка, но если ребёнок и сам будет заниматься декоративно – прикладным искусством, делая своими руками прекрасные работы, то воображение у ребёнка будет развиваться вдвойне. Развитие воображения у детей будет происходить не навязчиво, произвольно в процессе занятия делом, которое им нравится. Правильно проведённое занятие будет способствовать развитию творческого воображения. Творчество становится для ребёнка свободным и ответственным трудом, приносящим как индивидуально, так и социально значимые результаты. С одной стороны они учатся работать с бисером, изучая приёмы низания и изготавливая красивые изделия, а с другой стороны развивают того не замечая в себе нужные качества, как мышление, волю, эмоции, общение, память, творческое воображение.

Формирование творческого воображения способствуют :

1. Использование на занятиях разнообразного вида бисера, материалов и инструментов, предоставление им свободы выбора всего этого.

2. Рассматривание образцов готовых изделий из бисера, иллюстраций в книгах и журналах.

3. Посещение выставок в музеях, встречи с мастерами.

4. Проведение мини – выставок.

5. Выполнение заданий на закрепление пройденных тем, прочитывание схем и выполнение работ по схемам.

6. Создание проблемной ситуации, побуждающей развитие творческого воображения и выполнение творческих работ.

По результату мини – выставок, полугодовых, годовых выставок, можно судить о развитии творческого воображения детей в процессе занятия бисероплетения, при создании им всех необходимых условий в обучении. Каждый ребёнок в процессе обучения получает возможность развивать в себе творческое воображение, благодаря активному включению ребёнка в процесс декоративно – прикладного творчества, в котором и воссоздаются, и рождаются новые изделия.

Данная работа может быть полезна и интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, учителям технологии, занимающимся развитием творческого воображения.

Публикации по теме:

«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот день на Руси называют по разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово.

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка»Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.

Фотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Каждую весну в нашем Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие дети дошкольного и школьного возраста.

Фотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Доброго времени суток, дорогие коллеги! Каждый год весной в Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия»Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!" В. А. Сухомлинский. Бумага-это самый доступный материал для детского творчества.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно — прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый»Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно — прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый» Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно - прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый». Цели и задачи.

Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в ВоркутеФотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в Воркуте Выставка декоративно-прикладного творчества "Радуга вдохновения", фотоотчёт из Воркуты. Дорогие друзья, хочу пригласить вас прогуляться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа на тему «Развитие творческого воображения средствами декоративно-прикладного творчества»
Опубликовано: 15 января 2023 в 22:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД